ДД.ММ.ГГГГ <адрес> КАРАБУЛАКСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ в составе: председательствующей по делу судьи: ФИО8 при секретаре: ФИО3; с участием: представителя заявителя ФИО1 ФИО4, представителя отдела Федеральной миграционной службы России по <адрес> - ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 на действия отдела ФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении им статуса вынужденного переселенца из РСО-Алания, у с т а н о в и л: Заявитель обратилась в суд с заявлением на действия Отдела ФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении статуса вынужденного переселенца из РСО-Алания. В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы своего доверителя, просила суд признать причины пропуска срока обращения о продлении статуса вынужденного переселенца уважительными, продлить статус вынужденного переселенца из РСО-Алания и дополнительно пояснила, что в результате межнационального конфликта осени 1992 года семье заявителя пришлось покинуть место постоянного проживания в РСО-Алания и обосноваться на территории <адрес>. По заявленному ходатайству в Миграционной службе <адрес>, была постановлена на учет как вынужденный переселенец из РСО-Алания, о чем в удостоверении вынужденного переселенца имеются отметки. Также ею не получена государственная поддержка за утраченное жилье. Срок для обращения в ОФМС РФ по РИ за восстановлением нарушенного права был пропущен, в связи с недостоверными разъяснениями о порядке обращения в ОФМС России по РИ, порядке обжалования их действий и т.д. Плохое состояние здоровья не позволяло постоянно являться в ОФМС РФ по РИ. Отсутствие статуса вынужденного переселенца делает невозможным получение ею государственной поддержки за утраченное жилье и имущество. Представитель ответчика – Отдела ФМС России по <адрес> – ФИО5 в судебном заседании требования заявителя не признал и пояснил, что она с 2006 года не обращалась в территориальный орган миграционной службы с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, что является обстоятельством, исключающим правовые основания удовлетворения требований заявителя, вследствие чего она утратили статус вынужденного переселенца из РСО-Алания. Исследовав материалы дела, представленные стороной письменные доказательства, суд считает требования заявителей подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст.19 Конституции РФ запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Согласно ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц ( ст.53 Конституции РФ). В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из этих конституционных норм следует, что каждый, кто законно находится на территории РФ, осуществляет свое право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства по своему усмотрению, и это право не может быть ограничено только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для достижения перечисленных выше целей. Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В ст.1 данного закона содержится определение понятия «вынужденный переселенец». Вынужденным переселенцем является гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его и членов его семьи насилия или преследования в иных нормах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Конституционным судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № сформулирована правовая позиция о том, что «непосредственно из Конституции РФ вытекает обязанность РФ оказывать вынужденным переселенцам дополнительную поддержку государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого, Закон РФ «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Представление гражданину статуса вынужденного переселенца ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества. Согласно п.4 ст.5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ – статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Из удостоверения вынужденного переселенца за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 являлся вынужденным переселенцем из РСО-Алания. Свидетельство о регистрации по месту пребывания за № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает ее регистрацию по месту пребывания в <адрес>, РИ. Из письма за подписью и.о. начальника ОВП ОФМС России по РИ за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявитель утратила статус вынужденного переселенца по причине необращения в установленные сроки ( с 2006 года) в территориальные подразделения по делам миграции с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца. Из представленных копий медицинских документов следует, что заявитель ФИО1 с 2006 по 2010 годы проходит амбулаторное лечение, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на стационарном лечении в Карабулакской городской больнице. Пропуск заявителем срока обращения в ОФМС МЧС РФ по РИ по вопросу продления статуса вынужденного переселенца, суд находит уважительными, правдивыми, так как ответчик, на котором лежит бремя доказывания в силу требования ст.249 ГПК РФ, обратного не доказал. На основе вышеуказанных доказательств суд пришел к выводу, что ФИО1 являющаяся фактически вынужденным переселенцем, лишилась жилья в результате осетино-ингушского конфликта, в связи, с чем она по настоящее время жилищно не обустроена и приобрела право на оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве в соответствии с действующим Положением «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября – ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, однако отсутствие статуса лишает ее прав, предусмотренных Российским законодательством для лиц этой категории. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л : 1. Заявление ФИО1 признать правомерным и удовлетворить. 2. Обязать Отдел Федеральной Миграционной службы по <адрес> восстановить срок обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца из <адрес> –Алания и продлить статус вынужденного переселенца ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда <адрес> в течение 10 дней. Судья Копия верна: ФИО9 Решение вступило в законную силу _______________ ФИО12аР Е Ш Е Н И Е 2-24/2011г.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ