решение по гражданскому делу по заявлению Актемирова Р.М-Г. на неправомерные действия МРУ ФМС России



РЕШЕНИЕ №2-204/2011Именем Российской Федерации

29 апреля 2011 года г. Карабулак

Карабулакский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи Тумгоева М.И.,

при секретаре Аушевой М.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.Р.М.-Гиреевича на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель А.Р.М.-Г. обратился в суд с заявлением на неправомерные действия МРУ ФМС России, выразившиеся в отказе в предоставлении государственной поддержки на восстановление разрушенного в ходе осетино-ингушского конфликта домовладения и оказании содействия в возвращении к месту постоянного жительства.

В судебном заседании представитель заявителя Г.М.Б., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования заявителя поддержал и дополнительно суду пояснил, что заявитель до осетино-ингушского конфликта проживал в <адрес> РСО-Алания в принадлежащем ему на праве собственности домовладении. В результате конфликта заявителю пришлось покинуть место постоянного жительства и временно обосноваться на территории <адрес>. По заявленному им ходатайству Миграционной службой он был признан вынужденным переселенцем и ему было выдано удостоверение вынужденного переселенца. Он систематически проходил переучет в Миграционной службе РИ и срок действия статуса вынужденного переселенца ежегодно продлевался. Принадлежащее ему домовладение в ходе конфликта было разрушено. В соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о предоставлении ему государственной поддержки для восстановления разрушенного жилья. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №МС15\24-1064 МРУ ФМС России проинформировало его о наличии препятствий для его въезда, обустройства и дальнейшего проживания в <адрес>, в связи с чем копии его учетного дела были направлены в Правительство РИ и Правительство РСО-Алания для дальнейшего решения вопроса обустройства его семьи. Данные действия МРУ ФМС России считает незаконными, поскольку ссылка МРУ ФМС России на наличие препятствий в жилищном обустройстве заявителя в <адрес> РСО-Алания не основаны на законе. Действиями МРУ ФМС России нарушены права заявителя как вынужденного переселенца, предусмотренные постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Конституцией РФ и законом РФ «О вынужденных переселенцах». Решением Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлен факт владения заявителем на праве собственности домовладением, расположенным по адресу – <адрес> шоссе, 4, обей площадью 91 кв.м., а также признано право на получение государственной поддержки. Тем не менее, домовладение заявителя до сих пор не восстановлено, свидетельство о предоставлении государственной поддержки для восстановления разрушенного жилья заявителю не выдано. Со дня подачи заявления об оказании государственной поддержки МРУ ФМС России не принято никаких мер, направленных на восстановление домовладения заявителя и предоставления временного жилья. Заявителем действительно было получено уведомление МРУ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ об имеющихся препятствиях для возвращения заявителя к месту постоянного проживания и направлении копии материалов в Правительство РИ и Правительство РСО-Алания для решения вопроса жилищного обустройства семьи заявителя, однако с указанного времени он ожидал решения своей жилищной проблемы Правительством РИ или Правительством РСО-Алания. Поняв, что проблема его жилищного обустройства указанными органами государственной власти не решается, заявитель обратился в суд с указанным заявлением на неправомерные действия МРУ ФМС России. Просит признать действия МРУ ФМС России, выразившиеся в отказе в оказании государственной поддержки, незаконными, обязать МРУ ФМС России оказать заявителю государственную поддержку для восстановления разрушенного в ходе осетино-ингушского конфликта домовладения, обязать МРУ ФМС России оказать содействие заявителю в возвращении к месту постоянного проживания в <адрес> РСО-Алания и временном жилищном обустройстве.

Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания представитель МРУ ФМС России в суд не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, что согласно ст.257 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения заявления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, исследовав представленные доказательства суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Статья 40 Конституции РФ гласит - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

В силу ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ № года вынужденным переселенцам гарантировано оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве путем предоставления вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п.п.5 п.2 ст.7 указанного закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в возвращении на прежнее место жительства.

Пунктом 3 Положения о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г., а также их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки.

Как установлено в судебном заседании заявитель состоит на учете в качестве вынужденного переселенца в ОФМС России по РИ, о чем имеется удостоверяющая запись, заверенная печатью ОФМС России по РИ и подписью должностного лица в удостоверении вынужденного переселенца № от ДД.ММ.ГГГГ Государственную поддержку для жилищного обустройства не получал, временно проживает в <адрес> Ингушетия по <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №МС15/24-1064 МРУ ФМС России уведомило А.Р.М.-Г. об отказе в предоставлении государственной поддержки для восстановления разрушенного жилья, ссылаясь на то, что МРУ ФМС России располагает информацией о существовании препятствий для возвращения семьи заявителя на прежнее место жительства с целью обустройства и последующего проживания. В соответствии с пунктом 5 Порядка организации работы по оказанию государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и осуществления выплат и контроля за целевым использованием средств государственной поддержки, утвержденного приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №, копии материалов по заявлению А.Р.М.-Г. об оказании государственной поддержки направлены в Правительства РИ и Правительство РСО-Алания для решения вопроса жилищного обустройства.

Решением Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлен юридический факт владения на праве собственности А.Р.М.-Г. одноэтажным домовладением в <адрес> шоссе, <адрес>, общей площадью 91 кв.м. и признано, что А.Р.М.-Г. лишился жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года. Указанным решением суда признано право А.Р.М.-Г. на получение государственной поддержки в соответствии с п.п. «б» п.15 Положения «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года», утвержденного постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, за утраченное жилье в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года, расположенного в <адрес> шоссе, <адрес>, общей площадью 91 кв.м. на состав семьи один человек: А.Р.М.-Гиреевич.

Согласно ч.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Подпунктом «а» пункта 15 Положения о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что государственная поддержка предоставляется вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, имевшим на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение на праве собственности или получившим его в собственность в порядке наследования после ДД.ММ.ГГГГ от члена семьи, лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и изъявившим желание вернуться в места прежнего проживания, - в форме социальной выплаты на восстановление разрушенного индивидуального жилья.

Размер поддержки определяется на основании дефектной ведомости, сметной документации и не должен превышать размера средств, необходимых для восстановления общей площади разрушенного или подлежащего восстановлению жилого помещения.

Согласно пункта 5 Порядка организации работы по оказанию государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и осуществления выплат и контроля за целевым использованием средств государственной поддержки, утвержденного приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае, если в заявлении в качестве цели оказания государственной поддержки указывается восстановление разрушенного жилья, МРУ ФМС России запрашивает органы исполнительной власти <адрес>-Алания о возможном обустройстве заявителя в соответствующем населенном пункте на территории <адрес>-Алания.

В случае получения от органов исполнительной власти <адрес> - Алания информации о невозможности обустройства в выбранном заявителем населенном пункте, МРУ ФМС России разъясняет заявителю его права на жилищное обустройство в других населенных пунктах <адрес> - Алания, предлагает заявителю иную форму оказания государственной поддержки, а при его отказе от предложенных вариантов информирует Правительство <адрес> - Алания и Правительство <адрес> с целью дальнейшего жилищного обустройства заявителя.

Согласно разделу 7 Порядка временное жилищное обустройство вынужденных переселенцев, подавших заявления об оказании государственной поддержки в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 Положения, осуществляется в виде предоставления помещения для временного размещения (передвижного блок-контейнера либо арендованного территориальным органом Федеральной миграционной службы у юридических лиц помещений для временного компактного размещения вынужденных переселенцев). Оплата расходов по перевозке к месту постоянного проживания вынужденного переселенца, лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта, членов его семьи и имущества осуществляется в соответствии с пунктом 21 Положения.

Согласно подп. 5 п.2 ст.7 закона РФ Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в возвращении на прежнее место жительства.

В судебном заседании установлено, что МРУ ФМС России направлены копии материалов в Правительство РИ и Правительство РСО-Алания для решения вопроса жилищного обустройства семьи заявителя в связи с имеющимися препятствиями для возвращения семьи заявителя на прежнее место жительства с целью обустройства и последующего постоянного проживания. Однако, документов, свидетельствующих о существовании реальных препятствий для возвращения семьи заявителя на прежнее место жительства для последующего постоянного проживания, принятии Правительством РСО-Алания и Правительством РИ действенных мер для решения вопроса жилищного обустройства семьи заявителя, МРУ ФМС России суду не представлено.

Таким образом, суд признает за заявителем безусловное право на оказание ему МРУ ФМС России государственной поддержки для жилищного обустройства, содействие в возвращении на прежнее место жительства и временном жилищном обустройстве по месту постоянного проживания. При этом право заявителя, как гражданина Российской Федерации, на выбор места пребывания, жительства, свободу передвижения может быть нарушено только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление А.Р.М.-Гиреевича на неправомерные действия Межрегионального Управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) удовлетворить частично.

Признать действия Межрегионального Управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>), выразившиеся в отказе в оказании государственной поддержки А.Р.М.-Гиреевичу, незаконными.

Обязать Межрегиональное Управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) оказать А.Р.М.-Гиреевичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения государственную поддержку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года» на восстановление разрушенного в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года домовладения, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, ул. <адрес>.

Обязать Межрегиональное Управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) оказать А.Р.М.-Гиреевичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения содействие в возвращении на прежнее место жительства и временном жилищном обустройстве по месту постоянного проживания в соответствии с приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах организации оказания государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре- ноябре 1992 года»

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение 10 дней.

Председательствующий М.И. Тумгоев