Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации20 апреля 2011 года город Карачаевск
Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего, судьи Долаева А.С.,
при секретаре Батдыевой М.М.,
с участием:
истца, помощника прокурора г. Карачаевска Тоторкулова М.М.,
представителя ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиала в г. КЧР, действующего на основании доверенности №91-11 Накохова А-К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского городского суда гражданское дело по исковому заявлению исковому заявлению прокурора г. Карачаевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике о признании действий ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике в виде нарушения порядка изменения норм расхода газа для абонентов проживающих в многоквартирных домах с центральным горячим водоснабжением Карачаевского городского округа в июле-октябре 2010 года неправомерными, обязании ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике произвести перерасчет платы за газоснабжение полученной от потребителей в результате нарушения порядка изменения норм расхода газа для абонентов проживающих в многоквартирных домах с центральным горячим водоснабжением Карачаевского городского округа в июле-октябре 2010 года и обязании ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике в течении месяца после принятия решения судом через СМИ или иным способом довести до сведения потребителей решение суда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Карачаевска в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике о признании действий ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике в виде самовольного изменения норм расхода газа для абонентов проживающих в многоквартирных домах с центральным горячим водоснабжением Карачаевского городского округа в июле-октябре 2010 года неправомерными обязании ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республик вернуть абонентам Карачаевского городского округа денежные средства, полученные в результате незаконного изменения нормативов потребления газа и обязании ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республик в течении месяца после принятия решения судом через СМИ или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
В судебном заседании истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования, и просил суд признать действия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике в виде нарушения порядка изменения норм расхода газа для абонентов проживающих в многоквартирных домах с центральным горячим водоснабжением Карачаевского городского округа в июле-октябре 2010 года неправомерными, обязать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике произвести перерасчет платы за газоснабжение полученной от потребителей в результате нарушения порядка изменения норм расхода газа для абонентов проживающих в многоквартирных домах с центральным горячим водоснабжением Карачаевского городского округа в июле-октябре 2010 года и обязать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике в течении месяца после принятия решения судом через СМИ или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
В обоснование исковых требований истец указал следующее. Прокуратурой г. Карачаевска в ходе проверки соблюдения жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей выявлен факт незаконного применения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике для граждан потребителей газа, проживающих в многоквартирных домах без приборов учета газа с центральным горячим водоснабжением нормативов расхода газа как для домов без центрального горячего водоснабжения. В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 г. №373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» установлено, что нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. Согласно Постановления Правительства КЧР от 15.05.06г. № 84 «О нормах расхода природного газа отпускаемого населению КЧР» норма расхода на одного человека в домах с центральным горячим водоснабжением составляет 8 куб. м. газа в месяц. В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306) «норматив потребления коммунальных услуг» - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. Уполномоченные органы - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления. Таким образом, в соответствии с вышеизложенными требованиями закона для изменения нормативов потребления газа абонентам, проживающим в многоквартирных домах Карачаевского городского округа с центральным горячим водоснабжением без приборов учета газа необходимо было решение Правительства КЧР об изменении нормативов потребления газа по данной категории абонентов. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесии в период времени с июля по октябрь 2010 года в нарушение указанной процедуры применения нормативов для абонентов проживающих в многоквартирных домах Карачаевского городского округа с центральным горячим водоснабжением без индивидуальных и коллективных приборов учета вместо норматива в 8 куб. м. газа на 1 человека в месяц был применен норматив в 27 куб. м. газа на человека в месяц, в результате чего абонентская плата за газ выросла в 3 раза. Как следует из ответа ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» на запрос прокуратуры г. Карачаевска новый норматив потребления газа был применен в связи с тем, что в период времени с 29.06.10 г. по 18.11.10 г. УМП «Теплоэлектросеть» г. Карачаевска было отключено от газоснабжения и соответственно горячая вода жителям многоквартирных домов с центральным горячим водоснабжением Карачаевского городского округа не подавалась. Согласно объяснениям юрист-консульта ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Адышесова М. М. единственным основанием изменения норматива потребления газа был факт отключения УМП «Теплоэлектросеть» от газоснабжения. Действующим законодательством поставщики коммунальных услуг правом самостоятельного изменения или применения нормативов потребления не наделены. В данном случае ответчиком грубо нарушены требования законодательства Российской Федерации и КЧР регулирующего порядок предоставления коммунальных услуг, нарушены основы федеральной политики в области тарифного регулирования, а также интересы Российской Федерации и КЧР как субъектов уполномоченных устанавливать основы нормативного регулирования в данной сфере. Кроме того, в целях защиты прав неопределенного круга потребителей прокурор в силу ч. 1 ст. 45 ГПК и ст. 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» наделен правом обращения в суд с заявлением о признании действий нарушающих права потребителей противоправными и о прекращении таких действий. При удовлетворении заявления прокурора суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через СМИ или иным способом до сведения потребителей решение суда. Согласно информации предоставленной ответчиком завышенные нормативы потребления газа были применены к 3895 потребителям газа. Данный круг лиц в силу многочисленности невозможно привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Согласно расчетам, произведенным специалистами Главного Управления по тарифам и ценам КЧР в результате самовольного изменения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в КЧР норм расхода газа, утвержденных Постановлением Правительства КЧР от 15.05.06 г. №84 «О нормах расхода природного газа отпускаемого населению КЧР» ответчиком незаконно был получен доход в размере 769 881 рубля. Статья 12 ГК РФ предусматривает в качестве способа защиты гражданских прав возмещение убытков. В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике Накохов А-К.А. в судебном заседании исковые требования прокурора г Карачаевска не признал, суду представил письменный отзыв, в котором указал следующее.
ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» как поставщик газа, руководствуется непосредственно «Правилами поставки газа в РФ» от 15.11.1996 года №1198, а именно в п. 2.9 говорится, что учет количества газа, реализуемого населению, производится по приборам учета газа или на основании норм расхода газа (на приготовление пищи, горячей воды и отопления). Нормы расхода газа на одного человека определяются газораспределительными организациями в установленном порядке. Также данная норма указана в п. 33 Постановления Правительства РФ №549 от 21.07.2008 года «О порядке поставки газа обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». Постановлением Правительства КЧР №84 от 15.05.2006 года «О нормах расхода природного газа, отпускаемого населению КЧР» установлены значения видопотребления: в случае если квартиры многоэтажных домов имеют центральное горячее водоснабжение и не имеют прибор учета газа, то начисление на газовую плиту производится из расчета 8 м3 газа на одного человека; - в случае отсутствия центрального горячего водоснабжения, начисление производится из расчета 27 м3 на одного человека. П. 30 Постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года предусматривает расчет размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием имущества, принадлежащего собственнику исходя объемов коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды. Вышеуказанной нормативно-правовой документацией не предусмотрен норматив потребления газа, предусматривающий наличие у абонентов электронагревательных приборов. Кроме того, поставщик газа не уполномочен производить оценку достоверности показаний электрических приборов домовладения абонентов, с целью определения степени его использования для горячего водоснабжения. Прокурор г. Карачаевска ссылаясь на Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года, утверждает, что по данной категории абонентов необходимо было решения Правительства КЧР, хотя в самом законе данный порядок не установлен, а расписан порядок изменения объема (коэффициента) потребления. Также истец, ссылаясь на вышеуказанное постановление № 306 от 23.05.2006 года, утверждает, что поставщиком газа неправомерно был применен норматив в размере 27 м3. Однако, п. 48 вышеуказанного постановления гласит, что при использовании в жилых помещениях многоквартирных домов газа по нескольким направлениям одновременно норматив газоснабжения для населения, проживающего в таких домах, определяется исходя из суммы нормативов потребления по направлениям. Определение нормативов газоснабжения производится дифференцированно в зависимости от направлений использования газа. Далее говорится, что подогрев воды при отсутствии центрального горячего водоснабжения может производиться с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты. Данный порядок определен Постановлением Правительства РФ №306 от 25.05.2006 года, а именно в п. 47 сказано, что норматив газоснабжения определяется исходя из следующих основных направлений использования: а) приготовление пищи с использованием газовых плит; б) подогрев воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд при отсутствии централизованного горячего водоснабжения; в) отопление при отсутствии центрального отопления. В связи с тем, что с июля по октябрь 2010 года У МП «Теплроэлектросеть» не работало, и производить подачу горячего водоснабжения населению не имело возможности, расчет объема газа, поставляемого населению Карачаевского городского округа, производился исходя из нормативов утвержденных Постановлением правительства КЧР № 84 от 15.05.2006 года, т.е. 27 м3 на одного человека в месяц (пищеприготовление и горячее водоснабжение при отсутствии централизованного горячего водоснабжения). Таким образом, действия газоснабжающей организации были законными и обоснованными в связи с чем, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
Третье лицо Главное Управление по тарифам и ценам КЧР, надлежаще извещенное о месте и времени судебного разбирательства. В судебное заседание своего представителя не направило, о причинах уважительности его неявки суд не известило и об отложении судебного заседания не просило. На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное заседание проведено в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года №373, нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Согласно приложения к Указанному Постановлению Правительства Российской Федерации, минимально допустимой нормой потребления газа населением в Карачаево-Черкесской Республике при отсутствии приборов учета газа, для газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения установлен в размере 8 м3/чел. Согласно приложения к Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики «О нормах расхода природного газа, отпускаемого населению КЧР» от 15 мая 2006 года №84, норма расхода газа на одного человека в домах с центральным горячим водоснабжением составляет 8 м3 газа в месяц.
Ст. 1102 ГК РФ предусмотрено что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему, неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Согласно п. 2.9. Публичного договора газоснабжения для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (опубликованного в газете «День республики от 21 марта 2009 года», при отсутствии у абонента СГ, а также в случаях указанных в п. 2.4 настоящего Договора, объем потребления газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Также в указанном Публичном договоре не предусмотрено случаев, одностороннего изменения начисления объемов газа в отношении квартир многоэтажных домов имеющих центральное горячее водоснабжение и не имеющих приборов учета газа, а именно увеличения норматива потребления газа в связи с отключением горячего водоснабжения.
Согласно п. 42 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).
Доводы истца также подтверждаются следующими исследованными в судебном заседании материалами дела. Ответом исполнительного директора ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» от 07 декабря 2010 года №2170, на прокурорский запрос, из которого следует, что основанием изменения начисления объемов газа явилось отсутствие центрального горячего водоснабжения предприятием УМП «Теплоэлектросеть» города Карачаевска.
Ответом заместителя генерального директора филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в КЧР от 20 декабря 2010 года №19-19/869-ВН, согласно которого с июля по октябрь 2010 года, ввиду отсутствия центрального горячего водоснабжения предприятием УМП «Теплоэлектросеть» города Карачаевска поставщиком газа была применена норма, утвержденная Постановлением Правительства КЧР №84 от 15 мая 2006 года, как в домах без горячего водоснабжения.
Ответом заместителя генерального директора филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в КЧР от 30 декабря 2010 года №19-19/898-ВН, из которого следует, что количество людей, которым было произведено начисление в период отсутствия центрального горячего водоснабжения предприятием УМП «Теплоэлектросеть» составило 3895 человек.
Актом проверки комиссии Главного управления КЧР по тарифам и ценам от 24 ноября 2010 года №00078, согласно которого комиссия по факту повышения оплаты за газ в июле - сентябре 2010 года в отношении Караева Э.И., установила, что ООО «Кавказрегионгаз» филиалом в КЧР была необоснованно изменена плата за потребленный население газ.
Объяснениями руководителя юридической группы филиала ООО «Кавказрегионгаз» Адышезова М.М., данными помощнику прокурора г. Карачаевска от 08 декабря 2010 года, из которых следует, что увеличение платы за потребленный газ для абонентов, проживающих в многоквартирных домах с централизованным горячим водоснабжением Карачаевского ГО, было вызвано тем что в указанный период времени ООО «Карачаевскрегионгаз» прекратил подачу газа УМП «Теплоэлектросеть» г Карачаевска, и соответственного подача горячей воды в много квартирные дома не производилась, В связи с чем для абонентов г. Карачаевск проживающих в таких домах был применен норматив, для домов не подключенных к центральному горячему водоснабжению. Расчетом излишне полученного дохода, составленного Главным управлением КЧР по тарифам и ценам от 17 декабря 2010 года, из которого следует, что сумма средств, полученных вследствие изменения нормы расхода газа ООО «Кавказрегионгаз», поставленного населению г. Карачаевска в июле-сентябре 2010 года, составило 769 881 рубль.
Сопоставляя представленные истцом в обоснование исковых требований, приведенные письменные доказательства, проверив правильность, содержание и оформление указанных документов суд приходит к выводу о достоверности и допустимости приведенных доказательств. Совокупность приведенных доказательств подтверждают факт, необоснованного завышения нормативов потребления газа в июле - октябре 2010 года для жителей многоквартирных домов г. Карачаевск. Доводы представителя ответчика приведенные в обоснование возражений по иску, что норма распределения газа определяется газораспределительными организациями в установленном порядке и как поставщик газа руководствовался «Правилами поставки газа в РФ» от 15.11.96 г. №1198. В связи с тем, что с июля по октябрь 2010 года У МП «Теплроэлектросеть» не работало, и производить подачу горячего водоснабжения населению не имело возможности, расчет объема газа, поставляемого населению Карачаевского городского округа, производился исходя из нормативов утвержденных Постановлением правительства КЧР № 84 от 15.05.2006 года, т.е. 27 м3 на одного человека в месяц (пищеприготовление и горячее водоснабжение при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), суд находит не обоснованным так как приведенные в обоснование возражений акты и правила предусматривают определение нормативов потребления а не изменения норм расхода газа для абонентов проживающих в многоквартирных домах с центральным горячим водоснабжением которым уже установлены нормативы потребления.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с ответчика подлежат взысканию судебные издержки связанные с рассмотрение дела в пределах установленных НК РФ в суме 4000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Карачаевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике о признании действий ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике в виде нарушения порядка изменения норм расхода газа для абонентов проживающих в многоквартирных домах с центральным горячим водоснабжением Карачаевского городского округа в июле-октябре 2010 года неправомерными, обязании ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике произвести перерасчет платы за газоснабжение полученной от потребителей в результате нарушения порядка изменения норм расхода газа для абонентов проживающих в многоквартирных домах с центральным горячим водоснабжением Карачаевского городского округа в июле-октябре 2010 года и обязании ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике в течении месяца после принятия решения судом через СМИ или иным способом довести до сведения потребителей решение суда - удовлетворить.
Признать действия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике в виде нарушения порядка изменения норм расхода газа для абонентов проживающих в многоквартирных домах с центральным горячим водоснабжением Карачаевского городского округа в июле-октябре 2010 года - неправомерными.
Обязать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике произвести перерасчет платы за газоснабжение полученной от потребителей в результате нарушения порядка изменения норм расхода газа для абонентов проживающих в многоквартирных домах с центральным горячим водоснабжением Карачаевского городского округа в июле-октябре 2010 года.
Обязать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике в течении месяца после принятия решения судом через СМИ или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
Взыскать с ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» филиал в Карачаево-Черкесской Республике государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2011 года
Копия верна, судья А.С. Долаев