Решение по жалобе Гатиевой Ф.И. и др. на неправомерные действия МРУ ФМС России



РЕШЕНИЕ Дело г.

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

<адрес> <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО13

при секретаре ФИО10,

с участием:

представителя заявителей – ФИО1,

представителя МРУ ФМС России – ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России,

у с т а н о в и л:

Заявители обратились в суд с заявлением на неправомерные действия МУ ФМС России, выразившиеся в отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, проживавш9их до межнационального конфликта осени 1992 года в РСО-Алания по адресу – <адрес>.

В судебном заседании заявитель и представитель ФИО3, ФИО2, ФИО2 ФИО1 изменила требования, изложенные в заявлении и просила суд признать действия МРУ ФМС России неправомерными, продлить им статус вынужденного переселенца на один год со дня вынесения решения и пояснила, что в результате конфликта осени 1992 года их семье пришлось покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории <адрес>. По заявленному ими ходатайству в Миграционную службу РИ они были признаны вынужденными переселенцами и выданы удостоверения, подтверждающие их статус. По окончании срока действия статуса вынужденного переселенца они продлевали его систематически. По причине болезни матери ФИО3 они по истечении срока действия статуса вынужденного переселенца обратились в МУ ФМС России с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, однако уведомлением МУ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца и оказанием государственной поддержки на восстановление жилья в полном объеме в сумме 383737 рублей в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Государственная поддержка их семьей действительно была оказана, но ввиду ее незначительности они не смогли восстановить жилье полностью. По указанной причине до сих пор проживают в арендуемом домовладении в <адрес>, а согласно п.4 ст. 5 закона РФ «О вынужденных переселенцах» при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается. Отсутствие статуса вынужденного переселенца препятствует им реализовать свои права вынужденного переселенца. На момент начала конфликта осени 1992 года в домовладении по адресу – РСО-Алания, <адрес> (ранее – <адрес>) находилось три дома. Размер государственной поддержки был определен исходя из площади разрушенного саманного дома размером 9 на 7 метров, при этом при определении размера государственной поддержки на жилищное обустройство не был учтен кирпичный жилой дом размером 8,8 на 13,5 метров и кирпичное строение размером 8,4 на 6,5 метров. Полученных денег в виде государственной поддержки на жилищное обустройство за разрушенный саманный дом не хватило для строительства нового дома, в связи с чем их семья до настоящего времени проживает в арендуемом жилом помещении, т.е. имеются обстоятельства, препятствующие обустройству на новом месте жительства. Более того, ранее решениями Карабулакского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, вступившими в законную силу, действия МРУ ФМС России, выразившиеся в отказе продления статуса вынужденного переселенца были признаны неправомерными. По истечение года, при аналогичной ситуации, повторно, по тем же основаниям отказывается в продлении статуса вынужденного переселенца. Отказ в продлении статуса вынужденного переселенца препятствует в дальнейшем жилищном обустройстве. Заявители полагают, что своими действиями МУ ФМС России грубо нарушает их права, закрепленные в действующем законодательстве о вынужденных переселенцах, в том числе в Федеральном закона «О вынужденных переселенцах» и приказе ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента ФМС по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев». Просят признать действия МУ ФМС России незаконными и обязать МРУ ФМС России продлить им статус вынужденного переселенца на один год со дня вынесения судебного решения.

Представитель МРУ ФМС России в судебном заседании пояснил, что МРУ ФМС России требования заявителей считает незаконными и не подлежащими удовлетворению, так как по данным МРУ ФМС России заявители является членами семьи, проживавшей до конфликта осени 1992 года в <адрес>. Решением комиссии при Правительстве РИ была определена сумма, необходимая для восстановления жилья для этой семьи в размере 383737 рублей. Данная сумма была перечислена на банковский счет главы семьи ФИО3 полностью. Оказание заявителям в составе семьи матери государственной поддержки для восстановления жилья является основанием для отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Кроме того, ФИО3 и члены ее семьи не обратились в установленные сроки с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, а также не представили документы, позволяющие признать уважительной причину пропуска срока обращения с таким заявлением. Таким образом, действиями МРУ ФМС России права и свободы заявителя не нарушались, решение МРУ ФМС России было принято в рамках предоставленных ему полномочий. В удовлетворении требования заявителя просит отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства установленные вступившим в силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Согласно Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцам гарантировано оказание государственной поддержки в виде выплаты компенсации за утраченное имущество при невозможности его возврата вынужденному переселенцу (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ).

Из копии удостоверения вынужденного переселенца от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 имела статус вынужденного переселенца и ежегодно его продлевала до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подписями руководителя МУ ФМС России, скрепленной гербовой печатью.

Из копий удостоверений вынужденных переселенцев от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3, ФИО2 и ФИО2 имели статус вынужденных переселенцев и ежегодно его продлевали до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подписями руководителя МУ ФМС Росси, скрепленной гербовой печатью.

Согласно уведомлению МУ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №МС15\44-9229 следует, что заявителям решением МУ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, истечением срока действия статуса вынужденного переселенца и оказанием государственной поддержки на восстановление жилья в полном объеме.

Из решений Карабулакского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, вступивших в законную силу, по заявлению ФИО1; ФИО2, ФИО3 ФИО2 соответственно усматривается, что решением Госкомитета при Правительстве <адрес> была определена сумма, необходимая для восстановления жилья, принадлежащего заявителям в размере 383737 рублей. На указанную сумму комиссией было выдано свидетельство, согласно которому денежные средства перечислены на банковский счет главы семьи ФИО3. Домовладение, в котором проживали заявители состояло из трех строений, а государственная поддержка им была оказана на восстановление только одного строения. Наличие в домовладении заявителя, расположенном по адресу - РСО-Алания, <адрес> (ранее – <адрес>), трех строений подтверждается копией акта обследования частного домовладения ФИО3 в населенном пункте – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в указанном домовладении в 1992 году находилось три строения. Возведение в указанном домовладении нового строения, дополнительно к имеющемуся, подтверждается решением исполкома <адрес> райсовета депутатов трудящихся СОАССР от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что семья ФИО1 состояла из 13 человек и учитывая их стесненные жилищные условия им было разрешено строительство жилого дома в указанном домовладении. Данное обстоятельство также подтверждается разрешением архитектора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на производства строительства индивидуального жилого дома, а также землеотводным актом от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.4 ст. 5 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Согласно п.15 Положения об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , государственная поддержка предоставляется вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, имевшим на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение на праве собственности или получившим его в собственность в порядке наследования после ДД.ММ.ГГГГ Размер социальной выплаты определяется исходя из 18 квадратных метров на 1 члена семьи, состоящей из 3 и более человек и должен быть не менее общей площади утраченного жилья.

Довод представителя заявителей о невозможности решения жилищного вопроса на выплаченную в виде государственной поддержки сумму денег ввиду ее незначительности суд считает убедительным. Право заявителей на государственную поддержку для жилищного обустройства, предусмотренное Положением об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, заявителями реализовано не полностью, в связи с чем имеются обстоятельства, препятствующие семье заявителей обустройству на месте жительства.

Что касается доводов заявителя о невозможности несвоевременного обращения в МРУ ФМС России с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца по причине болезни матери ФИО3, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со справкой, выданной Карабулакской городской больницей от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 состоит на учете у врача терапевта с диагнозом: гипертоническая болезнь, кризовое состояние и т.д.. Соответственно, она и ее дочь ФИО1, имеющая генеральную доверенность от членов семьи представлять их интересы, по уважительным причинам своевременно не обратились с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца из РСО-Алания.

Данные обстоятельства не были учтены МУ ФМС России при принятии решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в отношении заявителей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО7 на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России удовлетворить.

Признать действия Межрегионального Управление ФМС России, выразившиеся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО8, незаконными.

Обязать Межрегиональное управление ФМС России продлить срок действия статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9ДД.ММ.ГГГГ года рождения на один год со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья ФИО14а