решение по гражданскому джелу по заявлению актемирова М.М-Г. на неправомерные действия МРУ ФМС России



РЕШЕНИЕ Дело Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Карабулакский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО11

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1-Гергейовича на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель ФИО1-Г. обратился в суд с заявлением на неправомерные действия МРУ ФМС России, выразившиеся в отказе в предоставлении государственной поддержки на восстановление разрушенного в ходе осетино-ингушского конфликта домовладения и оказании содействия в возвращении к месту постоянного жительства.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО7, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования заявителя поддержал и дополнительно суду пояснил, что заявитель до осетино-ингушского конфликта проживал в <адрес> РСО-Алания в принадлежащем ему на праве собственности домовладении. В результате конфликта заявителю пришлось покинуть место постоянного жительства и временно обосноваться на территории <адрес>. По заявленному им ходатайству Миграционной службой он был признан вынужденным переселенцем и ему было выдано удостоверение вынужденного переселенца. Он систематически проходил переучет в Миграционной службе РИ и срок действия статуса вынужденного переселенца ежегодно продлевался. Принадлежащее ему домовладение в ходе конфликта было разрушено. В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о предоставлении ему государственной поддержки для восстановления разрушенного жилья. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №МС15\24-337РУ ФМС России проинформировало его наличии препятствий для его въезда, обустройства и дальнейшего проживания в <адрес>, в связи с чем копии его учетного дела были направлены в Правительство РИ и Правительство РСО-Алания для дальнейшего решения вопроса его обустройства. Данные действия МРУ ФМС России считает незаконными, поскольку ссылка МРУ ФМС России на наличие препятствий в его жилищном обустройстве в <адрес> РСО-Алания не основаны на законе. Действиями МРУ ФМС России нарушены его права вынужденного переселенца, предусмотренные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Конституции РФ и закона РФ «О вынужденных переселенцах». Решением Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлен факт владения заявителем на праве собственности домовладением, расположенным по адресу – <адрес>, а также признано право на получение государственной поддержки. Тем не менее, домовладение заявителя до сих пор не восстановлено, свидетельство о предоставлении государственной поддержки для восстановления разрушенного жилья заявителя не выдано. Со дня подачи заявления об оказании государственной поддержки МРУ ФМС России не принято никаких мер, направленных на восстановление домовладения заявителя и предоставления временного жилья. Просит признать действия МРУ ФМС России, выразившиеся в отказе в оказании государственной поддержки, незаконными, восстановить заявителю срок для предоставления документов, прилагаемых к заявлению об оказании государственной поддержки, обязать МРУ ФМС России оказать заявителю государственную поддержку для восстановления разрушенного в ходе осетино-ингушского конфликта домовладения, а также признать действия МРУ ФМС России, выразившиеся в отказе по национальному признаку оказать содействие в возвращении заявителя на постоянное место жительства в <адрес> РСО-Алания, и обязать МРУ ФМС России оказать содействие заявителю в возвращении к месту постоянного проживания в <адрес> РСО-Алания.

Заявитель ФИО1-Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснения представителя. Просил признать действия МРУ ФМС России, выразившиеся в отказе в оказании государственной поддержки, незаконными, восстановить ему срок для предоставления документов, прилагаемых к заявлению об оказании государственной поддержки, обязать МРУ ФМС России оказать ему государственную поддержку для восстановления разрушенного в ходе осетино-ингушского конфликта домовладения, а также признать действия МРУ ФМС России, выразившиеся в отказе по национальному признаку оказать содействие в возвращении на постоянное место жительства в <адрес> РСО-Алания, и обязать МРУ ФМС России оказать содействие в возвращении к месту постоянного проживания в <адрес> РСО-Алания.

В судебном заседании представитель МРУ ФМС России, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №МС15\47-700, требования заявителя не признал и суду пояснил, что в соответствии с Порядком организации работы по оказанию государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и осуществления выплат и контроля за целевым использованием средств государственной поддержки, утвержденным приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ , в случае если в заявлении в качестве цели оказания государственной поддержки указывается восстановление разрушенного жилья, МРУ ФМС России запрашивает органы исполнительной власти <адрес>-Алания о возможном обустройстве заявителя в соответствующем населенном пункте на территории <адрес>-Алания.

В случае получения от органов исполнительной власти <адрес> - Алания информации о невозможности обустройства в выбранном заявителем населенном пункте, МРУ ФМС России разъясняет заявителю его права на жилищное обустройство в других населенных пунктах <адрес> - Алания, предлагает заявителю иную форму оказания государственной поддержки, а при его отказе от предложенных вариантов информирует Правительство <адрес> - Алания и Правительство <адрес> с целью дальнейшего жилищного обустройства заявителя.

Согласно письму АМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ существуют препятствия для въезда, обустройства и последующего постоянного проживания заявителя в <адрес>, в связи с чем копия учетного дела на оказание государственной поддержки ДД.ММ.ГГГГ направлена в Правительство РИ и Правительство РСО-Алания для дальнейшего решения вопроса обустройства заявителя.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства суд полагает, что заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Статья 40 Конституции РФ гласит - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

В силу ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ года вынужденным переселенцам гарантировано оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве путем предоставления вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п.п.5 п.2 ст.7 указанного закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в возвращении на прежнее место жительства.

Пунктом 3 Положения о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г., а также их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки.

Как установлено в судебном заседании заявитель состоит на учете в качестве вынужденного переселенца в ОФМС России по РИ, о чем имеется удостоверяющая запись, заверенная печатью ОФМС России по РИ и подписью должностного лица в удостоверении вынужденного переселенца от ДД.ММ.ГГГГ Государственную поддержку для жилищного обустройства не получал, временно проживает в <адрес> Ингушетия по <адрес> «а».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №МС15/24-337 МРУ ФМС России уведомило ФИО1-Г. об отказе в предоставлении государственной поддержки для восстановления разрушенного жилья, ссылаясь на следующее. В соответствии с Порядком организации работы по оказанию государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и осуществления выплат и контроля за целевым использованием средств государственной поддержки, утвержденным приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ , в случае если в заявлении в качестве цели оказания государственной поддержки указывается восстановление разрушенного жилья, МРУ ФМС России запрашивает органы исполнительной власти <адрес>-Алания о возможном обустройстве заявителя в соответствующем населенном пункте на территории <адрес>-Алания.

В случае получения от органов исполнительной власти <адрес> - Алания информации о невозможности обустройства в выбранном заявителем населенном пункте, МРУ ФМС России разъясняет заявителю его права на жилищное обустройство в других населенных пунктах <адрес> - Алания, предлагает заявителю иную форму оказания государственной поддержки, а при его отказе от предложенных вариантов информирует Правительство <адрес> - Алания и Правительство <адрес> с целью дальнейшего жилищного обустройства заявителя.

Согласно письму АМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ существуют препятствия для въезда, обустройства и последующего постоянного проживания заявителя в <адрес>, в связи с чем копия учетного дела на оказание государственной поддержки ДД.ММ.ГГГГ направлена в Правительство РИ и Правительство РСО-Алания для дальнейшего решения вопроса обустройства заявителя.

Решением Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлен юридический факт владения на праве собственности ФИО8-Г. двухэтажным домовладением в <адрес>, общей площадью 181 кв.м. и признано, что ФИО1-Г. лишился жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года. Указанным решением суда признано право ФИО1-Г. на получение государственной поддержки в соответствии с п.п. «б» п.15 Положения «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, за утраченное жилье в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, расположенного в <адрес>, общей площадью 181 кв.м. на состав семьи пять человек: ФИО1-Гергейович, жена ФИО2, сыновья ФИО3, ФИО4, ФИО5.

Согласно ч.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Подпунктом «а» пункта 15 Положения о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что государственная поддержка предоставляется вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, имевшим на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение на праве собственности или получившим его в собственность в порядке наследования после ДД.ММ.ГГГГ от члена семьи, лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и изъявившим желание вернуться в места прежнего проживания, - в форме социальной выплаты на восстановление разрушенного индивидуального жилья.

Размер поддержки определяется на основании дефектной ведомости, сметной документации и не должен превышать размера средств, необходимых для восстановления общей площади разрушенного или подлежащего восстановлению жилого помещения.

Требования заявителя о восстановлении срока для предоставления документов, прилагаемых к заявлению об оказании государственной поддержки, не подлежат удовлетворению, поскольку отказ МРУ ФМС России в оказании заявителю государственной поддержки не был связан с пропуском срока предоставления документов, предусмотренных пунктом 8 Положения «О порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно пункта 5 Порядка организации работы по оказанию государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и осуществления выплат и контроля за целевым использованием средств государственной поддержки, утвержденного приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ , в случае если в заявлении в качестве цели оказания государственной поддержки указывается восстановление разрушенного жилья, МРУ ФМС России запрашивает органы исполнительной власти <адрес>-Алания о возможном обустройстве заявителя в соответствующем населенном пункте на территории <адрес>-Алания.

В случае получения от органов исполнительной власти <адрес> - Алания информации о невозможности обустройства в выбранном заявителем населенном пункте, МРУ ФМС России разъясняет заявителю его права на жилищное обустройство в других населенных пунктах <адрес> - Алания, предлагает заявителю иную форму оказания государственной поддержки, а при его отказе от предложенных вариантов информирует Правительство <адрес> - Алания и Правительство <адрес> с целью дальнейшего жилищного обустройства заявителя.

Согласно разделу 7 Порядка временное жилищное обустройство вынужденных переселенцев, подавших заявления об оказании государственной поддержки в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 Положения, осуществляется в виде предоставления помещения для временного размещения (передвижного блок-контейнера либо арендованного территориальным органом Федеральной миграционной службы у юридических лиц помещений для временного компактного размещения вынужденных переселенцев). Оплата расходов по перевозке к месту постоянного проживания вынужденного переселенца, лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта, членов его семьи и имущества осуществляется в соответствии с пунктом 21 Положения.

Признавая за заявителем безусловное право на оказание ему МРУ ФМС России государственной поддержки для жилищного обустройства, содействия во временном жилищном обустройстве по месту постоянного проживания, суд не усматривает в действиях МРУ ФМС России дискриминации заявителя по национальному признаку. При этом право заявителя, как гражданина Российской Федерации, на выбор места пребывания, жительства, свободу передвижения не может быть нарушено и поставлено в зависимость от мнения должностного лица органа местного самоуправления по месту постоянного жительства вынужденного переселенца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление ФИО1-Гергейовича на неправомерные действия Межрегионального Управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) удовлетворить частично.

Признать действия Межрегионального Управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>), выразившиеся в отказе в оказании государственной поддержки ФИО1-Гергейовичу, незаконными.

Обязать Межрегиональное Управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) оказать ФИО1-Гергейовичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения государственную поддержку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года» на восстановление разрушенного в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года домовладения, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>.

Обязать Межрегиональное Управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) оказать ФИО1-Гергейовичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения содействие во временном жилищном обустройстве по месту постоянного проживания в соответствии с приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах организации оказания государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года».

В остальной части требований заявителя отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Копия верна:

судья Карабулакского

районного суда РИ ________________ ФИО12

Решение суда вступило в законную силу «____»______________ 20___г.

Судья Карабулакского

районного суда РИ ________________ ФИО13в