дело №2-387-12 от 6 сентября 2012 года



                                                         РЕШЕНИЕ                                     № 2-387/2012 г.

Именем Российской Федерации

06 сентября 2012 года                                                                           г. Карачаевск

Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего, судьи Долаева А.С.,

при секретаре Лайпановой З.С.-Х.,     

с участием: истца Бершимбаевой К.Н., представителя истца Кумуковой С.Н., действующей на основании ордера № 082088 от 08 августа 2012 года,

ответчиков Бершинбаева Р.Н., Бершинбаева А.Н. и Бершинбаевой Л.Н.,                                  

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Бершимбаевой ФИО37 к Бершинбаеву ФИО38, Бершинбаеву ФИО39 и Бершимбаевой ФИО40 о признании права собственности на объект недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Бершимбаева К.Н. обратилась в суд с иском к ФИО41, Бершинбаеву ФИО42 и Бершимбаевой ФИО43 о признании права собственности за ФИО8 в порядке наследования по закону на 2/3 доли (адрес обезличен), расположенной в (адрес обезличен) в (адрес обезличен), КЧР. Заявленные исковые требования истцом обоснованы следующим: согласно договора на передачу и продажу в собственность граждан от 27 мая 1992 года, заключенного между администрацией (адрес обезличен) в лице ФИО24 с одной стороны и Бершинбаевым ФИО44, Джатдоевой ФИО45 ФИО46, Бершимбаевой ФИО47 с другой стороны ФИО8 является собственником 1/3 доли двухкомнатной (адрес обезличен), общей площадью 50,7 кв. метров, расположенной в (адрес обезличен). Указанная квартира была выдана на семью, состоящую из трех человек, т.е. Бершимбаеву К.Н., её отца - Бершинбаева ФИО48 и мать - Джатдоеву ФИО49, впоследствии переданную в общую долевую собственность.

При составлении вышеуказанного договора в имени отца Бершимбаевой К.Н. были допущены ошибки, т.е. имя отца неверно указано «ФИО17» и «Наурузбай», в то время как правильное написание имени «ФИО50». Кроме того, в написании Бершимбаевой фамилии в договоре и в паспорте также имеются разночтения, т.е. «Бершинбаева» и «Бершимбаева». При обращении в администрацию Карачаевского городского округа с просьбой внести исправления в данный договор, ей было отказано по причине того, что администрация Карачаевского городского округа не является полномочным правопреемником администрации г. Карачаевска и Бершимбаевой К.Н. рекомендовано обратиться в суд.

(дата обезличена) умерла мать ФИО8 - Джатдоева ФИО51. После ее смерти открылось наследство в виде 1/3 доли (адрес обезличен), расположенной по (адрес обезличен) в (адрес обезличен), которое она приняла фактически. При обращении к нотариусу ФИО25, Бершимбаевой К.Н. было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по причине пропуска срока.

(дата обезличена) умер отец Бершимбаевой К.Н. - Бершинбаев ФИО52. После смерти отца открылось наследство, состоящее из 1\3 доли указанной квартиры. Она и её братья (ответчики по данному делу) являются наследниками первой очереди. Ответчики от своей доли в наследственном имуществе отказались в пользу Бершимбаевой К.Н..

При обращении к нотариусу (временно исполняющей обязанности нотариуса ФИО32), с заявлением о выдаче мне свидетельства о праве на наследство, ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по причине отсутствия документов, подтверждающих факт родственных отношений, т.к. в ходе правового анализа представленных Бершимбаевой К.Н. документов выявлены разночтения в свидетельстве о моем рождении и свидетельстве о смерти отца. Так в свидетельстве о рождении Бершимбаевой К.Н. в графе «фамилия» записано «Бершимбаева», в графе отец записано «Бершимбаев ФИО53», тогда как в свидетельстве о смерти отца указано «Бершинбаев ФИО5». Кроме того, в свидетельстве о рождении Бершимбаевой К.Н. отчество отца отсутствует.

Факт родства между Бершимбаевой К.Н. и её умершим отцом подтверждается справкой с места жительства, из которой усматривается, что Бершинбаев Н.Б. является отцом Бершимбаевой К.Н. за которым она осуществляла уход. Также родственные отношения между ними усматриваются из договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан, т.к. квартира была выдана на семью, состоящую из трех человек, т.е. на Бершинбаева ФИО54, Джатдоеву ФИО55 и Бершимбаеву ФИО56.

Правоустанавливающий документ (договор), необходимый Бершимбаевой К.Н. для вступления в наследство и оформления права собственности действительно принадлежал наследодателю «Бершинбаеву ФИО57», а не другому лицу.

Согласно действующего законодательства установление факта принадлежности правоустанавливающего документа лицу, являющемуся умершим - невозможно. В суд с заявлением об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа может обратиться только само лицо в правоустанавливающем документе, которого была допущена ошибка. Наследники умершего лица обращаться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа умершему лицу не имеют права. Поэтому в данном случае Бершимбаева К.Н. как наследник        лица, в правоустанавливающем документе, которого была допущена ошибка, может обратиться в суд с исковым заявлением о признании права собственности на 1/3 доли квартиры (номер обезличен) расположенной по (адрес обезличен) в (адрес обезличен) порядке наследования по закону.

Кроме того, в договоре на передачу и продажу квартир в собственность граждан и в паспорте Бершимбаевой К.Н. также имеются разночтения в написании её фамилии, т.е. «Бершинбаева» и «Бершимбаева», соответственно необходимо установить факт принадлежности указанного договора Бершимбаевой К.Н.

При обращении к нотариусу Карачаевского городского нотариального округа по поводу выдачи свидетельства о праве на наследство по закону, ей было отказано ввиду пропуска шестимесячного срока наследования и выдано постановление об отказе в совершении нотариальных действий.

В судебном заседании представитель истца Кумукова С.Н. просила удовлетворить требования по указанным в заявлении основаниям.

Ответчики Бершинбаев ФИО58, Бершинбаев ФИО59 и Бершимбаева ФИО60 в судебном заседании исковые требования Бершимбаевой ФИО61, признали, считая их законными. При этом пояснили, что Бершинбаева К.Н. является их родной сестрой, и с достоверностью подтверждают тот факт что, действительно - Бершимбаева ФИО62 Наурузбековна, (дата обезличена) года рождения, уроженка к/з Джамбула, (адрес обезличен), является дочерью - Бершинбаева ФИО63, умершего (дата обезличена) в городе Карачаевске, КЧР.

Свидетель ФИО28 суду пояснила, что приходится снохой Бершинбаевой К.Н., и подтверждает тот факт, что Бершимбаева ФИО64 является дочерью Бершинбаева ФИО65 и Джатдоевой ФИО66.

Свидетель ФИО29 суду пояснил, что приходится супругом ФИО27, так же с достоверностью подтверждает тот факт, что Бершимбаева ФИО67 является дочерью - Бершинбаева ФИО68, умершего (дата обезличена) в городе Карачаевске, КЧР и Джатдоевой ФИО69, умершей (дата обезличена).

По правилам ст. 167 ГПК РФ, судебное заседание проведено в отсутствие надлежащим образом извещенном о времени и месте разбирательства представителя Управления Федеральной регистрационной службы по КЧР в (адрес обезличен) и временно исполняющей обязанности нотариуса Карачаевского городского нотариального округа ФИО30

Исследованными в порядке ст. 181 ГПК РФ письменными материалами дела подтверждается, что согласно свидетельству о смерти Бершинбаев ФИО70, умер (дата обезличена) в (адрес обезличен), КЧР; согласно свидетельству о смерти Джатдоева ФИО71 умерла (дата обезличена) в (адрес обезличен) КЧР; постановлением нотариуса Карачаевского городского нотариального округа от (дата обезличена) ФИО8 отказано в совершении нотариальных действий; согласно свидетельству о рождении от (дата обезличена), Бершимбаевой ФИО72, где в графе «родители» указаны «отец» ФИО20 ФИО73, «мать» Джатдоева ФИО74; согласно нотариально заверенным заявлениям Бершинбаев ФИО75, Бершинбаев ФИО76 и Исмагамбетова ФИО77 отказались от доли наследства оставшегося после смерти Джатдоевой ФИО78; согласно договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от (дата обезличена), где собственниками (адрес обезличен), расположенной в (адрес обезличен) в (адрес обезличен), КЧР указаны Бершинбаев ФИО79, Джатдоева ФИО80, Бершимбаева ФИО81

    Статьей 1154 ГК РФ предусмотрен шестимесячный срок для принятия наследства.

    В соответствии со ст. 1155 ГК РФ суд по заявлению наследника может восстановить срок для принятия наследства, установленный ст. 1154 ГК РФ в шесть месяцев со дня открытия наследства и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал или не должен был знать об открытии наследства, при условии что он обратился в суд в течении шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

    В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 23 апреля 1991 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании» при рассмотрении дел о продлении срока для принятия наследства следует иметь ввиду, что суд в праве удовлетворить заявленное требование лишь в случае, когда в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этот срок пропущен по уважительным причинам.

Суд сопоставляя приведенные заявителем в обоснование своих требований письменные доказательства с другими установленными судом доказательствами, проверив правильность содержание и оформление указанных документов приходит к выводу о их достоверности и допустимости.

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом.

Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 23 апреля 1991 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании» под фактическим вступлением во владения наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства, следует иметь ввиду любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии или уплату налогов, страховых взносов, других платежей, в том числе и его совместное проживание с наследодателем.

Таким образом, в судебном заседании установлено, Бершимбаева ФИО8 после смерти матери Джатдоевой Кезбалы Юсуповны фактически вступила во владения наследственным имуществом, т.к. оплачивала коммунальные услуги, поддерживала квартиру в надлежащем состоянии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

    Исковые требования Бершимбаевой ФИО8 к Бершинбаеву ФИО85, Бершинбаеву ФИО86 и Бершимбаевой ФИО87 о признании права собственности на объект недвижимости - удовлетворить.

Признать за Бершимбаевой ФИО8 право собственности в порядке наследования на 2/3 доли двухкомнатной (адрес обезличен), расположенной в (адрес обезличен), в (адрес обезличен) КЧР.

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Карачаевский городской суд.

Председательствующий:         «подпись»                                  А.С. Долаев

Копия верна

Судья Карачаевского

городского суда                                                                             А.С. Долаев