По заявлению Сампиева М.У. и других на неправомерные действия ОФМС России по РИ.



Дело (2011)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Карабулакский районный суд Республики Ингушетия

в составе:

председательствующего судьи Мержоева З. К.,

с участием:

заявителя ФИО3,

представителя ответчика – Отдела ФМС России по <адрес>ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 о признании неправомерными действий Отдела ФМС России по <адрес>, выразившихся в отказе им в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики,

УСТАНОВИЛ:

Заявители обратились в суд с заявлением о признании неправомерными действий Отдела ФМС России по <адрес>, выразившихся в отказе им в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики.

Из заявления усматривается, что в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике осенью 1994 года, сопряжённого с боевыми действиями, заявители были вынуждены покинуть место постоянного проживания в Чеченской Республике. По заявленному ходатайству они были зарегистрированы в качестве вынужденных переселенцев и постановлены на учёт в Миграционной службе Республики Ингушетия, им был предоставлен статус вынужденного переселенца и выданы удостоверения вынужденного переселенца. В целях продления срока действия статуса вынужденного переселенца они ежегодно проходили перерегистрацию в Миграционной службе Республики Ингушетия. При последнем обращении с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ им сообщили об отказе в перерегистрации, ссылаясь на получение ими возвратной ссуды в размере 41731,20 рублей. Между тем, получение ссуды на сказалось на их обустройстве в связи с незначительностью размера ссуды. Своего жилья они не имеют, вернуться к месту постоянного проживания возможности они не имеют, так как жильё разрушено. Таким образом, оснований для отказа им в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца нет, поскольку это не предусмотрено Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах».

Заявитель ФИО3, в качестве главы семьи действующий в интересах своих и членов своей семьи в судебном заседании поддержал требование о продлении им срок действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики по мотивам, изложенным в заявлении. При этом он пояснил, что продление срока действия статуса вынужденного переселенца им необходимо для получения государственной поддержки в жилищном обустройстве, поскольку своего жилья они не имеют, возможности самостоятельного жилищного обустройства у них тоже нет, полученной ссуды для жилищного обустройства оказалось явно недостаточно.

Надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного разбирательства дела заявители ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 в судебное заседание не явилась, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ с согласия сторон суд счёл возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика – Отдела ФМС России по <адрес>ФИО2 в судебном заседании требования заявителей не признал на том основании, что им в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в 2001 году выплачена ссуда в размере 41731,20 рублей.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, суд считает требования заявителей подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отметки в удостоверениях вынужденных переселенцев заявителей свидетельствует о том, что срок действия статуса вынужденного переселенца им продлён до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из свидетельств о регистрации по месту пребывания, выданных Отделением ОФМС России по <адрес> в <адрес>, заявители зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что заявители является вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, утратившими в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике осенью 1994 года, сопряжённого с боевыми действиями, принадлежащее им жильё, не обустроенными, не имеющими своего жилья.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Отделом ФМС России по <адрес> заявителям отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца по мотиву получения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в 2001 году ссуды в размере 41731,20 рублей. В соответствии с п. 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , и п. 9 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих на учёте в органах местного самоуправления на улучшение жилищных условий (постоянном жилье) не включаются лица, получившие государственную поддержку согласно указанным нормативным актам.

Отказывая заявителям в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, Отделом ФМС России по <адрес> не проверено наличие (отсутствие) обстоятельств, препятствующих вынужденным переселенцам в жилищном обустройстве на новом месте с учётом установленных норм, содействие в жилищном обустройстве не оказано.

Между тем обстоятельства, препятствующие заявителям в жилищном обустройстве на новом месте, имеются.

В частности, решающим обстоятельством, препятствующим заявителям в жилищном обустройстве, является то, что на беспроцентную возвратную ссуду в размере 41731,20 рублей даже утраченного имущества не восстановишь, не говоря уже о жилье.

Как следует из уведомления ОФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возвратная ссуда заявителям была выплачена в 2001 году. Это было сделано в соответствии с Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Таблице в Приложении к Приказу ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилья в <адрес> в 1997 году составляет 1656 рублей. Умножив эту цифру на норму жилой площади на одного человека в размере 12 кв. м и на 6 человек, из которых состоит семья заявителей, получим сумму, полагающуюся семье заявителей для строительства (приобретения) жилья – 119232 рубля.

Из изложенного следует, что полученная заявителями в виде возвратной ссуды денежная сумма в размере 41731,20 рублей почти в 3 (три) раза меньше денежной суммы, которую им следовало выплатить в 1997 году для их жилищного обустройства.

Кроме того, в результате финансового дефолта 1998 года ФИО1 валюта обесценилась в несколько раз и, как следствие, покупательная способность ФИО1 рубля к 2001 году уменьшилась в несколько раз.

Как следствие, если на денежную сумму в размере 41731,20 рублей, которую заявители получили, до 1998 года ещё что-то можно было построить или приобрести, то после 1998 года, после фантастической инфляции, на эти деньги даже утраченного имущества восстановить стало невозможно, не говоря уже о жилье.

Для того чтобы цель, для достижения которой беспроцентная возвратная ссуда и предусмотрена Положением о предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , была достигнута, выплаченная денежная сумма должна быть проиндексирована в соответствии с ростом стоимости жилья, чего не сделано.

О том, что рассчитанная до от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до дефолта августа 1998 года, но выплаченная уже после дефолта, то есть уже после многократного обесценивания рубля, беспроцентная возвратная ссуда не соответствует стоимости утраченного жилья и имущества и не даёт заявителям возможности построить (приобрести) жильё по новому месту проживания с учётом установленных норм свидетельствует и тот факт, что уже в 2003 году, сопоставимом с 2001 годом по ценам и по темпам инфляции, Правительство Российской Федерации определяет выплаты за утраченное жильё пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории в ином размере.

Так, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жильё и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на её территории» устанавливает, что:

- размер компенсационной выплаты за утраченное жилье в 2003 - 2004 годах составляет 300 тыс. рублей;

- размер компенсационной выплаты за утраченное имущество в 2003 - 2004 годах составляет 50 тыс. рублей.

Как следует из объяснений заявителей, они не имеют своего жилья, возможности самостоятельного жилищного обустройства у них тоже нет, полученной ссуды для жилищного обустройства оказалось недостаточно.

Суд находит данное обстоятельство подлежащим принятию во внимание при принятии решения по заявлению и рассмотрении вопроса о продлении заявителям срока действия статуса вынужденного переселенца, поскольку общеизвестно, что в августе 1998 года в России произошёл дефолт. Действительно, рассчитанная до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до дефолта августа 1998 года, но выплаченная заявителям в 2001 году, уже после дефолта, то есть уже после многократного обесценивания рубля, беспроцентная возвратная ссуда не соответствует стоимости утраченного заявителями жилья и имущества и не даёт им возможности построить (приобрести) жильё по новому месту проживания с учётом установленных норм.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 121-ФЗ).

Кроме того, надо иметь в виду, что исчерпывающий перечень оснований утраты вынужденным переселенцем статуса вынужденного переселенца и оснований лишения этого статуса содержится в ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах», который гарантирует вынужденным переселенцам оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве путём предоставления вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить также и то, что понятия «беспроцентная возвратная ссуда» и «государственная поддержка в жилищном обустройстве» не равнозначны, как не равнозначны и последствия, вызванные их получением.

Поэтому суд считает требования заявителей о продлении им срока действия статуса вынужденного переселенца подлежащими удовлетворению, поскольку в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике осенью 1994 года, сопряжённого с боевыми действиями, они были вынуждены переселиться из Чеченской Республики в Республику Ингушетия, утратили жильё, в котором они до этого проживали, имея в виду, что заявители не по своей воле и не по своей вине стали вынужденными переселенцами, и не по собственной вине утратили жилое помещение и имущество на территории Чеченской Республики.

Если бы государственные органы Чеченской Республики и федеральные органы государственной власти не допустили возникновения кризиса в Чеченской Республике, разрушения жилых помещений жителей Чеченской Республики, представляется, у последних не было бы оснований и необходимости иметь статус вынужденного переселенца и, следовательно, претендовать на государственную поддержку для жилищного обустройства на новом месте, поскольку они проживали бы в своих домах или иных жилых помещениях на прежнем (или новом) месте.

Конституция РФ гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).

В силу части 2 статьи 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда.

При этом нелишне помнить, что в силу ст. 15 Основного Закона Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Представляется, что усилия Отдела ФМС России по <адрес> как органа, указанного в ст. 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах», должны быть направлены на то, чтобы, выполняя возложенные на него законом функции, решать проблемы вынужденных переселенцев, имея в виду, что человек, его права и свободы в соответствии со ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства и, следовательно, его органов.

Данный вывод суда соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П подчёркивается, что конституционная обязанность Российской Федерации в случаях, когда в каком-либо субъекте Российской Федерации возникают экстраординарные ситуации, связанные, в том числе, с нарушениями режима правовой безопасности, с которыми государство не смогло своевременно справиться, и вынуждающие проживающих на его территории граждан Российской Федерации вопреки своей воле покидать места постоянного жительства, обеспечить им посредством дополнительных мер экономического, социального и юридического характера условия для ресоциализации и восстановления нарушенных прав. Соответственно, такие граждане вправе рассчитывать на применение к ним специальных мер защиты, обусловленных юридической природой данной обязанности государства.

Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер. По мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.

Верховный Суд Российской Федерации при принятии решений по вопросам, связанным с реализацией вынужденными переселенцами своих прав, также исходит из того, что даже компенсация за утраченное жильё и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим её безвозвратно, не говоря уже о беспроцентной возвратной ссуде, не соответствует стоимости утраченного жилья и не позволяет приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных норм.

В частности об этом свидетельствует Решение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым «Пункт 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жильё и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим её безвозвратно, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , признан незаконным и недействующим». В решении указывается, что получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить, по мнению суда, основанием к снятию их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий применительно к п.1 ст.32 ЖК РСФСР только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных норм, в результате чего не было бы необходимости предоставлять жилое помещение.

Однако, отмечается в решении, как видно из объяснений представителей Правительства Российской Федерации, а также из содержания вступившего в законную силу решения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу ГКПИ2000-1224, компенсация за утраченное жилье не предполагает полного возмещения его стоимости. Следовательно, названные граждане лишены возможности обеспечить себя жилыми помещениями по установленным нормам на полученную сумму компенсации. В связи с этим не возникает и оснований для снятия их с учета на улучшение жилищных условий и прекращения права пользования предоставленными жилыми помещениями, как это предусматривается в оспариваемом пункте Порядка.

Изложенное даёт суду основание считать требования заявителей подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 246, 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 удовлетворить.

Действия Отдела ФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 в продлении статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики, признать незаконными.

Обязать Отдел ФМС России по <адрес> продлить на 1 (один) год со дня вынесения решения:

- ФИО3, 1939 года рождения, уроженцу <адрес> ЧИАССР;

- ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>;

- ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>;

- ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> ССР;

- ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>;

- ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> ССР,

срок действия статуса вынужденного переселенца, включить их в списки учёта вынужденных переселенцев из Чеченской Республики.

На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Ингушетия через районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий З. К. Мержоев

КОПИЯ ВЕРНА

Судья

Карабулакского районного суда

Республики Ингушетия З. К. Мержоев