РЕШЕНИЕ 2-67/2011. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> в составе: председательствующего по делу судьи ФИО18 при секретаре ФИО10, с участием: представителя заявителей ФИО11 и др. – адвоката ФИО12, представителя ОФМС России по РИ – ФИО13, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3; ФИО1 ФИО16 ФИО16 ФИО16 ФИО16 ФИО16 ФИО16 ФИО16 к отделу Федеральной Миграционной службы России по Республике о восстановлении срока подачи заявления об оказании государственной поддержки и т.д., У С Т А Н О В И Л: ФИО3 и члены его семьи обратились в Карабулакский районный суд <адрес> с жалобой на действия должностных лиц отдела Федеральной Миграционной службы России по <адрес>, в связи с отказом принять заявление об оказании государственной поддержки, передачи учетного дело в Межрегиональное Управление Федеральной Миграционной службы (с местом дислокации в <адрес>), продления срока действия статуса вынужденного переселенца, также просили обязать МРУ ФМС России ( с местом дислокации в <адрес>) принять учетное дело, рассмотреть заявление об оказании государственной поддержки по существу и принять решение об оказании государственной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года». В судебном заседании представитель главы семьи заявителей частично подтвердил доводы изложенные в заявлении и пояснил, что в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года семье ФИО3 пришлось покинуть место постоянного проживания в РСО-Алания и обосноваться на территории <адрес>. По заявленному ими ходатайству Миграционной службой был предоставлен статус вынужденных переселенцев. Они своевременно проходили перерегистрацию и продлевали статус вынужденных переселенцев, о чем имеются соответствующие отметки в удостоверениях вынужденного переселенца. Однако с 2006 года им отказывают в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и не передают их учетное дело в МРУ ФМС России для рассмотрения заявления о предоставлении государственной поддержки, мотивируя свой отказ отсутствием заявления, поданного до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время их семья не обустроена. Необходимость постоянного присутствия нескольких ухаживающих за инвалидом детства в их семье – ФИО1 ФИО14 и ряд несчастных случаев не позволили в срок выполнять все предписания закона, для дальнейшего получения помощи от государства. Просят восстановить срок для обращения в ОФМС России по РИ с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, с заявлением об оказании государственной поддержки, сформировать учетное дело и передать его в МРУ ФМС России ( с местом дислокации в <адрес>), для решения вопроса об оказании государственной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года». В судебном заседании представитель ОФМС России по <адрес> пояснил следующее. Из ответа ОФМС России по РИ видно, что заявители пропустили сроки обращения с заявлением для продления срока действия статуса вынужденного переселенца и своевременно не обратились с заявлением об оказании государственной поддержки в указанный законом срок до ДД.ММ.ГГГГ. На данном основании, учетное дело не было сформировано и передано в МРУ ФМС России для рассмотрения по существу. О том, что в семье заявителей имеются инвалиды, и что они по этой причине своевременно не могли обратиться в ОФМС России по РИ с вышеуказанными заявлениями известно не было, выписки из медицинских документов, в обоснование пропуска сроков, представлены не были. В судебном заседании представитель МРУ ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) не участвовал. Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования законны, обоснованны и подлежат частичному удовлетворению. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства установленные вступившим в силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Согласно Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцам гарантировано оказание государственной поддержки в виде выплаты компенсации за утраченное имущество при невозможности его возврата вынужденному переселенцу (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ). Конституционным судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № сформулирована правовая позиция о том, что «непосредственно из Конституции РФ вытекает обязанность РФ оказывать вынужденным переселенцам дополнительную поддержку государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого, Закон РФ «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула ст.1.4,5,6,7 и 8). Предоставление гражданину статуса вынужденного переселенца ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества». В целях реализации указанных законодательных норм Правительство РФ своим Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Положение о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года. В соответствии с п. 3 Положения «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября – ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре – ноябре 1992 г., их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки, а так же получившим жилые помещения в собственность в порядке наследования после ДД.ММ.ГГГГ, от вынужденного переселенца, лишившегося указанных жилых помещений в результате осетино-ингушского конфликта 1992 года. Рассмотрение вопросов, связанных с оказанием вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственной поддержки осуществляется уполномоченным территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 5 Положения). Государственная поддержка предоставляется вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта имевшим на 2. 11. 1992 г. жилое помещение на праве собственности, покинувшим место постоянного проживания безвозвратно в форме социальной выплаты на приобретение готового или строительство нового жилого помещения с предоставлением для строительства земельного участка при условии передачи в установленном порядке оставленного по месту прежнего проживания на территории РСО-Алания или РИ земельного участка и находящегося на нем жилого помещения (помещений). Согласно удостоверения вынужденного переселенца № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был признан вынужденным переселенцем из РСО-Алания. Согласно удостоверения вынужденного переселенца № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была признана вынужденным переселенцем из РСО-Алания. Согласно удостоверения вынужденного переселенца № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 была признана вынужденным переселенцем из РСО-Алания. Согласно письма и.о. начальника отдела ВП на имя ФИО3 за № от ДД.ММ.ГГГГ заявителям было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца, в связи с несвоевременным обращением с заявлением в ОФМС России по РИ. Из письма за подписью начальника МРУ ФМС России №МС-15/44-6065 от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3 усматривается, что согласно информации электронной базы МРУ ФМС России заявители не состоит и не состояли ранее на учете как вынужденные переселенцы. Согласно письма ОФМС России по РИ за № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3 его заявление об оказании государственной поддержки в журнале учета не зарегистрировано и набранные заявления в электронном виде в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ в журнал учета регистрации вносились прикомандированными сотрудниками ФМС России их различных субъектов РФ. Согласно п.4 ст.5 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст.7, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории РФ. Согласно п.4 ст.9 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» - уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка его обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Одним из препятствий в обустройстве на прежнем месте жительства для заявителей является то обстоятельство, что фактическое возвращение заявителя в места прежнего проживания не возможно. Кроме того, заявителями не получены денежные средства за утраченное жилье в ходе конфликта осени 1992 года. Все указанные обстоятельства не были учтены органами миграционной службы при отказе заявителю в продлении статуса вынужденного переселенца и приеме (регистрации) заявления об оказании государственной поддержки. Уважительной причиной пропуска срока обращения с вышеуказанными заявлениями явилось прохождение лечения в медицинских учреждениях с тяжелым неврологическим заболеванием ФИО6 Юнусовича
Кроме того, суду были представлены следующие документы, подтверждающие уважительность причины пропуска вышеуказанного срока, а именно: выписной эпикриз ФИО3, 1944 года рождения, из которого усматривается, что он находился в отделении травматологии и нейрохирургии Ингушской республиканской клинической больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год после дорожно-транспортного происшествия с диагнозом закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, дисторзия шейного отдела позвоночника, там же он проходил лечение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает выписной эпикриз. ФИО5, 1952 года рождения, согласно выписного эпикриза находилась в отделении травматологии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга легкой степени и т.д.. Также она проходила лечение в отделении травматологии ИРКБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом деформирующий остеохондроз с преимущественным поражением грудного и пояснично-крестцового отделов позвоночника и т.д.
Таким образом, утверждения заявителей о том, что пропуск срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца и об оказании государственной поддержки связан с наличием уважительной причины, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
На основе вышеуказанных доказательств суд пришел к выводу, что заявители, являющиеся фактически вынужденными переселенцами, лишились жилья в результате осетино-ингушского конфликта, в связи, с чем в настоящее время жилищно не обустроены и приобрели право на оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве в соответствии с действующим Положением «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября – ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
Суд при этом так же принимает во внимание, что в соответствии с действующим законодательством единственным государственным органом, обеспечивающим реализацию законных прав граждан пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта и получателем бюджетных средств выделяемых на осуществление мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта является Федеральная миграционная служба РФ в лице Межрегионального управления (с местом дислокации в <адрес>).
Однако, суд учитывает и то обстоятельство, что заявитель не представил в ОФМС России по РИ справку о состоянии здоровья – о прохождении лечения, что послужило основанием оставления его учетного дела в ОФМС России по РИ. В связи с чем, действия должностных лиц ОФМС России по РИ не являются неправомерными.
В свою очередь, суд считает возможным восстановить ФИО3 и членам его семьи сроки для обращения в ОФМС России по РИ с заявлениями о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и об оказании государственной поддержки, сформировать учетное дело и с необходимыми документами направить в МРУ ФМС России для рассмотрения заявления и решения вопроса по оказанию господдержки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что заявители обоснованно обратились за защитой с вышеуказанными требованиями, подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
1. Требования ФИО3 и других членов семьи к Отделу Федеральной Миграционной службе по <адрес> и Межрегиональному Управлению Федеральной Миграционной службы России (с местом дислокации в <адрес>) признать подлежащими частичному удовлетворению.
2. Восстановить срок обращения в Отдел Федеральной миграционной службы России по <адрес> с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца из РСО-Алания ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО6 Юнусовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на один год с даты принятия данного решения.
3. Восстановить срок обращения в Отдел Федеральной Миграционной службы России по <адрес> с заявлением об оказании государственной поддержки вынужденному переселенцу – главе семьи ФИО3, сформировать учетное дело и передать в Межрегиональное Управление Федеральной Миграционной службы России ( в <адрес>) для рассмотрения по существу.
4. В части требований о признании действий Отдела Федеральной миграционной службы России по <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Копия ФИО17а