заявление Газдиевой Я.ЧВ. и др. на действия ОФМС России по РИ



Р Е Ш Е Н И Е 2-30/2011г.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

КАРАБУЛАКСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

в составе: председательствующей по делу судьи: ФИО9

при секретаре: ФИО4;

с участием:

заявителей ФИО1, ФИО2, ФИО3,

представителя отдела Федеральной миграционной службы России по <адрес> - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ФИО1, ФИО2 и

ФИО3 на неправомерные

действия отдела ФМС России по <адрес>,

выразившиеся в отказе в продлении статуса вынужденного

переселенца из <данные изъяты>

у с т а н о в и л:

Заявители обратились в суд с заявлением на действия Отдела ФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики.

В ходе судебного заседания ФИО1 пояснила, что в результате боевых действий их семье пришлось покинуть место постоянного проживания в Чеченской Республике и обосноваться на территории <адрес>. По заявленному ими ходатайству в Миграционной службе <адрес>, были постановлены на учет как вынужденные переселенцы из <данные изъяты>. Возвращение на прежнее место проживания не представляется возможным. При обращении в территориальный в ОФМС России по РИ с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца был получен ответ о том, что им отказано в продлении статуса вынужденного переселенца, в связи с получением ссуды на строительство или приобретения жилья в сумме 28808 рублей и несвоевременным обращением. Полученная ссуда была использована для оплаты арендованного жилья. Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ компенсация признана ничтожной и не является стоимостью утраченного в результате кризиса жилья в ЧР, а полученная ссуда значительно меньше компенсации. Пропуск срока обращения в ОФМС России по РИ был связан с отказом в приеме документов из-за большого объема работы с вынужденными переселенцами из <адрес> –Алания и плохим состоянием здоровья, не позволяющим постоянно являться в ОФМС РФ по РИ.

Просят суд обязать ОФМС России по РИ восстановить срок обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца.

Представитель ответчика – Отдела ФМС России по <адрес>ФИО5 в судебном заседании просил в требованиях заявителей отказать, в связи с получением ими долговременной беспроцентной возвратной ссуды и необращением с 2006 года с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца.

Исследовав материалы дела, представленные стороной письменные доказательства, суд считает требования заявителей подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Согласно ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц ( ст.53 Конституции РФ).

В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из этих конституционных норм следует, что каждый, кто законно находится на территории РФ, осуществляет свое право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства по своему усмотрению, и это право не может быть ограничено только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для достижения перечисленных выше целей.

Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В ст.1 данного закона содержится определение понятия «вынужденный переселенец». Вынужденным переселенцем является гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его и членов его семьи насилия или преследования в иных нормах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Из удостоверения вынужденного переселенца за н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 признана вынужденным переселенцем из Чеченской Республики, также признаны вынужденным переселенцем ее несовершеннолетние дети ФИО2, 1984 года рождения и сын ФИО3, 1985 года рождения.

Согласно п.4 ст.5 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст.7, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории РФ. Согласно п.4 ст.9 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» - уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка его обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Одним из препятствий в обустройстве на прежнем месте жительства для заявителей является то обстоятельство, что фактическое возвращение заявителя в места прежнего проживания не возможно, приобретение жилья на полученную сумму долговременной беспроцентной возвратной ссуды также невозможно.

В соответствии с уведомление ОФМС России по РИ на заявителей за от ДД.ММ.ГГГГ следует, что им отказано в продлении статуса вынужденного переселенца, в связи с необращением с 2006 года с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца и получением долговременной беспроцентной возвратной ссуды в сумме 28808 рублей.

Однако, полученная заявителями ссуда на строительство (восстановление) жилья в сумме 28808 рублей могла бы служить основанием для лишения их статуса вынужденного переселенца только в случае, если ли бы выданная ссуда соответствовала стоимости утраченного жилья и давала возможность приобрести или построить другое жилье по новому месту проживания. Полученная ссуда не позволяла приобрести жилье, и поэтому заявители лишены возможности обеспечить себя жилым помещением по установленным нормам на полученную сумму.

Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ п.19 Порядка выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , признан незаконным и недействующим. Данное решение кассационная коллегия Верховного Суда РФ оставила без изменения. Как следует из решения, предусмотренный порядком размер компенсации за утраченное жилье не возмещает его полной стоимости, поэтому лишение заявителей статуса вынужденных переселенцев в связи с получением ими компенсации за утраченное жилье и имущество (ссуды) противоречит действующему законодательству РФ и нарушает их права.

Также заинтересованной стороной не представлено доказательств возможности обустроиться на полученную ссуду в сумме 28808 рублей, как в 2001 году, так и в последующих годах или же их виновного поведения, которое не позволило им решить свою жилищную проблему (приобрести или построить жилье).

Таким образом, в судебном заседании представителем ОФМС России по РИ не было представлено доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителей обстоятельств, препятствующих им в обустройстве на новом месте жительства.

Пропуск заявителями срока обращения по вопросу продления статуса вынужденного переселенца, суд находит уважительными по следующим основаниям. Утверждения заявителей о том, что они неоднократно обращался в ОФМС РФ по РИ, а сотрудники, обязанные проводить перерегистрацию вынужденных переселенцев, под различными предлогами затягивали процесс перерегистрации, суд считает правдивыми, так как ответчик, на котором лежит бремя доказывания в силу требования ст.249 ГПК РФ, обратного не доказал. Кроме того, ФИО6 была предоставлена в суд медицинская карта, из которой усматривается ее обращение в медицинские учреждения в связи с ухудшением состояния здоровья.

Все указанные обстоятельства не были учтены органами миграционной службы при отказе заявителю в продлении статуса вынужденного переселенца.

На основании изложенного, суд находит требования заявителей правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление ФИО1, ФИО2 и ФИО3 признать правомерным и удовлетворить.

2. Обязать Отдел Федеральной Миграционной службы по <адрес> восстановить срок обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца и продлить срок действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики ФИО1 Яхе Висангиреевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда <адрес> в течение 10 дней.

Судья Копия верна: ФИО10

Решение вступило в законную силу ________________ ФИО11а