Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 мая 2012г. с. Карабудахкент Карабудахкентский районный суд, в составе председательствующего судьи Хункерова М.А., при секретаре Магомедовой Х., с участием помощника прокурора Семедова Д., представителя администрации МО «<адрес>» ФИО12 и представителя органа опеки и попечительства ФИО13, действующих по доверенностям, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации МО «<адрес>» об обязании администрации МО «<адрес>» поставить ФИО1 на жилищный учет и вне очереди обеспечить жилым помещением не ниже установленных социальных норм за счет средств субсидий, поступающих из республиканского бюджета Республики Дагестан, У с т а н о в и л : <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» об обязании администрации МО «<адрес>» поставить ФИО1 на жилищный учет и вне очереди обеспечить жилым помещением не ниже установленных социальных норм за счет средств субсидий, поступающих из республиканского бюджета Республики Дагестан. Из искового заявления вытекает, что ФИО1 с детства является сиротой и остался без попечения родителей. Согласно справки органа опеки и попечительства МО «<адрес>» ФИО5 М.А. входит в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа имеющих право на обеспечения жильем. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ; ст. 8 Федерального закона « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №; постановлением Государственного Совета РД от ДД.ММ.ГГГГ N 112 « О мерах по осуществлению адресной социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 35 « О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной занимаемому ранее ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющими закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение. В соответствии с требованиями ст. 3 Закона РД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязаны дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий. Согласно ст. 57 ч. 2 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются «детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.) Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет бюджета Республики Дагестан ФИО1 не представлялась. На основании изложенного просит обязать администрацию МО «<адрес>» поставить ФИО1 на жилищный учет и в не очереди обеспечить жилым помещением не ниже установленных социальных норм за счет средств субсидий поступающих из республиканского бюджета Республики Дагестан. В ходе судебного заседания, прокурор ФИО11 поддержал свои требования. Выяснив то, что ФИО5 М.А. ранее стоял в очереди на приобретение жилья и был снят по достижении 23 лет, уточнил свои требования и просил обязать администрацию МО «<адрес>» восстановить ФИО1 на льготной очереди для получения жилья и обеспечить его жильем в порядке очередности не ниже установленных социальных норм за счет средств субсидий, поступающих из Республиканского бюджета РД. Представитель ответчика- администрации МО «<адрес>» ФИО12 признавая иск частично суду пояснил, что ФИО5 М.А. стоял на льготной очереди на приобретение жилья как сирота. По достижении 23 лет был снят с учета без получения жилья или средств на ее приобретение. По решению суда они могут восстановить ФИО1 на льготной очереди и обеспечить жильем в порядке очередности, поскольку имеются и другие лица, которые стоять на очереди. Представитель органа опеки и попечительства ФИО13 суду пояснила, что на основании Постановления главы района № от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО1 была установлена опека, опека была установлена и над его братом ФИО6 и сестрой ФИО4. ФИО1 состоял у них на учете как ребенок-сирота и стоял на льготной очереди на приобретение жилья. По достижении ему 23 лет он был снят с этого учета и очереди, не получив жилье. Его сестра ФИО4 и брат ФИО6, которые также стояли на очереди, уже получили жилье. В то время лиц, достигших возраста 23 лет снимали с очереди, но потом на основании решений судов они были восстановлены в очереди. Поэтому считает иск прокурора законным и обоснованным. Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Из свидетельства о смерти 1-Б<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что отец ФИО1, в чьих интересах подан иск,- ФИО2, 1941 г.р. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти за № в Гурбукинской администрации <адрес>. Согласно свидетельства о смерти 1-Б<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 Умузагират, 1949 г.р. (мать ФИО1) умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем в администрации того же села составлена запись за № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласна свидетельства о рождении ФИО1, в чьих интересах подан иск, 111-Б<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, умершие ФИО5 М. и ФИО4, указанные выше, являлись его родителями. Из справки администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что у ФИО1, в чьих интересах обратился прокурор, есть брат ФИО6, ДД.ММ.ГГГГг.р. и сестра ФИО4, ДД.ММ.ГГГГг.р., которые также стали сиротами. Из приобщенного к делу копии домовой книги видно, что ФИО5 М.А., его брат и сестра зарегистрированы в <адрес>. Как пояснила в суде представитель органа опеки и попечительства ФИО13, брат и сестра ФИО1 получили жилье как дети сироты. В подтверждение этому ФИО13 суду представлены копии свидетельств о регистрации права собственности 05-АА 310491 от ДД.ММ.ГГГГ и 05-АА 323022 от ДД.ММ.ГГГГ, на имя соответственно ФИО3 ( 1-й этаж) и ФИО4 (2-й этаж), чем подтверждаются регистрация за ними права собственности на <адрес>. Из справок Управления Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по РД от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ за номерами – 477 и 478 видно, что за ФИО1 и за его родителями ФИО2 и ФИО4 жилье на праве собственности не зарегистрировано. Таким образом, ФИО5 М.А. как сирота имел право на получение жилья вне очереди или средств, для его приобретения. Администрацией МО «<адрес>» незаконно он был снят со льготной очереди на приобретение жилья. В соответствии со ст. 8 п.1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Эти требования Закона закреплены и в ст. 57 ч.2 Жилищного кодекса РФ. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № Министерству финансов РД и Министерству экономики РФ совместно с Министерством образования РД, администрациям городов и районов при формировании республиканского бюджета РД ежегодно, начиная с 2002 г. было постановлено предусматривать средства на финансирование расходов на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.(п.1) Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета РД утвержден Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ за №. Согласно п. 2 Порядка, дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Учитывая изложенное суд считает иск подлежащим удовлетворению, возложив на администрацию МО «<адрес>» восстановить ФИО1 на льготной очереди на получение жилья как сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей и обеспечить его жильем не ниже установленных социальных норм за счет средств субвенций, поступающих из республиканского бюджета РД. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-19 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Исковые требования прокурора <адрес> Республики Дагестан удовлетворить. Обязать администрацию МО «<адрес>» восстановить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на льготной очереди на получение жилья как сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей и обеспечить его жильем не ниже установленных социальных норм за счет средств субвенций, поступающих из республиканского бюджета РД. Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Верховного суда Республики Дагестан в течении месяца со дня принятия решения в окончательной формулировке, через районный суд Председательствующий М.А.Хункеров