РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дата обезличена года ... ФИО0 РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ в составе: председательствующей по делу судьи: П.Х. Бузуртановой, при секретаре: ФИО2, с участием заявительницы ФИО3 Хавы Ахметовны представителя ответчика - Отдела ФМС России по ... – ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО3 Хавы Ахметовны, ФИО6 и ФИО5 на неправомерные действия отдела ФМС России по ..., УСТАНОВИЛ: Заявители обратились в суд с заявлением на неправомерные действия Отдела ФМС России по РИ, выразившиеся в отказе в продлении им статуса вынужденных переселенцев из Чеченской Республики. Из заявления усматривается, что в результате военного конфликта осени 1994 года в Чеченской Республике заявители были вынуждены покинуть место постоянного проживания по адресу: г. Грозный, ..., ..., и временно обосноваться на территории Ингушетии. На основании заявленного ими ходатайства, в Миграционной службе ... им был предоставлен статус вынужденного переселенца и выдано удостоверение вынужденного переселенца, где и были поставлены на учет в Миграционной службе .... Заявители систематически проходили переучет в миграционной службе, и им продлевали статус, о чем имеются соответствующие отметки. Незадолго до истечения срока статуса вынужденного переселенца в 2006 году, заявители обратились в Отдел ФМС России по РИ с просьбой продлить им статус вынужденных переселенцев, но им отказали, предложив подождать. В последующем по причине ухудшения состояния здоровья заявительницы, они были лишены возможности регулярно посещать орган ФМС России по РИ за разъяснениями. Письменный отказ они получили в июне 2009 года, что статус вынужденного переселенца ими утрачен в связи с пропуском срока обращения. Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявители обращались своевременно, срок обращения они пропустила по вине ОФМС по РИ, которые не принимали документы в связи с большой очередностью, с чем и просят продлить им срок действия статуса вынужденных переселенцев. В судебном заседании заявительница ФИО7 изменила, свои требования и просила восстановить ей срок обращения с заявлением в ОФМС РФ по РИ для продления статуса вынужденных переселенцев. Представитель ответчика – ОФМС России по РИ ФИО4 действующий на основании доверенности Номер обезличенМС 05-3/2145 от Дата обезличенаг., требования заявителей не признал и просил отказать, в связи с отсутствием доказательств уважительности пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. ФИО10 определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Как следует из ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Из письма ОФМС России по РИ от Дата обезличена года Номер обезличен, имеющегося в материалах дела, следует, что заявительница лишена статуса вынужденного переселенца, в связи с тем, что она с 2006 года не обращалась с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев. ФИО10 установлено и заинтересованным лицом не оспаривается, что заявительница является вынужденным переселенцем из Чеченской Республики, при этом срок действия данного статуса был продлен до 2006 года. Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от Дата обезличена года, статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории РФ. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от Дата обезличена года, орган миграционной службы лишает лицо статуса вынужденного переселенца только в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем. Кроме этого, согласно п. 27 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденного Приказом Федеральном миграционной службы от Дата обезличена г. Номер обезличен, ФМС России или территориальный орган принимает решение о лишении лица статуса вынужденного переселенца, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем. Решение принимается территориальным органом не позднее дня установления им этого факта. Из представленного суду заявительницей удостоверения вынужденного переселенца Номер обезличен от Дата обезличена года видно, что заявительница является вынужденным переселенцем из Чеченской Республики, проходила переучет и продлевала статус вынужденного переселенца до Дата обезличена года, о чем свидетельствуют отметки и подписи руководителей Миграционных служб, скрепленные гербовой печатью. В ходе судебного заседания не установлено каких-либо доказательств умышленного сообщения заявителями ложных сведений или предъявления заведомо фальшивых документов, послуживших основанием для признания их вынужденными переселенцами. Конституционным судом РФ в постановлении от Дата обезличена года Номер обезличен сформулирована правовая позиция о том, что «непосредственно из Конституции РФ вытекает обязанность Российской Федерации оказывать вынужденным переселенцам дополнительную поддержку для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого, Закон РФ «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула ст. 1, 4, 5, 6, 7 и 8). Предоставление гражданину статуса вынужденного переселенца ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества». Доводы заявительницы о том, что отсутствие статуса вынужденного переселенца препятствует им в постановке на учет в качестве вынужденного переселенца, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также получении жилищного сертификата, суд считает обоснованным. Как установлено в ходе судебного заседания срок действия статуса вынужденного переселенца заявительнице был продлен до 2006 года, однако в связи с тем, что ОФМС РФ по РИ не приняли у нее документы в связи с большой очередностью, а позже в связи с тяжелым заболеванием заявительница пропустила срок обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев, что судом признается уважительной причиной пропуска обращения в ОФМС РФ по РИ. При таких обстоятельствах суд считает, что заявительнице безосновательно отказано в продлении статуса вынужденного переселенца, что влечет за собой утрату статуса вынужденного переселенца и как следствие лишает ее гарантий и прав, предусмотренных Законом РФ «О вынужденных переселенцах». При таких обстоятельствах требование заявителя является обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 257 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Восстановить ФИО3 Хаве Ахметовне 1959 года рождения, ФИО6 1991 года рождения, ФИО5 1992 года рождения, а также несовершеннолетним: ФИО9 1993 года рождения, ФИО3 Тамиле Незамудиновне 1994 года рождения и ФИО8 1995 года рождения, срок обращения в ОФМС России по ... с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев из Чеченской Республики. В остальной части требований отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный ФИО10 в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме. Председательствующий: Копия верна: ФИО10 ФИО1