По заявлению Точиевой С.Б.



Дело (2011)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Карабулакский районный суд Республики Ингушетия

в составе:

председательствующего судьи Мержоева З. К.,

с участием:

представителя заявительницы ФИО6, действующей на основании удостоверенной нотариусом Назрановского нотариального округа Республики Ингушетия доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) – ФИО2, действующей на основании доверенности № МС15/46-7549 от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

ФИО3 о признании неправомерными действий Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>), обязании Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) восстановить срок подачи необходимых документов на оказание государственной поддержки за оставшуюся площадь домовладения, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, и оказать государственную поддержку за общую площадь обоих домовладений, расположенных по указанному адресу, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Заявительница обратилась в суд с заявлением о признании неправомерными действий Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>), обязании Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) восстановить срок подачи необходимых документов на оказание государственной поддержки за оставшуюся площадь домовладения, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, и оказать государственную поддержку за общую площадь обоих домовладений, расположенных по указанному адресу, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Из заявления усматривается, что до осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года заявительница проживала в РСО-Алания по адресу: РСО-Алания, <адрес>. В 2006 году она подала заявление на оказание государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение готового жилья с приложением необходимых документов. По указанному адресу находилось два домовладения, доставшиеся ей в наследство от тёти ФИО10. Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт принятия ею наследства, а именно: домовладения в <адрес>, после тёти ФИО10. Вместе с тем не было установлено, что литер «Д», общей площадью 45,9 м2, включается в состав наследственного имущества. Решением Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ литер «Д» домовладения по указанному адресу признан её наследственным имуществом. В срок до ДД.ММ.ГГГГ к заявлению об оказании государственной поддержки ею были приложены правоустанавливающие документы на одно домовладение. После установления права собственности на второе домовладение под литером «Д» она обратилась в Межрегиональное управление ФМС России с заявлением об оказании государственной поддержки за второе домовладение под литером «Д», расположенным по указанному адресу. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональное управление ФМС России отказало ей в оказании государственной поддержки за второе домовладение в связи с тем, что документ, подтверждающий её право собственности, предоставлен после установленного срока подачи документов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ Межрегионального управления ФМС России она считает незаконным по следующим основаниям. Для реализации права на государственную поддержку в виде приобретения готового жилья необходимо передать в собственность АМС <адрес> домовладение, расположенное по адресу: РСО-Алания, <адрес>. АМС <адрес> отказывает ей в выдаче акта приёма-передачи на одно домовладение, необходимым условием является передача в собственность АМС <адрес> обоих домовладений. Своим отказом Межрегиональное управление ФМС России лишает её права на оказание государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель заявительницы ФИО6 поддержала требования своей доверительницы по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика – Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) – ФИО2 требования заявительницы не признала. При этом она пояснила, что в связи с тем, что документ (решение Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ), подтверждающий право собственности заявительницы на второе домовладение под литером «Д», расположенное по адресу: РСО-Алания, <адрес>, представлен после установленного срока (ДД.ММ.ГГГГ), подачи необходимых документов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , нет законных оснований для оказания ей государственной поддержки за второе домовладение.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Уведомлением № МС15/19-3408 от ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) извещает ФИО3 о том, что её заявление об оказании государственной поддержки за второе домовладение под литером «Д», расположенное по адресу: РСО-Алания, <адрес>, рассмотрено. В связи с тем, что документ (решение Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ), подтверждающий право собственности заявительницы на второе домовладение под литером «Д», расположенное по адресу: РСО-Алания, <адрес>, представлен после установленного срока (ДД.ММ.ГГГГ), подачи необходимых документов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , нет законных оснований для оказания государственной поддержки за второе домовладение. Кроме того, данным уведомлением Межрегиональное управление ФМС России информирует ФИО3 о том, что срок действия свидетельства о предоставлении государственной поддержки на приобретение готового жилья за первое домовладение по адресу: РСО-Алания, <адрес>, продлён на основании её заявления от ДД.ММ.ГГГГ (В15-4758) на три месяца, однако для завершения расчётов ей следует представить акт приёма-передачи домовладения в муниципальную собственность <адрес>.

Как следует из уведомления, право заявительницы ФИО3 на государственную поддержку в жилищном обустройстве Межрегиональным управлением ФМС России не оспаривается. Мало того, Межрегиональным управлением ФМС России принято решение об оказании ей государственной поддержки, а срок действия свидетельства о предоставлении государственной поддержки на приобретение готового жилья за первое домовладение по адресу: РСО-Алания, <адрес>, продлён на основании её заявления от ДД.ММ.ГГГГ на три месяца.

Межрегиональным управлением ФМС России отказано ФИО3 в оказании государственной поддержки за часть жилой площади, а именно, за второе домовладение под литером «Д», расположенное по адресу: РСО-Алания, <адрес>, в связи с тем, что документ (решение Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ), подтверждающий право собственности заявительницы на второе домовладение под литером «Д», расположенное по адресу: РСО-Алания, <адрес>, представлен после установленного срока (ДД.ММ.ГГГГ), подачи необходимых документов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Вместе с тем, как следует из представленных в приложении к заявлению документов, документ, подтверждающий право собственности заявительницы на второе домовладение под литером «Д», расположенное по адресу: РСО-Алания, <адрес>, не мог быть представлен в установленный срок, до ДД.ММ.ГГГГ, по объективным причинам.

Согласно Свидетельству о праве на наследство по закону № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ наследницей к имуществу ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, является дочь ФИО5, проживающая по адресу: СОАССР, <адрес>. Наследственное имущество состоит из домовладения, расположенного по адресу: СОАССР, <адрес>, состоящего из одного жилого строения из кирпичного материала общей полезной площадью 78,6 м2, сараев и служебных строений на участке земли площадью 450 м2.

Из Свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что наследницей к имуществу ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ, является племянница ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: РСО-Алания, <адрес>.

Решением Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ литер «Д» домовладения по <адрес>, признан наследственным имуществом после смерти ФИО5, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ. Суд установил место открытия наследства в виде литера «Д» домовладения по <адрес>, общей площадью 45,9 м2<адрес>. Суд также установил факт принятия наследства ФИО3 в виде литера «Д» домовладения по <адрес>, общей площадью 45,9 м2 после смерти ФИО10, умершей в <адрес> Республики Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ.

Как видно, Свидетельство о праве на наследство по закону к имуществу ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ, выдано ФИО3 лишь ДД.ММ.ГГГГ.

А факт принятия наследства ФИО3 в виде литера «Д» домовладения по <адрес>, общей площадью 45,9 м2 после смерти ФИО10, умершей в <адрес> Республики Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ, решением Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания установлен лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Свидетельство о праве на наследство по закону, датированное ДД.ММ.ГГГГ, и решение Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ, не могли быть представлены в Межрегиональное управление ФМС России до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из заявления, юридическому оформлению заявительницей ФИО3 принятия в качестве наследства домовладения, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, предшествовало её обращение в суд с заявлением об установлении факта принятия ею наследства, принятие Назрановским районным судом Республики Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ решения об установлении данного факта. И, надо полагать, решение принято судом не в день обращения заявительницы с соответствующим заявлением. Кроме того, как усматривается из заявления, решением Назрановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ не было установлено, что часть домовладения под литером «Д», общей площадью 45,9 м2, включается в состав наследственного имущества. Данный факт, как указано выше, был установлен решением Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ.

Нелишне отметить и то обстоятельство, что право вынужденных переселенцев из РСО-Алания на государственную поддержку фактически реализуется лишь в течение последних 2-3-х лет. Если бы ФИО3 ранее могла предполагать, что с принятием наследства она может рассчитывать на государственную поддержку, представляется, она бы подготовила все необходимые документы загодя.

Обращение же заявительницы в суд с заявлением, по которому возбуждено настоящее гражданское дело, обусловлено тем, как следует из заявления, что для реализации права на государственную поддержку в виде приобретения готового жилья заявительнице необходимо передать в собственность АМС <адрес> оба домовладения, расположенные по адресу: РСО-Алания, <адрес>. АМС <адрес> РСО-Алания отказывает ей в выдаче акта приёма-передачи на одно домовладение, необходимым условием является передача в собственность АМС <адрес> обоих домовладений. Межрегиональное управление ФМС России, в свою очередь, уведомляет заявительницу о том, что срок действия свидетельства о предоставлении государственной поддержки на приобретение готового жилья за первое домовладение по адресу: РСО-Алания, <адрес>, продлён на три месяца, однако для завершения расчётов ей следует представить акт приёма-передачи домовладения в муниципальную собственность <адрес>. В то же время Межрегиональное управление ФМС России отказывает заявительнице в государственной поддержке в связи с передачей ею в собственность АМС <адрес> части домовладения под литером «Д». То есть заявительнице следует отказаться от своего права на государственную поддержку за утрату части домовладения, чтобы иметь возможность получить государственную поддержку за другую часть домовладения. Таким образом, своим отказом Межрегиональное управление ФМС России лишает заявительницу права на оказание государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в полном объёме.

При таких обстоятельствах Карабулакский районный суд Республики Ингушетия решением от ДД.ММ.ГГГГ заявление, послужившее основанием возбуждения настоящего гражданского дела, удовлетворил (л. д. 35-45).

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 61-63) решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение. В определении указывается, что суд первой инстанции преждевременно удовлетворил заявление ФИО3, необоснованно обязав территориальный и межрегиональный органы ФМС России совершить конкретные действия по оказанию заявительнице государственной поддержки, тогда как причины пропуска срока подачи документов в судебном заседании установлены неполно.

Выполняя указания суда кассационной инстанции, суд предложил представителю заявительницы ФИО6 дать объяснения о причинах пропуска заявительницей срока подачи в Межрегиональное управление ФМС России документов, предусмотренных пунктом 8 Положения об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в том числе решения Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ. При этом представителю заявительницы ФИО6 судом было предложено представить доказательства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска этого срока, при наличии таковых.

При новом рассмотрении дела представитель заявительницы ФИО6 пояснила, что её доверительница ФИО3 последние годы по состоянию здоровья находится за пределами Республики Ингушетия. При этом она пояснила, что и сама она нездорова, в связи с чем не смогла в полной мере обеспечить выполнение действий (поручений), на совершение которых она уполномочена заявительницей нотариально удостоверенной доверенностью. При этом она представила суду документы медицинских учреждений, подтверждающие уважительность причин пропуска ею срока подачи в Межрегиональное управление ФМС России документов, предусмотренных пунктом 8 Положения об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, в том числе решения Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ.

История болезни ФИО6 прослеживается, исходя из представленных и исследованных в судебном заседании документов, начиная с 2003 года.

Согласно Выписному эпикризу отделения неотложной кардиологии Городской клинической больницы имени «Медсантруд» <адрес> (история болезни ) ФИО6, 65-и лет, находилась на лечении в отделении неотложной кардиологии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Клинический диагноз: ИБС на фоне артериальной гипертонии. Стенокардия напряжения 2-3 ф. к. Пароксизмальная форма мерцательной аритмии. Желчнокаменная болезнь. Узловой зоб, эутиреоз. Артифакия, ангиосклероз сетчатки. Остеохондроз грудного отдела позвоночника.

Из представленной представителем заявительницы ФИО6 для обозрения в судебном заседании её медицинской карты усматривается, что она больна целым рядом тяжёлых заболеваний, в связи с чем в 2006-2010 годах регулярно, с незавидным постоянством была вынуждена обращаться к врачам, которые в амбулаторном режиме и в условиях стационара оказывали ей необходимую медицинскую помощь.

О тяжести одного из заболеваний, в связи с которыми, судя по медицинской карте, ФИО6 обращалась за медицинской помощью, свидетельствует Выписной эпикриз Хирургического отделения Ингушской республиканской клинической больницы, согласно которому ФИО6, 1937 года рождения, находилась на лечении в хирургическом отделении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Диагноз: Острый обтурационный калькулезный гангренозный холецистит. Эмпиема желчного пузыря. Распространённый желчный перитонит. Сопутствующий: ИБС, стенокардия напряжения и покоя ФК 3-4, атеросклеротический кардиосклероз с нарушением ритма по типу мерцательной аритмии. ГБ 2-3 ст., СР 4, НК 3-4 ст., дисциркуляторная энцефалопатия 2 ст. Узловой зоб. Эутиреоз. Распространённый остеохондроз. Больная поступила в экстренном порядке с жалобами на интенсивные боли в правом подреберье, тошноту, сухость и горечь во рту. Ранее неоднократно лечилась стационарно и обследовалась. В экстренном порядке больная взята в операционную, где ей проведена соответствующая операция и послеоперационное лечение.

Из справки Филиала ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что согласно акту освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, без переосвидетельствования.

Несмотря не собственное нездоровье, как следует из представленных документов, ФИО6 была вынуждена осуществлять уход за проживающей с ней сестрой мужа ФИО7, 1933 года рождения, которая также тяжело больна, ей также установлена инвалидность 2-ой группы (справка Филиала ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» серии МСЭ-2007 от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, исследованными в судебном заседании материалами установлено, что причины пропуска заявительницей и её представителем установленного срока представления в Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) документов, предусмотренных пунктом 8 Положения об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, в том числе решения Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, являются уважительными, каковыми их суд и признаёт.

При таких обстоятельствах суд считает требования заявительницы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцам гарантировано оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве путём предоставления вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положение п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положение об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утверждённое постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , устанавливает порядок оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992года.

Согласно п. 3 Положения право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, а также их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки.

В соответствии с п. 5 Положения рассмотрение вопросов, связанных с оказанием вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственной поддержки, осуществляется уполномоченным территориальным органом Федеральной миграционной службы.

В соответствии с п. 16 Положения государственная поддержка осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральной миграционной службе на ликвидацию последствий осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 года в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год. Государственная поддержка, указанная в подпунктах «а», «б», «в» пункта 2 настоящего Положения, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых в форме социальной выплаты гражданам на восстановление, строительство или приобретение жилья.

Изложенное свидетельствует о том, что заявление подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 246, 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО3 удовлетворить.

Обязать Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) восстановить ФИО3 срок подачи в Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) документов, предусмотренных пунктом 8 Положения об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в том числе решения Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, в территориальный орган Федеральной миграционной службы (ФМС) России.

Обязать Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) с учётом представленных документов, в том числе решения Ленинского районного суда <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотреть заявление ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, определённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) оказать ФИО3 государственную поддержку в жилищном обустройстве в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ с учётом общей площади обоих домовладений, расположенных по адресу: РСО-Алания, <адрес>.

Обязать Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) выдать Свидетельство о предоставлении государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, определённой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На решение сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Ингушетия через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий З. К. Мержоев

КОПИЯ ВЕРНА

Судья

Карабулакского районного суда

Республики Ингушетия З. К. Мержоев