Решение по делу №2-147/2011



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 года город Карачаевск

Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего, судьи Долаева А.С.,

при секретаре Батдыевой М.М.,

с участием:

представителя истца, старшего помощника прокурора г. Карачаевска Данильян А.А.,

истца Чудниковой А.Ф.,

представителя ответчика Администрации Карачаевского городского округа,

действующего на основании доверенности №03 от 12 января 2011 года Кубанова Ш.Г.,

представителя ответчика МДОУ Детский сад №10 «Тополек»,

действующего на основании приказа 33 от 22 января 2003 года Хромых Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Карачаевска в интересах Чудниковой ФИО7 к МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов КЧР о признании действий МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства финансов КЧР, по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающим в сельской местности Чудниковой ФИО8 - незаконными, взыскании с МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Чудниковой ФИО9 сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности в размере <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Карачаевска обратился в суд с исковым заявлением в интересах Чудниковой ФИО10 к МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов КЧР о признании действий МДОУ детский сад «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства финансов КЧР, по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающим в сельской местности Чудниковой ФИО11 - незаконными, взыскании с МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Чудниковой ФИО12 сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности в размере <данные изъяты> обосновав заявленные требования следующим.

Прокуратурой г. Карачаевска проведена проверка по коллективному заявлению педагогических работников МДОУ детский сад №10 «Тополек», о нарушении их прав, связанной с невыплатой компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, полагающихся им как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. В ходе проведенной проверки было установлено, гр. Чудникова А.Ф. постоянно проживает в п. Орджоникидзевский и имеет стаж работы более 10 лет воспитателем в МДОУ детский сад №10 «Тополек» п. Орджоникидзевский, в настоящее время находится на пенсии. Согласно представленного заведующей МДОУ детский сад «Тополек», списка педагогических работников, за образовательным учреждением перед заявителем Чудниковой А.Ф. по состоянию 2009 год образовалась задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года, в <данные изъяты> Таким образом, компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг Чудниковой А.Ф. не выплачиваются с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года. Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ №3266-1 от 10 июня 1992 года «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона №52 от 6 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» устанавливаются законодательными актами субъекта РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. В соответствии со ст. 1 Закона КЧР от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», (утратившего силу, но действовавшего в 2009 году), меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления (в том числе приобретения и доставки твердого топлива) и освещения предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории КЧР, пенсионерам из числа педагогических работников, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории КЧР в указанной сфере не менее 10 лет. Часть 1 ст. 3 данного закона предусматривает, что возмещение расходов на предоставление указанных мер социальной поддержки осуществляется образовательным учреждением, в штате которого состоит педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации), а согласно ч. 3 данной статьи, предусмотрено, что порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством КЧР. Статьей 4 того же закона установлен порядок финансирования и учет расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам и указано, что предоставление мер осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом КЧР о бюджете на соответствующий финансовый год. Согласно Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 г. №377 компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление названных льгот гражданам, работающим в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов РФ и местных бюджетов. Согласно письма министра образования и науки КЧР №1484 от 18.06.2009 г. расходы по возмещенною коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим в сельской местности, в поселках городского типа должны производиться из федерального бюджета путем предоставления субъектам, в том числе и КЧР субвенций из федерального бюджета, в связи с тем, что субвенции из федерального бюджета не выделяются, нарушаются права педагогических работников. Из смысла указанных норм федеральных и республиканских законов следует, что льготы по оплате коммунальных услуг должны быть предусмотрены в бюджете республики, реально представлены указанной категории граждан, а затем фактически понесенные расходы подлежат компенсации из федерального бюджета фактически понесенные расходы.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора г. Карачаевска Данильян А.А. исковые требования прокурора г. Карачаевска поддержал, и просил удовлетворить заявленные требования по изложенным в иске основаниям, указав на то при сложившейся ситуации ответчиками не обеспечиваются гарантированные законом права Чудниковой А.Ф. по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, чем нарушаются ее права гражданина, предоставленные законодательством Российской Федерации.

Истец Чудникова А.Ф. исковые требования прокурора г. Карачаевска поддержала и просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Карачаевского городского округа Кубанов Ш.Г. исковые требования прокурора г. Карачаевска в части признания незаконными действий Администрации Карачаевского городского округа не признал, указав что требования в указанной части не обоснованны, так как выплаты не произведены по причине не перечисления средств на выплаты на счета Администрации КГО с республиканского бюджета. В части взыскания с МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Чудниковой А.Ф. сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности Чудниковой А.Ф. исковые требования признал обоснованными.

Представитель ответчика по делу Министерства Финансов КЧР, действующий по доверенности, представил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Карачаевска, действующего в интересах педагогических работников МДОУ детский сад №10 «Тополек» о взыскании с казны Карачаево-Черкесской Республики, в лице Министерства финансов КЧР задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, без участия представителя Министерства Финансов КЧР. По поводу предъявленного искового заявления ответчик считает, что согласно ст. 3 Закона КЧР от 30.07.2008 г. №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» возмещение указанных расходов производится республиканским государственным образовательным учреждением или муниципальным образовательным учреждением на основании, в том числе и документа подтверждающего оплату определенных коммунальных услуг, в связи с чем, необходимым условием для оплаты является факт оплаты данных денежных услуг педагогическим работником, имеющим право на возмещение данных расходов. Возмещение производится муниципальным учреждением, в данном случае МДОУ детский сад №10 «Тополек» при наличии фактически оплаченных счетов.

Представитель ответчика МДОУ детский сад №10 «Тополек» Хромых Т.В. в судебном заседании признала исковые требования прокурора г. Карачаевска.

Выслушав истца -, в лице старшего помощника прокурора г. Карачаевска Данильян А.А., истца Чудникову А.Ф., представителя ответчика Администрации Карачаевского городского округа Кубанова Ш.Г., представителя ответчика МДОУ «детский сад №10 «Тополек» Хромых Т.В., исследовав доводы ответчика - Министерства финансов КЧР, изложенные в письменном ходатайстве, исследовав представленные в обоснование иска и в обоснование возражений письменные доказательства по делу, оценив, допустимость, достоверность, приведенных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу законности и обоснованности заявленных исковых требований и следовательно подлежащих удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство ведется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений. Ответчиками в судебном заседании достаточных доказательств в опровержение доводов истца не представлено.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, сторонами по делу не оспаривается, что Чудникова А.Ф. в чьих интересах, обратился с иском в суд прокурор г. Карачаевска, постоянно проживает в сельской местности (в поселке городского типа Орджоникидзевский, Карачаевского ГО, КЧР) и имеет стаж работы более 10 лет воспитателем в МДОУ детский сад №10 «Тополек» п. Орджоникидзевский, в настоящее время находится на пенсии, однако предусмотренные законом компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, как педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, в период времени с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года ей не выплачивались. При этом согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» (в редакции действующем в 2009 году) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 года №52-ФЗ «О внесении изменении и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» из которого следует, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона КЧР от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (действовавшем в 2009 году), Возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации).

Из нормы п. 3 ст. 3 вышеуказанного закона КЧР от 30.07.2008 года №65-РЗ, следует, что порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Статьей 4 того же закона КЧР предусмотрено, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется за счет и в пределах средств выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Карачаево-Черкесской Республики о бюджете Карачаево-Черкесской Республики на соответствующий финансовый год.

Постановлением Правительства РФ №377 от 27 июня 2003 года утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Согласно п. 2 Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, и проживающих в сельской местности. Пункт 3 Правил предусматривает, что Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 настоящих Правил цели.

Из содержания приведенных норм федерального и республиканского законодательства, следует, что льготы по оплате коммунальных услуг должны предусматриваться в бюджете КЧР и предоставляться указанной категории граждан, а затем подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета. Расходы по возмещению коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, должны выделяться из федерального бюджета путем предоставления субвенций из федерального бюджета. В связи с тем, что субвенции из федерального бюджета не выделяются в Карачаево-Черкесской Республике, нарушаются предусмотренные федеральным и республиканским законодательством, права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.

Доводы, изложенные в исковом заявлении, также подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалах.

Заявлением граждан, являющихся педагогическими работниками МДОУ Детский сад №10 «Тополек» на имя прокурора г. Карачаевска от 12 января 2011 года, следует, что указанные граждане обратились прокурору г. Карачаевска с просьбой о содействии в получении задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, что явилось основание для обращения прокурора г Карачаевская в суд с иском в интересах обративших лиц в том числе и Чудниковой А.Ф..

Трудовой книжкой Чудниковой ФИО13 подтверждается, что Чудникова А.Ф. проработала более 10 лет в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, и в настоящее время находится на трудовой пенсии по старости.

Справкой администрации ДОУ «детский сад №10 «Тополек» п. Орджоникидзевский, Карачаевского ГО от 20.12.2010 года, подтверждается, что Чудникова А.Ф. работала в МДОУ детский сад №10 «Тополек» в должности воспитателя (приказ о приеме от ДД.ММ.ГГГГ; приказ об увольнении <данные изъяты>

Представленным расчетом сумм задолженностей по оплате коммунальных услуг, педагогическим работникам МДОУ «Детский сад №10 «Тополек» п. Орджоникидзевский, подтверждается, что на основании установленных нормативов, задолженность по коммунальным услугам за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года в отношении Чудниковой А.Ф. составляет - <данные изъяты> копеек. Указанная сумма произведенных расчетов, сторонами по делу не оспаривается.

Суд, оценивая приведенные письменные доказательства представленные истцами в обоснование заявленных требований, сопоставляя приведенные письменные доказательства, проверив правильность, содержание и оформление указанных документов, приходит к выводу об их достоверности и допустимости. Так приведенные письменные доказательства, составлены и исходят из правомочных на выдачу приведенных документов государственных муниципальных органов, и заверены уполномоченными на то должностными лицами, в связи с чем, принимает данные доказательства как допустимые и достоверные.

Совокупность приведенных установленных судом по делу обстоятельств, свидетельствуют о нарушении ответчиками гарантированных федеральным и республиканским законодательством прав педагогических работников, в том числе и пенсионеров, проживающих в сельской местности, на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации). МДОУ «Детский сад №10 «Тополек» является самостоятельным юридическим лицом, и Чудникова А.Ф. ранее находилась в штате данного учреждения. Финансирование коммунальных услуг производится Министерством Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики, следовательно, требования о взыскании задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с МДОУ «Детский сад №10 «Тополек», законны и обоснованны, следовательно подлежат удовлетворению, в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Карачаевска в интересах Чудниковой ФИО14 к МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов КЧР о признании действий МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства финансов КЧР, по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающим в сельской местности Чудниковой ФИО15 - незаконными, взыскании с МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Чудниковой ФИО16 сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности в размере <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконными действия МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства финансов КЧР, по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающим в сельской местности Чудниковой ФИО17

Взыскать с МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Чудниковой ФИО18 сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года, в размере <данные изъяты>.

Взыскать с МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в доход государства государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней через Карачаевский городской суд КЧР.

Председательствующий, судья А.С. Долаев.