РЕШЕНИЕ дело № 2-377/2011 Именем Российской Федерации г. Карабулак 5 августа 2011 года Карабулакский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Тумгоева М.И., при секретаре Аушевой М.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.Х.Ю. на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России, УСТАНОВИЛ: Заявитель обратился в суд с заявлением на неправомерные действия МРУ ФМС России, выразившиеся в отказе в оказании государственной поддержки для жилищного обустройства и продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, ссылаясь на следующее. До осетино-ингушского конфликта 1992 года заявитель проживал в домовладении, расположенном по адресу – РСО-Алания, с. ИР, <адрес>, площадью 125 кв.м. В результате конфликта осени 1992 года его жилье было разрушено, а он вынужден был покинуть место постоянного проживания в РСО-Алания и временно обосноваться на территории <адрес>. По заявленному им ходатайству в Миграционную службу РИ он был признан вынужденным переселенцем и выдано удостоверение, подтверждающее статус вынужденного переселенца. В установленный срок он подал заявление на оказание государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на восстановление разрушенного в результате конфликта жилого дома. Правительством <адрес> было принято решение об оказании ему государственной поддержки для восстановления разрушенного жилья, но в связи с упразднением представительства специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта государственная поддержка ему оказана не была. В срок до ДД.ММ.ГГГГ он снова обратился с заявлением об оказании государственной поддержки, но в МРУ ФМС России его уведомили, что его учетное в МРУ ФМС России не передавалось, так как в срок до ДД.ММ.ГГГГ учетное дело не было укомплектовано документами, необходимыми для оказания государственной поддержки. Срок действия статуса вынужденного переселенца был им продлен до ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем он не мог заниматься вопросом продления срока действия статуса вынужденного переселенца и представить необходимые для оказания государственной поддержки документов по состоянию своего здоровья и в связи с необходимостью постоянного ухода за больной матерью 1903 года рождения. В судебном заседании представитель заявителя Б.Б.Ю. М-А.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования заявителя изменил и просил восстановить заявителю срок обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, а также срок представления документов, необходимых для оказания государственной поддержки, обязать ОФМС России по РИ принять у заявителя документы, необходимые для оказания государственной поддержки, сформировать учетное дело на оказание государственной поддержки, передать его в МРУ ФМС России для рассмотрения заявления об оказании государственной поддержки, обязать МРУ ФМС России продлить заявителю срок действия статуса вынужденного переселенца, принять из ОФМС России по РИ учетное дело заявителя на оказание государственной поддержки и рассмотреть заявление об оказании государственной поддержки. Представитель заявителя также пояснил, что Правительством <адрес> было принято решение об оказании ему государственной поддержки для восстановления разрушенного жилья, но в связи с упразднением представительства специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта государственная поддержка ему оказана не была. После подачи заявления об оказании государственной поддержки в срок до ДД.ММ.ГГГГ заявитель по состоянию своего здоровья и в связи с необходимостью ухода за больной престарелой матерью 1903 года рождения не мог заниматься вопросами продления срока действия статуса вынужденного переселенца и представления документов, предусмотренных п. 8 Положения о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года. В судебном заседании представитель МРУ ФМС России О.Л.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № МС15\45-4765, требования заявителя не признала и дополнительно суду пояснила, заявителем Б.Х.Ю., после подачи заявления об оказании государственной поддержки в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не были в срок до ДД.ММ.ГГГГ представлены документы, предусмотренные п. 8 Положения о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года. По указанным причинам учетное дело заявителя на оказание государственной поддержки для жилищного обустройства в МРУ ФМС России из ОФМС России по РИ не передавалось и заявление Б.Х.Ю. в МРУ ФМС России не рассматривалось. Согласно п.4 ст.5 Закона «О вынужденных переселенцах» № от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 данного закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории РФ. Срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, и в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения. Сведения об уважительности причин пропуска срока обращения в миграционную службу заявителем представлены не были. Заявитель своевременно не обратился с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в территориальные подразделения по делам миграции, в связи с чем, он утратили статус вынужденного переселенца. Просит признать действия МРУ ФМС России правомерными и отказать в удовлетворении требований заявителей. Определением Карабулакского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ к участию в гражданском деле по заявлению Б.Х.Ю. на неправомерные действия МРУ ФМС России привлечен Отдел ФМС России по РИ. В судебном заседании представитель ОФМС России по РИ Б.М.Б., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, требования заявителя не признал и дополнительно суду пояснил, заявителем Б.Х.Ю., после подачи заявления об оказании государственной поддержки в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не были в срок до ДД.ММ.ГГГГ представлены документы, предусмотренные п. 8 Положения о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года. По указанным причинам учетное дело заявителя на оказание государственной поддержки для жилищного обустройства в МРУ ФМС России из ОФМС России по РИ не передано. Просит признать действия МРУ ФМС России правомерными и отказать в удовлетворении требований заявителей. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ № года вынужденным переселенцам гарантировано оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве путем предоставления вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п.4 ст. 5 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Пунктом 3 Положения о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г., а также их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки. Пунктом 7 Положения о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что вынужденный переселенец, лишившийся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, представляющий интересы всех членов своей семьи, подает в территориальный орган Федеральной миграционной службы заявление об оказании ему и членам его семьи государственной поддержки. В данном пункте Положения установлены сроки для подачи заявления об оказании государственной поддержки – до ДД.ММ.ГГГГ и документов, указанных в пункте 8 Положения, - до ДД.ММ.ГГГГ. Из копии удостоверения вынужденного переселенца № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что заявитель является вынужденным переселенцем из РСО-А, регулярно проходил переучет и продлевал статус вынужденного переселенца до ДД.ММ.ГГГГ. Из свидетельства о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявитель временно зарегистрирован и проживает по адресу – <адрес>. Согласно имеющемуся в материалах дела заявлению Б.Х.Ю. в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОФМС России по РИ с просьбой оказать ему государственную поддержку для жилищного обустройства в соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ В качестве члена семьи, имеющего право на получение государственной поддержки, указана мать Б.Б.Ю. 1903 года рождения. Из уведомления МРУ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №МС15/38-4024 следует, что заявитель ДД.ММ.ГГГГ утратил статус вынужденного переселенца в связи с несвоевременным обращением с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Заявителем в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представлены необходимые для оказания государственной поддержки документы, предусмотренные п. 8 Положения о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с этим заявление об оказании государственной поддержки (учетное дело №), поданное в 2006 году в ОФМС России по РИ, не было передано в МРУ ФМС России для рассмотрения и принятия решения. Из уведомления ОФМС России по РИ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Б.Х.Ю. в срок до ДД.ММ.ГГГГ подано заявление об оказании государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ В связи с тем, что заявителем не представлены документы, предусмотренные п. 8 Положения, учетное дело заявителя не передано в МРУ ФМС России. Решением Пригородного районного суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, установлено, что домовладение, принадлежащее на праве личной собственности Б.Х.Ю., расположенное в с. Ир, <адрес>, было площадью 125 кв.м., размерами 5 х25 м. Из описательно-мотивировочной части решения суда следует, что указанный дом был разрушен в период конфликта 1992 года. В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Более того, постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на основании постановления Правительства РФ № от 006.03.1998 г. и решения Временной комиссии по вопросам выделения средств вынужденным переселенцам принято решение о выдаче Б.Х.Ю. свидетельства на право получения средств на строительство нового жилья по адресу: с. Ир, <адрес>, площадью 125 кв.м., на сумму 451433 рублей. В последующем постановлением Правительства РИ № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная сумма государственной поддержки на основании справок, представленных дирекцией строительно-восстановительных работ, была индексирована и составила 993902 рубля. Из выписки из электронной базы данных представительства Специального представителя Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года от ДД.ММ.ГГГГ видно, что сумма государственной поддержки заявителем Б.Х.Ю. получена не была. Из справки администрации с. <адрес> РИ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что по <адрес> (27) находилось два домовладения на Б.Р.Ю. и Б.Х.Ю. (основание - похозяйственная книга № л/с 1748 и похозяйственная книга № л/с. 1962). Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и № в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним данные о праве собственности Б.Х.Ю. и Б.Б.Ю. отсутствуют. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № от ДД.ММ.ГГГГ заявитель Б.Х.Ю. временно проживает по адресу: <адрес>. Доводы представителя заявителя о том, что заявитель по состоянию здоровья и в связи с необходимостью постоянного постороннего ухода за больной престарелой матерью не имел возможности представить в ОФМС России по РИ в установленный срок необходимые для оказания государственной поддержки документы подтверждаются следующими исследованными в судебном заседании документами. Из справки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в состав семьи заявителя входит мать - Б.Б.Ю., которая согласно паспорту родилась в 1903 году, что свидетельствует о необходимости ухода за ней. Согласно медицинской карте Б.Б.Ю. страдает атеросклеротическим кардиосклерозом, стенокардией напряжения 2 степени, церебральным атеросклерозом, обменно-дисрофическим полиартритом, хроническим панкреатитом в стадии обострения, сахарным диабетом средней степени тяжести, ДОА с преимущественным поражением коленных голеностопных суставов, дисциркуляторной сосудистой энцефалопатией, больная в постели, не передвигается. Из справки Карабулакской городской больницы № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Б.Х.Ю. действительно осуществляет посторонний уход за больной престарелой матерью Б.Б.Ю. 1903 года рождения с 2007 года по настоящее время. Из письма главного врача Карабулакской городской больницы № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Б.Х.Ю. неоднократно обращался в больницу за период с 2007 года по март 2011 года по поводу своей больной матери Б.Б.Ю. 1903 года рождения в связи с ее болезнью. Б.Б.Ю. состоит на диспансерном учете, нуждается в постоянном постороннем уходе на срок – бессрочно. Попечителем больной является Б.Х.Ю. Кроме того, согласно справке Республиканского противотуберкулезного диспансера от ДД.ММ.ГГГГ Б.Х.Ю. страдает фиброзно-кавернозным туберкулезом легких и неоднократно находился на стационарном лечении. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и несвоевременного представления необходимых для оказания государственной поддержки документов. В судебном заседании также установлено, что заявитель до осетино-ингушского конфликта имел постоянное место жительство в РСО-Алания. В результате конфликта осени 1992 года вынужден был покинуть место постоянного проживания, утратил в резульатет конфликта принадлежащее ему жилье, временно проживает в <адрес>, собственного жилья на территории <адрес> не имеет, государственную поддержку для жилищного обустройства не получал. Передача учетного дела заявителя в МРУ ФМС России, на которое возложены функции оказания вынужденным переселенцам из РСО-Алания государственной поддержки для жилищного обустройства, вызвана необходимостью реализации прав заявителя как вынужденного переселенца, предусмотренных законом РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие статуса вынужденного переселенца также лишает его указанных прав. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Б.Х.Ю. на неправомерные действия должностных лиц Межрегионального управления ФМС России и Отдела ФМС России по <адрес> удовлетворить. Восстановить Б.Х.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения срок подачи в Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и обязать Межрегиональное управление ФМС России продлить ему срок действия вынужденного переселенца на один год. Восстановить Б.Х.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения срок представления в ОФМС России по <адрес> документов, предусмотренных пунктом 8 Положения «О порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать Отдел ФМС России по <адрес> принять у Б.Х.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения документы, предусмотренные пунктом 8 Положения «О порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, сформировать учетное дело Б.Х.Ю. на оказание государственной поддержки и передать его в Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) для рассмотрения заявления об оказании государственной поддержки. Обязать Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) принять из ОФМС России по <адрес> учетное дело Б.Х.Ю. на оказание государственной поддержки и рассмотреть заявление Б.Х.Ю. об оказании государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья М.И. Тумгоев Копия верна: судья Карабулакского районного суда РИ ________________ М.И. Тумгоев Решение суда вступило в законную силу «___»____________20___г. Судья Карабулакского районного суда РИ ________________ М.И. Тумгоев