РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации24 мая 2011 года город Карачаевск
Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего, судьи Долаева А.С.,
при секретаре Батдыевой М.М.,
с участием:
истца, в лице старшего помощника прокурора г. Карачаевска Данильян А.А.,
представителя ответчика администрации Карачаевского городского округа,
действующего на основании доверенности №01 от 11.01.2010 года Кубанова Ш.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского городского суда гражданское дело по исковым заявлениям прокурора г. Карачаевска в интересах Астежевой ФИО11, Бесленеевой ФИО12, Букшенковой ФИО13 Джанчеровой ФИО14, Джегутановой ФИО15 к МОУ СОШ <адрес> имени ФИО8», Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов КЧР о признании незаконными действий МОУ «СОШ <адрес> имени ФИО8», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства финансов КЧР, по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и взыскании с МОУ СОШ <адрес> имени ФИО8», Администрации Карачаевского городского округа за счет казны КЧР в пользу Астежевой ФИО16, Бесленеевой ФИО17, Букшенковой ФИО18 Джанчеровой ФИО19, Джегутановой ФИО20 сумм задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Карачаевска обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах Астежевой ФИО21, Бесленеевой ФИО22, Букшенковой ФИО23, Джанчеровой ФИО24, Джегутановой ФИО25 к МОУ СОШ <адрес> имени ФИО8», Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов КЧР о признании незаконными действий МОУ «СОШ <адрес> имени ФИО8», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства финансов КЧР, по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и взыскании с МОУ СОШ <адрес> имени ФИО8», Администрации Карачаевского городского округа за счет казны КЧР в пользу Астежевой ФИО26, Бесленеевой ФИО27, Букшенковой ФИО28, Джанчеровой ФИО29, Джегутановой ФИО30 сумм задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных, обосновав заявленные требования следующим.
В ходе проведенной прокуратурой города Карачаевска проверки по коллективному заявлению педагогических работников МОУ СОШ <адрес> имени ФИО8», о нарушении их прав, связанной с невыплатой компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, полагающихся им как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, было установлено, что перед работниками МОУ «СОШ <адрес> имени ФИО8», постоянно проживающим и работающими в сельской местности за образовательным учреждением образовалась задолженность, по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждается списком педагогических работников, представленным руководством МОУ «СОШ <адрес>», согласно которого за образовательным учреждением перед заявителями за указанный период задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в следующих размерах: Астежевой З.А. - <данные изъяты>; Бесленеевой Л.Н. - <данные изъяты>; Букшенковой Г.В. - <данные изъяты>; Джанчеровой С.У. - <данные изъяты>; Джегутановой М.А. - <данные изъяты>.
Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, ответчиками не обеспечено гарантированное законом право педагогических работников по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, чем нарушаются права граждан, предоставленные им действующим законодательством. При этом, ответчиками не были соблюдены предусмотренные абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ №3266-1 от 10 июня 1992 года «Об образовании» положения, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона КЧР от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации). В соответствии с ч. 3 ст. 3 указанного республиканского закона - порядок возмещения названных расходов устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Статьей 4 того же закона установлен порядок финансирования и учет расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам и указано, что предоставление мер осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом КЧР о бюджете на соответствующий финансовый год. Из смысла указанных норм федеральных и республиканских законов следует, что льготы по оплате коммунальных услуг должны быть предусмотрены в бюджете республики, реально представлены указанной категории граждан, а затем фактически понесенные расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.
В судебном заседании истец - старший помощник прокурора г. Карачаевска Данильян А.А. исковые требования прокурора г. Карачаевска поддержал, и просил удовлетворить заявленные требования по изложенным в исковых заявлениях основаниям.
Представитель ответчика Администрации Карачаевского городского округа Кубанов Ш.Г. исковые требования прокурора г. Карачаевска в части признания незаконными действий Администрации Карачаевского городского округа не признал, указав, что требования в данной части не обоснованны, так как выплаты не произведены по причине не перечисления средств на выплаты на счета Администрации КГО с республиканского бюджета. В части взыскания с Министерства Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу указанных лиц сумм задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, заявленные исковые требования признал обоснованными.
Представитель ответчика по делу Министерства Финансов КЧР, действующий по доверенности, представил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Карачаевска, действующего в интересах педагогических работников МОУ СОШ <адрес> им. ФИО8, о взыскании с казны Карачаево-Черкесской Республики, в лице Министерства финансов КЧР задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, без участия представителя Министерства Финансов КЧР. По поводу предъявлен-ного искового заявления ответчик считает, что согласно ст. 3 Закона КЧР от 30.07.2008 г. №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» возмещение указанных расходов производится республиканским государственным образовательным учреждением или муниципальным образовательным учреждением на основании, в том числе и документа подтверждающего оплату определенных коммунальных услуг, в связи с чем, необходимым условием для оплаты является факт оплаты данных денежных услуг педагогическим работником, имеющим право на возмещение данных расходов. Возмещение производится муниципальным учреждением, в данном случае МОУ СОШ <адрес> им. ФИО8 при наличии фактически оплаченных счетов.
Представитель ответчика МОУ СОШ <адрес> имени ФИО8» в судебное заседание не явился, суду представлено письменное заявление, в котором просит провести судебное заседание в его отсутствие, исковы требования признает в полном объеме.
Истцы Астежева З.А., Бесленеева Л.Н., Букшенкова Г.В., Джанчерова С.У., Джегутанова М.А., надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, либо своих представителей не направили, о причина уважительности своей неявки суд не известили.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц участвующих в деле, суд рассмотрел дело в отсутствии указанных лиц.
Выслушав истца - прокурора г. Карачаевска, в лице старшего помощника прокурора г. Карачаевска Данильян А.А., представителя ответчика Администрации Карачаевского городского округа Кубанова Ш.Г., исследовав доводы ответчика - Министерства финансов КЧР изложенные в письменных возражениях, исследовав представленные в обоснование иска и в обоснование возражений письменные доказательства по делу, оценив, допустимость, достоверность, приведенных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство ведется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений. Ответчиками в судебном заседании достаточных доказательств в опровержение доводов истца не представлено.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, сторонами по делу не оспаривается, что заявители, в чьих интересах, обратился в суд прокурор <адрес>: Астежева З.А., Бесленеева Л.Н., Букшенкова Г.В., Джанчерова С.У., Джегутанова М.А. работают учителями в МОУ СОШ <адрес> имени ФИО8», и постоянно проживают в сельской местности, однако предусмотренные законом компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, как педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, в период времени с 01 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года им не были выплачены.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 года №52-ФЗ «О внесении изменении и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» из которого следует, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона КЧР от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации).
Из нормы п. 3 ст. 3 вышеуказанного республиканского закона следует, что порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Статьей 4 того же республиканского закона установлен порядок финансирования по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и оно осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Постановлением Правительства РФ №377 от 27 июня 2003 года утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Согласно п. 2 Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, и проживающих в сельской местности. Пункт 3 Правил предусматривает, что Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 настоящих Правил цели.
Из содержания приведенных норм федерального и республиканского законодательства, следует, что льготы по оплате коммунальных услуг должны предусматриваться в бюджете КЧР и предоставляться указанной в исках категории граждан, а затем подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета. Расходы по возмещению коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, должны выделяться из федерального бюджета путем предоставления субвенций из федерального бюджета. В связи с тем, что субвенции из федерального бюджета не выделяются в Карачаево-Черкесской Республике, нарушаются предусмотренные федеральным и республиканским законодательством, права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
Данные установленные судом по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиками гарантированных федеральным и республиканским законодательством прав педагогических работников МОУ «СОШ <адрес> им ФИО8», проживающих в сельской местности, на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Требования истцов также подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, представленными в материалах дела:
Так в деле представлены заявления граждан: Астежевой З.А., Бесленеевой Л.Н., Букшенковой Г.В., Джанчеровой С.У., Джегутановой М.А на имя прокурора г. Карачаевска от 23 марта 2011 года, из которых следует, что указанные граждане обратились прокурору г. Карачаевска с просьбой о содействии в получении задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года.
Представленным расчетом сумм задолженностей по коммунальным услугам, произведенным МОУ «СОШ <адрес> им ФИО8», подтверждается, что на основании установленных нормативов задолженность по коммунальным услугам за период с 01 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года составляет в отношении: Астежевой З.А. - <данные изъяты>; Бесленеевой Л.Н., - <данные изъяты>; Букшенковой Г.В. - 12095,24 <данные изъяты>; Джанчеровой С.У. - <данные изъяты>; Джегутановой М.А. - ФИО33. Указанные суммы произведенных расчетов сторонами по делу не оспаривается.
Суд, оценивая приведенные письменные доказательства представленные истцами в обоснование заявленных требований, сопоставляя приведенные письменные доказательства, проверив правильность, содержание и оформление указанных документов, приходит к выводу об их достоверности и допустимости. Так приведенные письменные доказательства, составлены и исходят из правомочных на выдачу приведенных документов государственных муниципальных органов, и заверены уполномоченными на то должностными лицами, в связи с чем, принимает данные доказательства как допустимые и достоверные.
Совокупностью представленных в обоснование заявленных исковых требований доказательств по делу, подтверждается обоснованность и законность заявленных исковых требований.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации). МОУ «СОШ <адрес> им. ФИО8» является самостоятельным юридическим лицом и Астежева З.А., Бесленеева Л.Н., Букшенкова Г.В., Джанчерова С.У., Джегутанова М.А. находятся в штате данного учреждения. Финансирование коммунальных услуг производится Министерством Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики, следовательно требования о взыскании задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с МОУ «СОШ <адрес> им ФИО8» за счет казны Карачаево-Черкесской Республики, обоснованно и законно.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований, и следовательно исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с ответчика подлежат взысканию судебные издержки связанные с рассмотрение дела в пределах установленных НК РФ в суме 1602 рубля.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Астежевой ФИО34 Бесленеевой ФИО35, Букшенковой ФИО36, Джанчеровой ФИО37, Джегутановой ФИО38 к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа <адрес> имени ФИО8», Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики - удовлетворить.
Признать незаконными действия Муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа <адрес> имени ФИО8», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности Астежевой ФИО39 Бесленеевой ФИО40, Букшенковой ФИО41, Джанчеровой ФИО42, Джегутановой ФИО43.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа <адрес> им. ФИО8» Администрации Карачаевского городского округа, за счет казны Карачаево-Черкесской Республики суммы задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности за период с 01 августа 2009 года по 31 декабря 2009 года в пользу: Астежевой ФИО44 - <данные изъяты> Бесленеевой ФИО45 - <данные изъяты>; Букшенковой ФИО46 - 12095 <данные изъяты>; Джанчеровой <данные изъяты> - <данные изъяты>; Джегутановой ФИО47 - <данные изъяты>
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа <адрес> им. ФИО8» Администрации Карачаевского городского округа за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме, через Карачаевский городской суд КЧР.
Председательствующий, судья А.С. Долаев.