решение по иску генерального директора ОАО `Ингушнефтегазпром` к Дударову Х.М. и Шадиеву Т.А-М. о рассторжении договора аренды и взыскании арендных платежей.



РЕШЕНИЕ №2-205/2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Карабулак 24 мая 2011 года

Карабулакский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Тумгоева М.И.,

при секретаре Аушевой М.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Генерального директора ОАО «Ингушнефтегазпром» к Д.Х.Б. и Ш.Т.А.-Мажитовичу о расторжении договора аренды нежилого помещения и взыскании задолженности по арендной плате,

УСТАНОВИЛ:

Генеральный директор ОАО «Ингушнефтегазпром» обратился в суд с иском к Ш.Т.А.-М. и Д.Х.Б. о расторжении договора аренды нежилого помещения и взыскании задолженности по арендной плате, ссылаясь на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Ингушнефтегазпром» и Ш.Т.А.-М., Д.Х.Б. заключен договор аренды нежилого помещения – Карабулакского цеха связи, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 120 кв.м. Согласно п. 3.2. договора аренды арендаторы своевременно должны оплачивать аренду в размере 3000 руб. с каждого в месяц. Согласно п.3.4. договора аренды за каждый день просрочки оплаты арендной платы начисляется штраф в размере 1 процент от суммы договора и пеня в размере 3 процента задолженности за каждый день просрочки. Задолженность Д.Х.Б. составляет 421200 рублей, задолженность Ш.Т.А. составляет 619200 рублей. Согласно п. 4.3. договора арендодатель имеет право расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке согласно ст. 619 ГК РФ. ДД.ММ.ГГГГ Минимуществом РИ направлено в Арбитражный суд РИ исковое заявление о признании ОАО «Ингушнефтегазпром» несостоятельным (банкротом). ДД.ММ.ГГГГ определением Арбитражного суда РИ исковое заявление Минимущества РИ удовлетворено и в отношении ОАО «Ингушнефтегазпром» введена процедура банкротства, утвержден временный управляющий ОАО «Ингушнефтегазпром» А.Х.М. Введение процедуры банкротства в отношении ОАО «Ингушнефтегазпром» также обязывает ответчиков возвратить объект. Просит расторгнуть договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с Ш.Т.А.-М. задолженность по арендной плате в размере 421200 рублей, с Д.Х.Б. – 619200 рублей.

В судебном заседании представитель истца К.М.Х., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, поддержал исковые требования и просил расторгнуть договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и взыскать в пользу ОАО «Ингушнефтегазпром» с Ш.Т.А.-М. задолженность по арендной плате в размере 421200 рублей, с Д.Х.Б. – 619200 рублей.

Ответчик Ш.Т.А.-М. исковые требования ОАО «Ингушнефтегазпром» не признал и дополнительно суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ им и Д.Х.Б. был заключен договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 120 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление Генерального директора ОАО «Ингушнефтегазпром» о расторжении договора аренды. Получив уведомление, он посчитал, что договор аренды расторгнут и с Д.Х.Б. они договорились о том, что договорные отношения с ОАО «Ингушнефтегазпром» он будет продолжать самостоятельно. С этого момента он прекратил исполнение условий договора, а Д.Х.Б. продолжил договорные отношения с ОАО «Ингушнефтегазпром». Арендуемое помещение на момент заключения договора находилось в плачевном состоянии, в нем не было ни окон ни дверей, в помещении постоянно собирались алкоголики и наркоманы. Д.Х.Б. за свой счет был произведен ремонт, денежные средства на ремонт помещения им вложены не были. В удовлетворении исковых требований просил отказать.

В судебном заседании ответчик Д.Х.Б. исковые требования не признал и дополнительно суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Ингушнефтегазпром» с одной стороны, Ш.Т.А.-М. и им с другой стороны был заключен договор аренды нежилого помещения – пристройки к зданию Карабулакского цеха связи, расположенного по адресу – РИ, <адрес>, общей площадью 120 кв.м. в состоянии отраженном в акте обследования, являющегося неотъемлемой частью договора. Данное помещение было им передано в пользование согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ и приказу генерального директора ОАО «Ингушнефтегазпром» № от ДД.ММ.ГГГГ По условиям договора он был освобожден от арендной платы в течение 30 месяцев в целях проведения капитального ремонта помещения. Сумма арендной платы, от уплаты которой он был освобожден, составляла 90000 рублей. За период аренды помещения им был проведен ремонт помещения на общую сумму более 180000 рублей. Закончить капитальный ремонт он не успел, поскольку в январе 2009 года сотрудниками охраны ОАО «Ингушнефтегазпром» арендуемое им помещение было закрыто, а ему объявили о расторжении договора аренды. По истечении 30 месяцев он начал вносить арендные платежи и произвел оплату аренды за февраль и март 2010 года. Генеральный директор ОАО «Ингушнефтегазпром» повторно известил его о расторжении договора аренды и предложил получить в кассе ОАО «Ингушнефтегазпром» внесенные им арендные платежи, после чего он обратился в суд исковым заявлением о признании расторжения договора аренды нежилого помещения незаконным и обязании генерального директора ОАО «Ингушнефтегазпром» произвести государственную регистрацию договора аренды нежилого помещения. Решением Карабулакского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, его исковые требования были удовлетворены и досрочное расторжение исполняющим обязанности генерального директора ОАО «Ингушнефтегазпром» договора аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу – <адрес>, признано незаконным. На исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Ингушнефтегазпром» суд возложил обязанность произвести государственную регистрацию договора аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу – <адрес>. Однако, до сих пор решение суда не исполнено. В связи с неисполнением решения суда он обращался в службу судебных приставов, в ОВД по <адрес>, в прокуратуру <адрес>, но никаких действенных мер не принято. Генеральный директор ОАО «Ингушнефтегазпром» своими неправомерными действиями препятствует ему в пользовании арендованным помещением, несмотря на то, что им выполнены все условия договора аренды, в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Ингушнефтегазпром» в лице генерального директора с одной стороны и Ш.Т.А.-Мажитовичем, Д.Х.Б. с другой стороны заключили договор аренды нежилого помещения – пристройки к зданию Карабулакского цеха связи, расположенного в <адрес>, общей площадью 120 кв.м. Согласно договору арендаторы обязуются за свой счет произвести капитальный ремонт помещения. Из раздела 3 договора следует, что арендаторы освобождаются от арендной платы на срок 30 месяцев, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Если арендаторами не будет произведен капитальный ремонт помещения, арендная плата должна быть выплачена с момента заключения договора аренды. Арендаторы своевременно обязаны производить арендные платежи из расчета 300 рублей за один квадратный метр общей площади нежилого фонда, в общей сумме 36000 рублей в год или 3000 рублей в месяц, оплата производится ежемесячно путем перечисления на расчетный счет арендодателя или внесения денежных средств в кассу не позднее 14 числа каждого месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно разделу 4 договора срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Изменение условий договора, его расторжение и прекращение действия допускается по соглашению сторон. Договор аренды подлежит досрочному расторжению по требованию арендодателя, а арендаторы выселению, если арендаторы умышленно или по неосторожности ухудшают состояние помещения, если арендаторы не внесли арендную плату в течение трех месяцев, если арендаторы не произвели капитального ремонта, предусмотренного договором аренды.

Согласно акту о передаче помещения в аренду от ДД.ММ.ГГГГ комиссией передано, а арендаторами принято пристроенное к Карабулакскому цеху связи нежилое помещение, расположенное по адресу – <адрес>.

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Генеральный директор ОАО «Ингушнефтегазпром» уведомил Д.Х.Б. и Ш.Т.А.-М. об одностороннем расторжении договора аренды вышеуказанного помещения.

Решением Карабулакского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Д.Х.Б. были удовлетворены и досрочное расторжение исполняющим обязанности генерального директора ОАО «Ингушнефтегазпром» договора аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу – <адрес>, признано незаконным. На исполняющего обязанности генерального директора ОАО «Ингушнефтегазпром» суд возложил обязанность произвести государственную регистрацию договора аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу – <адрес>.

Из описательно-мотивировочной части решения Карабулакского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе выездного судебного заседания было установлено, что к помещению Карабулакского цеха связи, расположенного в <адрес>, пристроено нежилое помещение общей площадью 120 кв.м. В указанном помещении произведены следующие ремонтные работы - установлены оконные блоки в две створки, оконные блоки окрашены масляной краской, все оконные блоки остеклены, подготовлены для установки три дверных блока, в помещении проведена электропроводка, установлены электрические выключатели и распределительные коробки, установлены потолочные плафоны, установлены плафоны потолочные в количестве 8 штук, весь пол помещения уложен бетоном, в помещении имеется небольшое количество строительного мусора. Кроме того, арендатором произведены следующее работы, не предусмотренные дефектным актом – установлены шесть 10-секционных водяных батарей, приготовлен для установки газопровод общей длиной 42 метра.

Согласно ч.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, доводы истца о не проведении ответчиками капитального ремонта арендуемого помещения не обоснованы и опровергаются вступившим в законную силу решением суда.

Также из решения суда следует, что Д.Х.Б. во исполнение пункта 3.2. и 3.3. раздела 3 договора в уставленный срок внес арендные платежи за февраль и март 2010 года на расчетный счет ОАО «Ингушнефтегазпром».

Однако, решение Карабулакского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ Генеральным директором ОАО «Ингушнефтегазпром» исполнено не было, что следует из постановлений судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора и наложении штрафа на генерального директора ОАО «Ингушнефтегазпром». Совершение Генеральным директором ОАО «Ингушнефтегазпром» действий, препятствующих Д.Х.Б. в пользовании арендованным имуществом, также следует из обращения Д.Х.Б. в ОВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и письма начальника отдела прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ В результате неправомерных действий Генерального директора ОАО «Ингушнефтегазпром», препятствующих пользованию арендованным имуществом, внесение арендных платежей Д.Х.Б. было прекращено.

Согласно ч.1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Не предоставление арендодателем имущества в пользование арендатору либо создание препятствий пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества является в соответствии со ст. 620 ГК РФ основанием для досрочного расторжения договора аренды.

При таких обстоятельствах, прекращение Д.Х.Б. внесения арендных платы не может быть основанием для расторжения договора аренды и взыскания задолженности арендной платы, поскольку данные действия Д.Х.Б. обусловлены действиями Генерального директора ОАО «Ингушнефтегазпром» в ограничении пользования арендаторами арендованным имуществом.

Не обоснованы доводы Генерального директора ОАО «Ингушнефтегазпром» о том, что все объекты ОАО «Ингушнефтегазпром» до ДД.ММ.ГГГГ являлись собственностью ГУП ГО «Ингушнефтегазхипром», поскольку согласно временному свидетельству о государственной регистрации юридического лица ОАО «Ингушнефтегазпром» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ

Не основаны на законе и доводы истца о необходимости расторжения договора аренды в связи с введение процедуры банкротства в отношении ОАО «Ингушнефтегазпром».

Определением Арбитражного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Ингушнефтегазпром» введена процедура банкротства и утвержден временный управляющий ОАО «Ингушнефтегазпром».

Согласно ст. 102 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» внешний управляющий в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника. Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

В случаях, предусмотренных п. 2 статьи 102 закона, договор считается расторгнутым с даты получения всеми сторонами по такому договору заявления внешнего управляющего об отказе от исполнения договора. Сторона по договору, в отношении которого заявлен отказ от исполнения, вправе потребовать от должника возмещения убытков, вызванных отказом от исполнения договора должника.

Документы, подтверждающие соблюдение требований ст. 102 вышеуказанного закона, истцом и его представителем суду представлены не были.

По указанным выше основаниям суд считает исковые требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Генерального директора ОАО «Ингушнефтегазпром» к Д.Х.Б. и Ш.Т.А.-Мажитовичу о расторжении договора аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и взыскании задолженности по арендной плате отказать.

Взыскать с ОАО «Ингушнефтегазпром» государственную пошлину в доход государства в размере 15220 (пятнадцать тысяч двести двадцать) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий М.И. Тумгоев