Решение по делу №2-149/2011



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 года город Карачаевск

Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего, судьи Долаева А.С.,

при секретаре Батдыевой М.М.,

с участием:

представителя истца, старшего помощника прокурора г. Карачаевска Данильян А.А.,

представителя ответчика Администрации Карачаевского городского округа,

действующего на основании доверенности №03 от 12 января 2011 года Кубанова Ш.Г.,

представителя ответчика МДОУ Детский сад №10 «Тополек»,

действующего на основании приказа 33 от 22 января 2003 года Хромых Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Карачаевска в интересах Баскаевой ФИО9 к МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов КЧР о признании действий МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства финансов КЧР, по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающим в сельской местности Баскаевой ФИО10 - незаконными, взыскании с МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Баскаевой ФИО11 сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности в размере <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Карачаевска обратился в суд с исковым заявлением в интересах Баскаевой ФИО12 МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов КЧР о признании действий МДОУ детский сад «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства финансов КЧР, по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающим в сельской местности Баскаевой ФИО13- незаконными, взыскании с МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Баскаевой ФИО14 задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности в размере 9736 рублей 20 коп., обосновав заявленные требования следующим.

Прокуратурой г. Карачаевска проведена проверка по коллективному заявлению педагогических работников МДОУ детский сад №10 «Тополек», о нарушении их прав, связанной с невыплатой компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, полагающихся им как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. В ходе проведенной проверки было установлено, гр. Баскаева А.О.постоянно проживает в п. Орджоникидзевский и работает учителем английского языка в МДОУ «Детский сад №10 «Тополек» п. Орджоникидзевский. Согласно представленного заведующей МДОУ «Детский сад «Тополек», списка педагогических работников, за образовательным учреждением перед заявителем Баскаевой А.О.по состоянию на 2009 год образовалась задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года, в размере 9736 рублей 20 копеек. Таким образом, компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг Баскаевой А.О. не выплачиваются с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года. Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ №3266-1 от 10 июня 1992 года «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона №52 от 6 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» устанавливаются законодательными актами субъекта РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. В соответствии со ст. 1 Закона КЧР от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», (утратившего силу, но действовавшего в 2009 году), меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления (в том числе приобретения и доставки твердого топлива) и освещения предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории КЧР, пенсионерам из числа педагогических работников, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории КЧР в указанной сфере не менее 10 лет. Часть 1 ст. 3 данного закона предусматривает, что возмещение расходов на предоставление указанных мер социальной поддержки осуществляется образовательным учреждением, в штате которого состоит педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации), а согласно ч. 3 данной статьи, предусмотрено, что порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством КЧР. Статьей 4 того же закона установлен порядок финансирования и учет расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам и указано, что предоставление мер осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом КЧР о бюджете на соответствующий финансовый год. Согласно Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 г. №377 компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление названных льгот гражданам, работающим в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов РФ и местных бюджетов. Согласно письма министра образования и науки КЧР №1484 от 18.06.2009 г. расходы по возмещенною коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим в сельской местности, в поселках городского типа должны производиться из федерального бюджета путем предоставления субъектам, в том числе и КЧР субвенций из федерального бюджета, в связи с тем, что субвенции из федерального бюджета не выделяются, нарушаются права педагогических работников. Из смысла указанных норм федеральных и республиканских законов следует, что льготы по оплате коммунальных услуг должны быть предусмотрены в бюджете республики, реально представлены указанной категории граждан, а затем фактически понесенные расходы подлежат компенсации из федерального бюджета фактически понесенные расходы.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора г. Карачаевска Данильян А.А. исковые требования прокурора г. Карачаевска поддержал, и просил удовлетворить заявленные требования по изложенным в иске основаниям, указав на то при сложившейся ситуации ответчиками не обеспечиваются гарантированные законом права Баскаевой А.О.по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, чем нарушаются ее права гражданина, предоставленные законодательством Российской Федерации.

Представитель ответчика Администрации Карачаевского городского округа Кубанов Ш.Г. исковые требования прокурора г. Карачаевска в части признания незаконными действий Администрации Карачаевского городского округа не признал, указав что требования в данной части не обоснованны, так как выплаты не произведены по причине не перечисления средств на выплаты на счета Администрации КГО с республиканского бюджета. В части взыскания с МДОУ «Детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Баскаевой А.О.сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности Баскаевой А.О.исковые требования признал обоснованными.

Представитель ответчика по делу Министерства Финансов КЧР, действующий по доверенности, представил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Карачаевска, действующего в интересах педагогических работников МДОУ «Детский сад №10 «Тополек» о взыскании с казны Карачаево-Черкесской Республики, в лице Министерства финансов КЧР задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, без участия представителя Министерства Финансов КЧР. По поводу предъявлен-ного искового заявления ответчик считает, что согласно ст. 3 Закона КЧР от 30.07.2008 г. №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» возмещение указанных расходов производится республиканским государственным образовательным учреждением или муниципальным образовательным учреждением на основании, в том числе и документа подтверждающего оплату определенных коммунальных услуг, в связи с чем, необходимым условием для оплаты является факт оплаты данных денежных услуг педагогическим работником, имеющим право на возмещение данных расходов. Возмещение производится муниципальным учреждением, в данном случае МДОУ «Детский сад №10 «Тополек» при наличии фактически оплаченных счетов.

Истец Баскаева А.О. надлежаще извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причинах уважительности причин неявки суду не сообщила и об отложении судебного заседания не просила. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле рассмотрел исковое заявление в отсутствие истца Баскаевой А.О.

Выслушав истца, в лице старшего помощника прокурора г. Карачаевска Данильян А.А., представителя ответчика Администрации Карачаевского городского округа Кубанова Ш.Г., представителя ответчика МДОУ «Детский сад №10 «Тополек» Хромых Т.В., исследовав доводы ответчика - Министерства финансов КЧР, изложенные в письменном ходатайстве, исследовав представленные в обоснование иска и в обоснование возражений письменные доказательства по делу, оценив, допустимость, достоверность, приведенных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу законности и обоснованности заявленных исковых требований и следовательно подлежащих удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство ведется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений. Ответчиками в судебном заседании достаточных доказательств в опровержение доводов истца не представлено.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, сторонами по делу не оспаривается, что Баскаева А.О, в чьих интересах, обратился с иском в суд прокурор <адрес>, постоянно проживает в сельской местности (в <адрес>, КЧР) и работает учителем английского языка в МДОУ «Детский сад №10 «Тополек» п. Орджоникидзевский, однако предусмотренные законом компенсационные выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, как педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, в период времени с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года ей не выплачивались. При этом согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» (в редакции действующем в 2009 году) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 года №52-ФЗ «О внесении изменении и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» из которого следует, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона КЧР от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (действовавшем в 2009 году), Возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации).

Из нормы п. 3 ст. 3 вышеуказанного закона КЧР от 30.07.2008 года №65-РЗ, следует, что порядок возмещения указанных расходов устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Статьей 4 того же закона КЧР предусмотрено, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется за счет и в пределах средств выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Карачаево-Черкесской Республики о бюджете Карачаево-Черкесской Республики на соответствующий финансовый год.

Постановлением Правительства РФ №377 от 27 июня 2003 года утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Согласно п. 2 Правил компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, и проживающих в сельской местности. Пункт 3 Правил предусматривает, что Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 настоящих Правил цели.

Из содержания приведенных норм федерального и республиканского законодательства, следует, что льготы по оплате коммунальных услуг должны предусматриваться в бюджете КЧР и предоставляться указанной категории граждан, а затем подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета. Расходы по возмещению коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, должны выделяться из федерального бюджета путем предоставления субвенций из федерального бюджета. В связи с тем, что субвенции из федерального бюджета не выделяются в Карачаево-Черкесской Республике, нарушаются предусмотренные федеральным и республиканским законодательством, права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.

Доводы, изложенные в исковом заявлении, также подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалах.

Из заявления граждан, являющихся педагогическими работниками МДОУ «Детский сад №10 «Тополек» на имя прокурора г. Карачаевска от 12 января 2011 года, следует, что указанные граждане обратились прокурору г. Карачаевска с просьбой о содействии в получении задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года, что явилось основанием для обращения прокурора г Карачаевска в суд с иском в интересах обративших лиц, в том числе и Баскаева А.О.

Трудовой книжкой Баскаевой А.О. подтверждается, что она в настоящее время работает в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №10 «Тополек», п. Орджоникидзевский.

Выпиской из приказа о приеме на работу от 01 сентября 2005 года №09/2-к, подтверждается, что Баскаева А.О. принята на работу, в МДОУ «Детский сад №10 «Тополек» в качестве учителя английского языка.

Согласно паспорта гражданина Российской Федерации от 15 июля 2003 года, Баскаева А.О. проживает по адресу: КЧР, <адрес>.

Представленным расчетом сумм задолженностей по оплате коммунальных услуг, педагогическим работникам МДОУ «Детский сад №10 «Тополек» <адрес>, подтверждается, что на основании установленных нормативов, задолженность по коммунальным услугам за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года в отношении Баскаевой А.О. составляет - <данные изъяты>. Указанная сумма произведенных расчетов, сторонами по делу не оспаривается.

Суд, оценивая приведенные письменные доказательства представленные истцами в обоснование заявленных требований, сопоставляя приведенные письменные доказательства, проверив правильность, содержание и оформление указанных документов, приходит к выводу об их достоверности и допустимости. Так приведенные письменные доказательства, составлены и исходят из правомочных на выдачу приведенных документов государственных муниципальных органов, и заверены уполномоченными на то должностными лицами, в связи с чем, принимает данные доказательства как допустимые и достоверные.

Совокупность приведенных установленных судом по делу обстоятельств, свидетельствуют о нарушении ответчиками гарантированных федеральным и республиканским законодательством прав педагогических работников, в том числе и пенсионеров, проживающих в сельской местности, на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30.07.2008 года №65-РЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическими работниками учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением осуществляется педагогическому работнику образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник в форме денежной выплаты (компенсации). МДОУ «Детский сад №10 «Тополек» является самостоятельным юридическим лицом, и Баскаева А.О. находится в штате данного учреждения. Финансирование коммунальных услуг производится Министерством Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики, следовательно, требования о взыскании задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с МДОУ «Детский сад №10 «Тополек», законны и обоснованны, следовательно подлежат удовлетворению, в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Карачаевска в интересах Баскаевой ФИО15 к МДОУ «Детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа и Министерству финансов КЧР о признании действий МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства финансов КЧР, по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающим в сельской местности Баскаевой ФИО16 - незаконными, взыскании с МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Баскаевой ФИО17 сумму задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности в размере <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконными действия МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства финансов КЧР, по невыплате компенсационных платежей на оплату коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающим в сельской местности Баскаевой ФИО18

Взыскать с МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа, Министерства Финансов КЧР за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в пользу Баскаевой ФИО19 задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года, в размере <данные изъяты>.

Взыскать с МДОУ детский сад №10 «Тополек», Администрации Карачаевского городского округа за счет казны Карачаево-Черкесской Республики в доход государства государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней через Карачаевский городской суд КЧР.

Председательствующий, судья А.С. Долаев.