РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации24 мая 2011 года город Карачаевск
Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего, судьи Долаева А.С.,
при секретаре Батдыевой М.М.,
с участием:
истца, в лице старшего помощника прокурора г. Карачаевска Данильян А.А.,
представителя ответчика администрации Карачаевского городского округа,
действующего на основании доверенности №01 от 11.01.2010 года Кубанова Ш.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского городского суда гражданское дело по исковым заявлениям прокурора г. Карачаевска в интересах Астежевой Зухры ФИО11, Бесленеевой ФИО12, Букшенковой ФИО13, Джанчеровой ФИО14, Джегутановой ФИО15 к МОУ СОШ п. Малокурганный имени М.С. Остроухова», Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов КЧР о признании незаконными действий МОУ «СОШ п. Малокурганный имени М.С. Остроухова», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства финансов КЧР, по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и взыскании с МОУ СОШ п. Малокурганный имени М.С. Остроухова», Администрации Карачаевского городского округа за счет казны КЧР в пользу Астежевой Зухры ФИО16, Бесленеевой ФИО17, Букшенковой ФИО18, Джанчеровой ФИО19 Джегутановой ФИО20 сумм задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Карачаевска обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах Астежевой ФИО21, Бесленеевой ФИО22, Букшенковой ФИО23, Джанчеровой ФИО24 Джегутановой ФИО25 к МОУ СОШ п. Малокурганный имени М.С. Остроухова», Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов КЧР о признании незаконными действий МОУ «СОШ п. Малокурганный имени М.С. Остроухова», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства финансов КЧР, по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и взыскании с МОУ СОШ п. Малокурганный имени М.С. Остроухова», Администрации Карачаевского городского округа за счет казны КЧР в пользу Астежевой ФИО26, Бесленеевой ФИО27, Букшенковой ФИО28, Джанчеровой ФИО29, Джегутановой ФИО30 сумм задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных, обосновав заявленные требования следующим.
В ходе проведенной прокуратурой города Карачаевска проверки по коллективному заявлению педагогических работников МОУ СОШ п. Малокурганный имени М.С. Остроухова», о нарушении их прав, связанной с невыплатой компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, полагающихся им как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, было установлено, что перед работниками МОУ «СОШ п. Малокурганный имени М.С. Остроухова», постоянно проживающим и работающими в сельской местности за образовательным учреждением образовалась задолженность, по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 01 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года. Данное обстоятельство подтверждается списком педагогических работников, представленным руководством МОУ «СОШ п. Малокурганный», согласно которого за образовательным учреждением перед заявителями за указанный период задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в следующих размерах: Астежевой З.А. - <данные изъяты> Бесленеевой Л.Н. - <данные изъяты>; Букшенковой Г.В. - <данные изъяты>; Джанчеровой С.У. - <данные изъяты>; Джегутановой М.А. - <данные изъяты>.
Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, ответчиками не обеспечено гарантированное законом право педагогических работников по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, чем нарушаются права граждан, предоставленные им действующим законодательством. При этом, ответчиками не были соблюдены предусмотренные абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ №3266-1 от 10 июня 1992 года «Об образовании» положения, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона КЧР от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации). В соответствии с ч. 3 ст. 3 указанного республиканского закона - порядок возмещения названных расходов устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Статьей 4 того же закона установлен порядок финансирования и учет расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам и указано, что предоставление мер осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом КЧР о бюджете на соответствующий финансовый год. Из смысла указанных норм федеральных и республиканских законов следует, что льготы по оплате коммунальных услуг должны быть предусмотрены в бюджете республики, реально представлены указанной категории граждан, а затем фактически понесенные расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.
В судебном заседании истец - старший помощник прокурора г. Карачаевска Данильян А.А. исковые требования прокурора г. Карачаевска поддержал, и просил удовлетворить заявленные требования по изложенным в исковых заявлениях основаниям.
Представитель ответчика Администрации Карачаевского городского округа Кубанов Ш.Г. исковые требования прокурора г. Карачаевска в части признания незаконными действий Администрации Карачаевского городского округа не признал, указав, что требования в данной части не обоснованны, так как выплаты не произведены по причине не перечисления средств на выплаты на счета Администрации КГО с республиканского бюджета. В части взыскания с Министерства Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу указанных лиц сумм задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, заявленные исковые требования признал обоснованными.
Представитель ответчика по делу Министерства Финансов КЧР, действующий по доверенности, представил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Карачаевска, действующего в интересах педагогических работников МОУ СОШ п. Малокурганный им. М.С. Остроухова, о взыскании с казны Карачаево-Черкесской Республики, в лице Министерства финансов КЧР задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, без участия представителя Министерства Финансов КЧР. По поводу предъявлен-ного искового заявления ответчик считает, что согласно ст. 3 Закона КЧР от 30.07.2008 г. №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» возмещение указанных расходов производится республиканским государственным образовательным учреждением или муниципальным образовательным учреждением на основании, в том числе и документа подтверждающего оплату определенных коммунальных услуг, в связи с чем, необходимым условием для оплаты является факт оплаты данных денежных услуг педагогическим работником, имеющим право на возмещение данных расходов. Возмещение производится муниципальным учреждением, в данном случае МОУ СОШ п. Малокурганный им. М.С. Остроухова при наличии фактически оплаченных счетов.
Представитель ответчика МОУ СОШ п. Малокурганный имени М.С. Остроухова» в судебное заседание не явился, суду представлено письменное заявление, в котором просит провести судебное заседание в его отсутствие, исковы требования признает в полном объеме.
Истцы Астежева З.А., Бесленеева Л.Н., Букшенкова Г.В., Джанчерова С.У., Джегутанова М.А., надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, либо своих представителей не направили, о причина уважительности своей неявки суд не известили.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц участвующих в деле, суд рассмотрел дело в отсутствии указанных лиц.
Выслушав истца - прокурора г. Карачаевска, в лице старшего помощника прокурора г. Карачаевска Данильян А.А., представителя ответчика Администрации Карачаевского городского округа Кубанова Ш.Г., исследовав доводы ответчика - Министерства финансов КЧР изложенные в письменных возражениях, исследовав представленные в обоснование иска и в обоснование возражений письменные доказательства по делу, оценив, допустимость, достоверность, приведенных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство ведется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений. Ответчиками в судебном заседании достаточных доказательств в опровержение доводов истца не представлено.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, сторонами по делу не оспаривается, что заявители, в чьих интересах, обратился в суд прокурор г. Карачаевска: Астежева З.А., Бесленеева Л.Н., Букшенкова Г.В., Джанчерова С.У., Джегутанова М.А. работают учителями в МОУ СОШ п. Малокурганный имени М.С. Остроухова», и постоянно проживают в сельской местности, однако предусмотренные законом компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, как педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, в период времени с 01 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года им не были выплачены.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 года №52-ФЗ «О внесении изменении и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» из которого следует, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона КЧР от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации).
Из нормы п. 3 ст. 3 вышеуказанного республиканского закона следует, что порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Статьей 4 того же республиканского закона установлен порядок финансирования по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и оно осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Постановлением Правительства РФ №377 от 27 июня 2003 года утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Согласно п. 2 Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, и проживающих в сельской местности. Пункт 3 Правил предусматривает, что Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 настоящих Правил цели.
Из содержания приведенных норм федерального и республиканского законодательства, следует, что льготы по оплате коммунальных услуг должны предусматриваться в бюджете КЧР и предоставляться указанной в исках категории граждан, а затем подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета. Расходы по возмещению коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, должны выделяться из федерального бюджета путем предоставления субвенций из федерального бюджета. В связи с тем, что субвенции из федерального бюджета не выделяются в Карачаево-Черкесской Республике, нарушаются предусмотренные федеральным и республиканским законодательством, права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
Данные установленные судом по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиками гарантированных федеральным и республиканским законодательством прав педагогических работников МОУ «СОШ п. Малокурганный им М.С. Остроухова», проживающих в сельской местности, на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Требования истцов также подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, представленными в материалах дела:
Так в деле представлены заявления граждан: Астежевой З.А., Бесленеевой Л.Н., Букшенковой Г.В., Джанчеровой С.У., Джегутановой М.А на имя прокурора г. Карачаевска от 23 марта 2011 года, из которых следует, что указанные граждане обратились прокурору г. Карачаевска с просьбой о содействии в получении задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года.
Представленным расчетом сумм задолженностей по коммунальным услугам, произведенным МОУ «СОШ п. Малокурганный им М.С. Остроухова», подтверждается, что на основании установленных нормативов задолженность по коммунальным услугам за период с 01 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года составляет в отношении: Астежевой З.А. - <данные изъяты> Бесленеевой Л.Н., - <данные изъяты>; Букшенковой Г.В. - <данные изъяты>; Джанчеровой С.У. - <данные изъяты>; Джегутановой М.А. - <данные изъяты> Указанные суммы произведенных расчетов сторонами по делу не оспаривается.
Суд, оценивая приведенные письменные доказательства представленные истцами в обоснование заявленных требований, сопоставляя приведенные письменные доказательства, проверив правильность, содержание и оформление указанных документов, приходит к выводу об их достоверности и допустимости. Так приведенные письменные доказательства, составлены и исходят из правомочных на выдачу приведенных документов государственных муниципальных органов, и заверены уполномоченными на то должностными лицами, в связи с чем, принимает данные доказательства как допустимые и достоверные.
Совокупностью представленных в обоснование заявленных исковых требований доказательств по делу, подтверждается обоснованность и законность заявленных исковых требований.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации). МОУ «СОШ п. Малокурганный им. М.С. Остроухова» является самостоятельным юридическим лицом и Астежева З.А., Бесленеева Л.Н., Букшенкова Г.В., Джанчерова С.У., Джегутанова М.А. находятся в штате данного учреждения. Финансирование коммунальных услуг производится Министерством Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики, следовательно требования о взыскании задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с МОУ «СОШ п. Малокурганный им М.С. Остроухова» за счет казны Карачаево-Черкесской Республики, обоснованно и законно.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований, и следовательно исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с ответчика подлежат взысканию судебные издержки связанные с рассмотрение дела в пределах установленных НК РФ в суме 1602 рубля.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Карачаевска в интересах Астежевой №, Бесленеевой ФИО31, Букшенковой ФИО32, Джанчеровой ФИО33, Джегутановой ФИО34 к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа п. Малокурганный имени М.С. Остроухова», Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики - удовлетворить.
Признать незаконными действия Муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа п. Малокурганный имени М.С. Остроухова», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности Астежевой ФИО35, Бесленеевой ФИО36, Букшенковой ФИО37, Джанчеровой ФИО38, Джегутановой ФИО39
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа п. Малокурганный им. М.С. Остроухова» Администрации Карачаевского городского округа, за счет казны Карачаево-Черкесской Республики суммы задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности за период с 01 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года в пользу: Астежевой ФИО40 - <данные изъяты>; Бесленеевой ФИО41 - <данные изъяты> Букшенковой ФИО42 - 12095 <данные изъяты> Джанчеровой С.У. - <данные изъяты>; Джегутановой ФИО43 - <данные изъяты>
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа п. Малокурганный им. М.С. Остроухова» Администрации Карачаевского городского округа за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в доход государства государственную пошлину в размере 1602 (одна тысяча шестьсот два) рубля.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме, через Карачаевский городской суд КЧР.
Председательствующий, судья А.С. Долаев.