РЕШЕНИЕ №г.
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> суд <адрес> в составе:
ФИО11 судьи ФИО13
с участием:
заявителя ФИО2,
ФИО3 по <адрес> ФИО10,
при секретаре ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
ФИО1, ФИО1 Юсупа
ФИО14 и ФИО2 на
неправомерные действия отдела Федеральной
миграционной службы России по <адрес>
<адрес>
у с т а н о в и л:
Заявители обратились в суд с заявлением на неправомерные действия ОФМС России по <адрес>, ссылаясь на следующее. В результате осетино-ингушского конфликта осени 1992 года пришлось покинуть место постоянного проживания в РСО-Алания и временно обосноваться на территории <адрес>. По заявленному ими ходатайству в Миграционную службу РИ были признаны вынужденными переселенцами и выданы соответствующие удостоверения. Срок действия статуса вынужденного переселенца систематически продлевали. В 2006 году очередной раз обратились с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца и было подано заявление об оказании государственной поддержки для жилищного обустройства в соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Сотрудники отдела по вопросам переселенцев сообщили, что после продления статуса вынужденного переселенца их личное и учетное дела будут переданы в МРУ ФМС России ( <адрес>). На обращение в ОФМС России по РИ получили уведомление о ФИО6, что они не обращались с заявлением об оказании государственной поддержки и продлении статуса вынужденного переселенца. В 2006 году вследствие осложнения болезни, в сопровождении двух сыновей, (ФИО9) вынужден был выехать на лечение за пределы <адрес>. Просят восстановить срок для обращения в ОФМС России по РИ с повторным заявлением об оказании государственной поддержки, сформировать учетное дело и предать его в МРУ ФМС России ( с местом дислокации в <адрес>) для решения вопроса об оказании государственной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года». Восстановить им срок обращения в ОФМС России по РИ с заявлением о продлении срок действия статуса вынужденного переселенца и продлить статус вынужденного переселенца на один год с момента вынесения данного решения.
В судебном заседании ФИО6 суду пояснил, что всеми вопросами, возникшими после осетино-ингушского конфликта 1992 года, занимался их отец ФИО9, им же в 2006 году было подано заявление об оказании государственной поддержки для жилищного обустройства в соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и о продлении статуса вынужденного переселенца. ФИО9 является инвалидом 1 группы (бессрочно), нетрудоспособен, нуждается в постоянном постороннем уходе нескольких человек. Данные обстоятельства не позволили ни ему, не им своевременно разрешать вопросы, связанные с продлением статуса вынужденного переселенца и получением государственной поддержки.
ФИО3 по РИ ФИО10, требования заявителей не признал и дополнительно суду пояснил, что по данным ОФМС России по РИ заявление об оказании государственной поддержки от имени ФИО1 не значится. О том, что заявители подали заявление об оказании государственной поддержки и оно было зарегистрировано ему ничего не известно. Заявления об оказании государственной поддержки принимались прикомандированными сотрудниками ФМС России с различных регионов России. Кроме того, ФИО1 пропустили сроки обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца. Уважительность причин пропуска сроков обращения также не представлено. Их заявления, датированные 2006 годом, в ОФМС России по РИ, отсутствует. Просил в удовлетворении требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Согласно Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцам гарантировано оказание государственной поддержки в виде выплаты компенсации за утраченное имущество при невозможности его возврата вынужденному переселенцу (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ).
Государственная поддержка предоставляется вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта имевшим на 2. 11. 1992 г. жилое помещение на праве собственности, покинувшим место постоянного проживания безвозвратно в форме социальной выплаты на приобретение готового или строительство нового жилого помещения с предоставлением для строительства земельного участка при условии передачи в установленном порядке оставленного по месту прежнего проживания на территории РСО-Алания или РИ земельного участка и находящегося на нем жилого помещения (помещений).
Конституционным судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № сформулирована правовая позиция о ФИО6, что «непосредственно из Конституции РФ вытекает обязанность РФ оказывать вынужденным переселенцам дополнительную поддержку государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого, Закон РФ «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ, в ФИО6 числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула ст.1.4,5,6,7 и 8). Предоставление гражданину статуса вынужденного переселенца ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества». В целях реализации указанных законодательных норм Правительство РФ своим Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Положение о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года.
В соответствии с п. 3 Положения «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября – ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре – ноябре 1992 г., их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки, а так же получившим жилые помещения в собственность в порядке наследования после ДД.ММ.ГГГГ, от вынужденного переселенца, лишившегося указанных жилых помещений в результате осетино-ингушского конфликта 1992 года.
Рассмотрение вопросов, связанных с оказанием вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственной поддержки осуществляется уполномоченным территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 5 Положения).
Пунктом 7 Положения о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что вынужденный переселенец, лишившийся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, представляющий интересы всех членов своей семьи, подает в территориальный орган Федеральной миграционной службы заявление об оказании ему и членам его семьи государственной поддержки. В данном пункте Положения установлены сроки для подачи заявления об оказании государственной поддержки – до ДД.ММ.ГГГГ и документов, указанных в пункте 8 Положения, - до ДД.ММ.ГГГГ.
Из удостоверения вынужденного переселенца №, выданного ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ следует, что ему предоставлен статус вынужденного переселенца.
Из удостоверения вынужденного переселенца №, выданного ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ году следует, что ему предоставлен статус вынужденного переселенца.
Из удостоверения вынужденного переселенца №, выданного ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ следует, что ему предоставлен статус вынужденного переселенца.
В настоящее время заявители не обустроены, временно зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ОФМС России по РИ проинформировало заявителя ФИО1 о ФИО6, что им в установленный постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ срок до ДД.ММ.ГГГГ не подано заявление об оказании государственной поддержки, в этой связи учетное дело не было сформировано и передано в МРУ ФМС России для рассмотрения по существу.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ОФМС России по РИ проинформировало заявителей ФИО2, ФИО5 и ФИО1 о ФИО6, что они с 2005 года не обращались с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, в связи с чем в настоящее время его утратили.
Согласно п.4 ст.5 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст.7, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории РФ. Согласно п.4 ст.9 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» - уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка его обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Одним из препятствий в обустройстве на прежнем месте жительства для заявителей является то обстоятельство, что фактическое возвращение заявителей в места прежнего проживания не возможно и они с 1992 года проживает на территории соседней республики в <адрес>.
Кроме того, заявителями не получена какая-либо помощь, денежные средства за утраченное жилье в ходе конфликта осени 1992 года.
Все указанные обстоятельства не были учтены органами миграционной службы при отказе заявителю в продлении статуса вынужденного переселенца и приеме (регистрации) заявления об оказании государственной поддержки.
Доводы заявителей об обращении в 2006 году в ОФМС России по РИ с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца в суде не нашли своего подтверждения, так как заявления принимались непосредственно работниками миграционной службы, выполняющими свои должностные обязанности, а не временными прикомандированными сотрудниками. Однако, уважительной причиной пропуска срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца явилось то обстоятельство, что ФИО9 является нетрудоспособным инвалидом 1 группы с 2003 года (бессрочно), нуждающимся в постоянном постороннем уходе, который осуществляли его сыновья, что усматривается из справки об инвалидности серии МСЭ 013 №. Кроме того, в справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Карабулакской городской больницей указано, что больной ФИО9, 1951 года рождения состоит на «Д» учете, после оперативного лечение опухоли головного мозга. Учитывая вес больного (126 кг) нуждается в постороннем уходе нескольких человек. Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Сунженским отделом отделения пенсионного фонда России по РИ усматривается, что ФИО6 состоит на учете как получатель денежных выплат по уходу за ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, утверждения заявителя о ФИО6, что пропуск срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца связан с наличием уважительной причины, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Что касается утверждений заявителей об обращении с заявлением об оказании государственной поддержки, суд пришел к следующему выводу.
Из акта визуального обследования частного домовладения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, РСО-Алания, <адрес>, принадлежащее ФИО7 площадью застройки 377,67 кв.м., получило повреждение в результате осетино-ингушского конфликта. Таким образом, заявителям не было смысла не обращаться с заявлением об оказании государственной поддержки, так как они имели в собственности большой дом, разрушенный в результате конфликта 1992 года. Не знать о необходимости обращения с вышеуказанным заявлением они также не могли, так как в течение полугода средства массовой информации сообщали о приеме заявлений в территориальный орган миграционной службы в <адрес>.
ФИО3 по РИ в своих пояснениях не опроверг доводы заявителей о приеме заявления об оказании государственной поддержки. Он указал только на то, что заявления принимались прикомандированными сотрудниками. Также состояние здоровья одного из заявителей и необходимость ухода за ним нескольких человек не позволило своевременно разрешать возникающие вопросы, связанные с продлением срока действия статуса вынужденного переселенца и получением государственной поддержки.
На основе вышеуказанных доказательств суд пришел к выводу, что заявители, являющееся фактически вынужденными переселенцами, лишились жилья в результате осетино-ингушского конфликта, в связи, с чем они в настоящее время жилищно не обустроены и приобрели право на оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве в соответствии с действующим Положением «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября – ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
Однако, суд учитывает и то обстоятельство, что заявители своевременно не обратились в ОФМС России по <адрес> с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и не предоставили сведения о наличии уважительной причины несвоевременного обращения, что послужило основанием утраты им статуса вынужденного переселенца. В связи с чем, действия ОФМС России по <адрес> в этой части не могут признаваться неправомерными.
В свою очередь, суд считает возможным восстановить заявителям сроки для повторного обращения в ОФМС России по РИ с заявлениями об оказании государственной поддержки, обязать ОФМС России по РИ сформировать учетное дело и с необходимыми документами направить в МРУ ФМС России для рассмотрения заявления и решения вопроса по оказанию господдержки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к убеждению, что заявители обоснованно обратились за защитой с вышеуказанными требованиями, подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1, ФИО2 и ФИО5 на неправомерные действия отдела Федеральной миграционной службы России по <адрес> признать подлежащим частичному удовлетворению.
Обязать отдел Федеральной миграционной службы России по <адрес> восстановить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения срок обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца и продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца на один год с даты принятия данного решения.
В части требований о признании неправомерными действий отдела Федеральной миграционной службы России по <адрес>, выразившихся в отказе продления срока действия статуса вынужденного переселенца, отказать.
Восстановить срок обращения в отдел Федеральной миграционной службы России по <адрес> с повторным заявлением об оказании государственной поддержки вынужденным переселенцам ФИО1, ФИО2 и ФИО5, сформировать учетное дело и передать в Межрегиональное Управление Федеральной Миграционной службы России ( в <адрес>) для рассмотрения по существу заявления об оказании государственной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
ФИО11 ФИО15