По заявлению Котиева И.О. и Котиева А.О.



Дело (2011)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Карабулакский районный суд Республики ФИО10

в составе:

председательствующего судьи ФИО8,

с участием:

заявителей ФИО6 Исы ФИО7 и ФИО4,

представителя ответчика – Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) – ФИО2, действующей на основании доверенности № МС15/45-3986 от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

ФИО6 Исы ФИО7 и ФИО4 о признании неправомерными действий Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>), выразившихся в отказе им в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца из РСО-Алания,

УСТАНОВИЛ:

Заявители обратились в суд с заявлением о признании неправомерными действий Межрегионального управления ФМС России, выразившихся в отказе им в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца из Республики Северная Осетия-Алания.

Из заявления усматривается, что в результате осетино-ингушского конфликта осени 1992 года заявители были вынуждены покинуть место постоянного проживания в РСО-Алания по адресу: <адрес>, и временно обосноваться на территории Республики ФИО10, где они проживают на условиях найма жилого помещения. Принадлежащее им жилое помещение по <адрес> РСО-Алания во время осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года было полностью разрушено, частично был разрушен и саманный домик, расположенный по тому же адресу. По заявленному ходатайству они были постановлены на учёт в Миграционной службе Республики ФИО10, им был предоставлен статус вынужденного переселенца, выданы удостоверения вынужденного переселенца. По окончании срока действия статуса вынужденного переселенца они систематически проходили переучёт в Миграционной службе Республики ФИО10 и в Межрегиональном управлении ФМС России, о чём свидетельствуют отметки в удостоверениях о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. По уважительным причинам они пропустили срок обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Как следует из заявления, в результате наезда автомобиля ДД.ММ.ГГГГ один из заявителей ФИО3 получил перелом черепа и в течение 24-х дней пролежал в коме, в течение 1 (одного) месяца находился в реабилитационном отделении Ингушской республиканской клинической больницы, после чего более полугода находился на реабилитационных мероприятиях в лечебных учреждениях за пределами Республики ФИО10. В результате полученных травм им частично были утрачены функции двигательного и речевого аппаратов, на 40% ухудшилось зрение, имеются провалы в памяти. Второй заявитель ФИО4 всё это время находился рядом с пострадавшим братом, обеспечивая уход за ним. При последнем обращении в Межрегиональное управление ФМС России с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца им в этом было отказано, о чём их известили уведомлением № МС15/44-1587 от ДД.ММ.ГГГГ. Заявление ФИО6 Исы ФИО7 в Межрегиональное управление ФМС России о продлении им срока действия статуса вынужденного переселенца с приложением имеющихся справок, свидетельствующих об уважительности причин пропуска сроков перерегистрации в качестве вынужденных переселенцев, оставлено без внимания.

В судебном заседании заявители подтвердили свои требования по основаниям, изложенным в заявлении. При этом они пояснили, что принадлежащее им жилое помещение по <адрес> РСО-Алания во время боевых действий в октябре-ноябре 1992 года было полностью разрушено, частично был разрушен и саманный домик, расположенный по тому же адресу. Они жильём не обеспечены, проживают в не принадлежащем им жилом помещении на условиях найма, государственной поддержки в жилищном обустройстве не получили. Продление срока действия статуса вынужденного переселенца им необходимо для получения государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, определённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) – ФИО2 требования заявителей не признала. При этом она пояснила, что Межрегиональное управление ФМС заявителям не отказывало в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца у ФИО4 и ФИО6 Исы ФИО7 истёк ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, в связи с истечением срока его предоставления. Приказом Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО3 признаны лицами, утратившими статус вынужденного переселенца на основании п.п. 2 п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, суд считает требования заявителей подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Уведомлением № МС15/44-1587 от ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) извещает заявителей о том, что срок действия статуса вынужденного переселенца у ФИО4 и ФИО6 Исы ФИО7 истёк ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, в связи с истечением срока его предоставления. Приказом Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО3 признаны лицами, утратившими статус вынужденного переселенца на основании п.п. 2 п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца.

Согласно уведомлению Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) № МС15/39-1099 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО6 Исе ФИО7 приказом от ДД.ММ.ГГГГ отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца на основании п.п. 2 п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца.

Из паспортов заявителей усматривается, что они зарегистрированы ОУФМС РФ по РСО-Алания в Иристонском МО по месту постоянного проживания по адресу: РСО-Алания, <адрес>.

Согласно отметкам в удостоверениях вынужденного переселенца и , выданным Миграционной службой Республики ФИО6 Исе ФИО7 и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, срок действия статуса вынужденного переселенца обладателям удостоверений продлён до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со справками Администрации <адрес> Республики ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ заявители ФИО4 и ФИО3 являются вынужденными переселенцами из РСО-Алания и вместе с другими членами семьи временно проживают по адресу: Республика ФИО10, <адрес>.

Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, и 01/061/2011-440 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав заявителей ФИО6 Исы ФИО7, ФИО4 и его жены ФИО5 отсутствуют.

Факт неполучения заявителями государственной поддержки в жилищном обустройстве усматривается из уведомлений Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>), которое не преминуло бы об этом заявить при наличии на то оснований.

Из изложенного следует, что заявители являются вынужденными переселенцами из РСО-Алания, собственным жильём не обеспечены ни в месте постоянного проживания, ни на новом месте, проживают по месту пребывания в <адрес> Республики ФИО10, государственной поддержки в жилищном обустройстве не получили.

Доводы заявителей о том, что в результате наезда автомобиля ДД.ММ.ГГГГ один из заявителей ФИО3 получил тяжёлые травмы, вследствие чего почти в течение года находился на лечении в лечебных учреждениях Республики ФИО10 и за пределами республики, его брат ФИО4 всё это время находился рядом с пострадавшим братом, обеспечивая уход за ним, и в результате полученных травм ФИО6 И. О. частично были утрачены функции двигательного и речевого аппаратов, на 40% ухудшилось зрение, имеются провалы в памяти, подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Выписка из истории болезни свидетельствует о том, что пациент ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился на лечении в Ингушской республиканской клинической больнице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: «ЗЧМТ (закрытая черепно-мозговая травма). Ушиб головного мозга тяжёлой степени. Острая пластинчатая субдуральная гематома лобно-височной области справа. Перелом тела клиновидной кости (ПЧЯ). Перелом пирамиды правой височной кости (СЧЯ). Перелом затылочной кости (ЗЧЯ). Субарахноидальное кровоизлияние. Внутрижелудочковое кровоизлияние. Перелом У1-УП ребер справа. Гемопневмоторакс справа. Диффузный гнойный эндобронхит П-Ш». Жалоб при поступлении не предъявлял по тяжести состояния. Из анамнеза: «травму получил в результате наезда автомобиля. Доставлен в бессознательном состоянии в РКБ <адрес>, госпитализирован в отделение реанимации». Неврологический статус: «уровень сознания – кома 1». В компенсированном состоянии выписан на амбулаторное лечение.

Согласно справке Государственного учреждения – Центр по назначению, перерасчёту и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике ФИО10 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получает пенсию по инвалидности 1-ой группы, назначенную ДД.ММ.ГГГГ, в размере 6560,98 руб. и компенсационную выплату за уход в размере 1200 руб.

Справка выдана ДД.ММ.ГГГГ Центром НГ, ВП ПФР в Республике ФИО10 Пенсионного Фонда Российской Федерации ФИО4, 1963 года рождения, в том, что он был занят уходом за инвали<адрес> группы ФИО6 Исой ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Таким образом, как видно, исследованные в судебном заседании документы свидетельствуют о том, что пропуск заявителями установленных законом сроков перерегистрации в качестве вынужденных переселенцев обусловлен стечением тяжёлых жизненных обстоятельств, которые признаются судом уважительными причинами.

Вместе с тем тот факт, что, как следует из объяснений представителя ответчика в судебном заседании и уведомлений Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>), Межрегиональное управление ФМС заявителям не отказывало в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца у ФИО4 и ФИО6 Исы ФИО7 истёк ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, в связи с истечением срока его предоставления. Приказом Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО3 признаны лицами, утратившими статус вынужденного переселенца на основании п.п. 2 п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца.

Данное обстоятельство позволяет суду считать действия Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>), выразившиеся в признании заявителей лицами, утратившими статус вынужденного переселенца, правомерными.

С другой стороны, уважительность причин пропуска заявителями установленных сроков перерегистрации в качестве вынужденных переселенцев служит основанием удовлетворения их требования о продлении им срока действия статуса вынужденного переселенца.

Необходимость продления заявителям срока действия статуса вынужденного переселенца обусловлена также тем, что, как следует из объяснений заявителей, они утратили жильё в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, не имеют своего жилья, государственной поддержки в жилищном обустройстве не получили, возможности самостоятельного жилищного обустройства у них тоже нет.

Суд находит данные обстоятельства подлежащими принятию во внимание при принятии решения по заявлению и рассмотрении вопроса о продлении заявителям срока действия статуса вынужденного переселенца.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -I "О вынужденных переселенцах" при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 121-ФЗ).

Кроме того, надо иметь в виду, что исчерпывающий перечень оснований утраты вынужденным переселенцем статуса вынужденного переселенца и оснований лишения этого статуса содержится в ст. 9 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -I "О вынужденных переселенцах", который гарантирует вынужденным переселенцам оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве путём предоставления вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).

В силу части 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии со статьёй 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда.

При этом нелишне помнить, что в силу ст. 15 Основного Закона Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П подчёркивается, что конституционная обязанность Российской Федерации в случаях, когда в каком-либо субъекте Российской Федерации возникают экстраординарные ситуации, связанные, в том числе, с нарушениями режима правовой безопасности, с которыми государство не смогло своевременно справиться, и вынуждающие проживающих на его территории граждан Российской Федерации вопреки своей воле покидать места постоянного жительства, обеспечить им посредством дополнительных мер экономического, социального и юридического характера условия для ресоциализации и восстановления нарушенных прав. Соответственно, такие граждане вправе рассчитывать на применение к ним специальных мер защиты, обусловленных юридической природой данной обязанности государства.

Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер. По мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.

Изложенное даёт суду основание считать требования заявителей об обязании Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца подлежащими удовлетворению, для чего также следует восстановить им срок обращения в Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) с заявлением о продлении им срока действия статуса вынужденного переселенца.

Руководствуясь ст. ст. 246, 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО6 Исы ФИО7 и ФИО4 удовлетворить частично.

Восстановить ФИО6 Исе ФИО7 и ФИО4 срок для обращения в Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.

Обязать Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) восстановить и продлить на 1 (один) год со дня вынесения решения:

- ФИО6 Исе ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> РСО-Алания,

- ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> ЧИАССР,

срок действия статуса вынужденного переселенца, включить их в единую базу данных учёта вынужденных переселенцев из Республики Северная Осетия-Алания.

Требование заявителей о признании неправомерными действий Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) оставить без удовлетворения.

На решение сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики ФИО10 через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий ФИО8

КОПИЯ ВЕРНА

Судья

Карабулакского районного суда

Республики ФИО10 ФИО8