решение по гражданскому делу по заявлению Барахоевой А.О. на неправомерные действия МРУ ФМС России



РЕШЕНИЕ №2-262/2011Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года г. Карабулак

Карабулакский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи Тумгоева М.И.,

при секретаре Аушевой М.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.А.О. на неправомерные действия должностных лиц Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>),

У С Т А Н О В И Л:

Б.А.О. обратилась в суд с заявлением на неправомерные действия МРУ ФМС России, выразившиеся в отказе в выплате государственной поддержки, оказанной в соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ на восстановление разрушенного жилья и предоставлении временного жилья, ссылаясь на следующее.

До осетино-ингушского конфликта она проживал в РСО-Алания по адресу: <адрес>, в домовладении, принадлежащем ей на праве собственности. В результате конфликта осени 1992 года ей пришлось покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться в <адрес>. В установленном порядке ей был присвоен статус вынужденного переселенца и в соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением об оказании государственной поддержки для жилищного обустройства. ДД.ММ.ГГГГ комиссией МРУ ФМС России было принято решение о предоставлении ей государственной поддержки для восстановления разрушенного жилья и выдано свидетельство о предоставлении государственной поддержки № Ф01671 от ДД.ММ.ГГГГ. Для восстановления разрушенного жилья ею был заключен договор подряда с ООО «Шанхай», однако, в связи с тем, что якобы прежние соседи возражают против ее возвращения, строительно-восстановительные работы не начинались. МРУ ФМС России ей рекомендовано выбрать другой вид государственной поддержки для жилищного обустройства. На ее обращение о перечислении средств государственной поддержки она получила уведомление МРУ ФМС России, в котором ей сообщили, что для перечисления денежных средств государственной поддержки ей необходимо представить разрешение на строительство. Ее обращение в МРУ ФМС России о выделении временного жилья также осталось без удовлетворения. Данные действия МРУ ФМС России считает незаконными, просит суд обязать МРУ ФМС разрешить ей использовать средства государственной поддержки, находящиеся на ее банковском счете, произвести перерасчет размера государственной поддержки с учетом 114,7 кв.м. общей площади утраченного ею жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на день вступления решения суда в законную силу, обязать МРУ ФМС России выделить ей вагончик для временного проживания.

В судебном заседании заявитель Б.А.О. изменила заявленные требования и просила суд обязать МРУ ФМС России предоставить ей помещение для временного размещения по месту прежнего проживания, произвести перерасчет размера государственной поддержки с учетом 91,78 кв.м. общей площади утраченного ею жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в РСО-Алания на день вступления решения суда в законную силу, разрешить ей использовать в полном объеме средства государственной поддержки для восстановления разрушенного в результате осетино-ингушского конфликта домовладения. При этом заявитель дополнительно суду пояснила, что стоимость строительно-восстановительных работ постоянно увеличивается вследствие растущей инфляции, что препятствует вынужденному переселенцу, утратившему свое жилье в результате осетино-ингушского конфликта, в полном объеме провести строительно-восстановительных работ и освоить выделенную сумму государственной поддержки. Размер государственной поддержки был определен по справке БТИ исходя из 60,4 общей площади утраченного жилья, хотя общая площадь разрушенного жилья составляла 91,78 кв.м., что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ визуального обследования домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. Стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в РСО-Алания на момент принятия решения об оказании государственной поддержки составлял 16350 рублей, а в настоящее время составляет 23100 рублей.

Представитель Межрегионального управления ФМС России Б.Р.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № МС15/45-2497, требования заявителя не признала и пояснила, что МРУ ФМС России осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ МРУ ФМС России было принято решение об оказании заявителю государственной поддержки на восстановление разрушенного жилья по адресу: <адрес> и выдано свидетельство № Ф01671. Согласно пункту 20 Положения окончательная оплата строительных работ согласно договору подряда производится после сдачи жилья в эксплуатацию и оформления домовладения в собственность получателя свидетельства о предоставлении государственной поддержки и членов его семьи. Таким образом, для перечисления денежных средств государственной поддержки на расчетный счет подрядной организации ООО «Шанхай» согласно договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ заявителю необходимо представить разрешение на строительство.

В соответствии с Порядком организации работы по оказанию государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и осуществления выплат и контроля за целевым использованием средств государственной поддержки, утвержденным приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае если в заявлении в качестве цели оказания государственной поддержки указывается восстановление разрушенного жилья, МРУ ФМС России запрашивает органы исполнительной власти <адрес>-Алания о возможном обустройстве заявителя в соответствующем населенном пункте на территории <адрес>-Алания.

В случае получения от органов исполнительной власти <адрес> - Алания информации о невозможности обустройства в выбранном заявителем населенном пункте, МРУ ФМС России разъясняет заявителю его права на жилищное обустройство в других населенных пунктах <адрес> - Алания, предлагает заявителю иную форму оказания государственной поддержки, а при его отказе от предложенных вариантов информирует Правительство <адрес> - Алания и Правительство <адрес> с целью дальнейшего жилищного обустройства заявителя.

Согласно письму АМС <адрес> для возвращения семьи заявителя к месту прежнего проживания по адресу: <адрес> существуют препятствия, в связи с чем, заявителю рекомендовано изменить вид государственной поддержки. В удовлетворении требований заявителя просила отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Статья 40 Конституции РФ гласит - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

В силу ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ № года вынужденным переселенцам гарантировано оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве путем предоставления вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п.п.5 п.2 ст.7 указанного закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в возвращении на прежнее место жительства.

Пунктом 3 Положения о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г., а также их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки.

Как установлено в судебном заседании заявитель состоит на учете в качестве вынужденного переселенца в МРУ ФМС России, о чем в удостоверении вынужденного переселенца № от ДД.ММ.ГГГГ имеется удостоверяющая запись, заверенная печатью МРУ ФМС России и подписью должностного лица. Заявитель зарегистрирована и временно проживает в <адрес> Ингушетия по <адрес>.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 указанного положения государственная поддержка предоставляется вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, имевшим на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение на праве собственности или получившим его в собственность в порядке наследования после ДД.ММ.ГГГГ от члена семьи, лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и изъявившим желание вернуться в места прежнего проживания, - в форме социальной выплаты на восстановление разрушенного индивидуального жилья.

Размер поддержки определяется на основании дефектной ведомости, сметной документации и не должен превышать размера средств, необходимых для восстановления общей площади разрушенного или подлежащего восстановлению жилого помещения.

Максимальный размер государственной поддержки определяется с учетом стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в <адрес> - Алания или <адрес>, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета социальной выплаты, предоставляемых за счет средств федерального бюджета различным категориям граждан.

Согласно разделу 7 Порядка организации работы по оказанию государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и осуществления выплат и контроля за целевым использованием средств государственной поддержки, утвержденного приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №, временное жилищное обустройство вынужденных переселенцев, подавших заявления об оказании государственной поддержки в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 Положения, осуществляется в виде предоставления помещения для временного размещения (передвижного блок-контейнера либо арендованного территориальным органом Федеральной миграционной службы у юридических лиц помещений для временного компактного размещения вынужденных переселенцев).

Согласно свидетельству о предоставлении государственной поддержки № Ф01671 от ДД.ММ.ГГГГ Б.А.О. предоставлена государственная поддержка для восстановления разрушенного жилья в размере 987 342 рубля и в этих целях ею ДД.ММ.ГГГГ заключен договор подряда с ООО «Шанхай».

Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № МС15\21-1431 следует, что МРУ ФМС России отказывает заявителю в перечислении денежных средств государственной поддержки, так как заявителем не представлено разрешение на строительство.

Из уведомления МРУ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №МС1518-3093 следует, что из АМС <адрес> поступила информация о то, что для возвращения семьи заявителя к месту прежнего проживания по адресу: <адрес> существуют препятствия. По указанной причине заявителю рекомендовано избрать другой вид государственной поддержки.

Из письма МРУ ФМС России №МС15\33-12060 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после получения ответа на запрос о возможном обустройстве заявителя из органа исполнительной власти РСО-Алания, вопрос выделения временного жилья будет рассмотрен дополнительно в МРУ ФМС России.

Согласно пункту 20 Положения договоры подряда на строительство или восстановление жилья заключаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке с окончательной оплатой после сдачи жилья в эксплуатацию и оформлением его в собственность получателем свидетельства о предоставлении государственной поддержки (заказчиком) и членами его семьи.

Стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в РСО-Алания на момент принятия решения (ДД.ММ.ГГГГ) об оказании государственной поддержки составляла 16350, а в настоящее время в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года» составляет 23100 рублей.

Из акта визуального обследования домовладения от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что общая площадь разрушенного дома (литер «А», «Б») составляла 91,78 кв.м., однако государственная поддержка была оказана из расчета 60,4 кв.м. общей площади жилья, тем самым нарушено право заявителя на восстановление разрушенного домовладения в полном объеме.

В судебном заседании также установлено, что стоимость строительно-восстановительных работ постоянно увеличивается вследствие растущей инфляции, что препятствует вынужденному переселенцу, утратившему свое жилье в результате осетино-ингушского конфликта, своевременно провести в полном объеме строительно-восстановительных работ и освоить выделенную сумму государственной поддержки. Указанные обстоятельства препятствуют вынужденному переселенцу в жилищном обустройстве и реализации своих прав, предусмотренных законом РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, государственная поддержка вынужденному переселенцу для жилищного обустройства должна быть фактически оказана в размере, соответствующим установившимся ценам на строительно-восстановительные работы и стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, подлежащего восстановления.

Суд также исходит из того, что право заявителя, как гражданина Российской Федерации, на выбор места пребывания, жительства, свободу передвижения не может быть нарушено и поставлено в зависимость от мнения должностного лица органа местного самоуправления по месту постоянного жительства вынужденного переселенца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Б.А.О. на неправомерные действия Межрегионального Управления ФМС России (с место дисклокации в <адрес>) удовлетворить.

Обязать Межрегиональное Управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) произвести перерасчет государственной поддержки на восстановление разрушенного в результате осетино-ингушского конфликта жилья, выделенной Б.А.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии со свидетельством № Ф01671 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении вынужденному переселенцу, лишившемуся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственной поддержки, определенной постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом общей площади разрушенного жилья 91,78 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РСО-Алания на день произведения перерасчета размера государственной поддержки.

Разрешить Б.А.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения использовать средства государственной поддержки для восстановления разрушенного в результате осетино-ингушского конфликта домовладения, находящиеся на ее банковском счете № в филиале «Южный» АКИБ «Образование» (ЗАО) ст. Орджоникидзевская <адрес>, к/счет 30101810200000000799, БИК 042618799, ИНН 7736017052, выделенные в соответствии со свидетельством № Ф01671 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении вынужденному переселенцу, лишившемуся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственной поддержки, определенной постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Межрегиональное Управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) оказать Б.А.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения содействие во временном жилищном обустройстве по месту постоянного проживания в соответствии с приказом Федеральной миграционной службы от 7 апреля 2008г. №83 «О вопросах организации оказания государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий М.И. Тумгоев