Решение от 05.05.2012 г.



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Карабудахкент 05 мая 2012г.

Судья Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан Абдуллаев А.М. при секретаре Зайналове Г.И., с участием заместителя прокурора Гугаева М.М., ответчика - представителя администрации МО «Карабудахкентский район» - Чамсаева К. и ответчика ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» и ФИО1 о признании недействительным постановление главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка пл. 13,71 га из земель населенных пунктов МО «<адрес>» в административных границах МО «<адрес>» гр. ФИО1 в аренду сроком на 49 лет для сельхозиспользования», признании недействительным с момента его подписания договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией МО «<адрес>» и с гр-ном ФИО1, применении последствия недействительности ничтожной сделки по договору аренды земельного участка, обязании стороны возвратить другой стороне все полученное по сделке и об обязании гражданина ФИО1 устранить препятствия в пользовании земельным участком,

установил:

<адрес> РД, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением в интересах МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» и ФИО1 о признании недействительным постановление главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка пл. 13,71 га из земель населенных пунктов МО «<адрес>» в административных границах МО «<адрес>» гр. ФИО1 в аренду сроком на 49 лет для сельхозиспользования»; о признании недействительным с момента его подписания договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией МО «<адрес>» и с гр-ном ФИО1; о применении последствия недействительности ничтожной сделки по договору аренды земельного участка; об обязании стороны возвратить другой стороне все полученное по сделке; и об обязании гражданина ФИО1 устранить препятствия в пользовании земельным участком.

Из искового заявление следует, что постановлением главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ гр-ну ФИО1 предоставлен из земель населенных пунктов в местности «Сасибулак», <адрес> земельный участок площадью 13,71 га в аренду сроком на 49 лет для сельхозиспользования.

На основании постановления главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ с гр-ном ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка.

Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 13,71 га передан гр-ну ФИО1

В соответствии с п. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Для целей, не указанных в пункте 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса.

В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В соответствии со ст. 31 Закона Республики Дагестан «О земле» предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют:

для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в размере среднерайонной земельной доли до пяти гектаров (в случае предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с момента введения приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 6 Закона Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в <адрес>»);

для ведения садоводства - от 600 кв. метров до 1000 кв. метров;

для ведения животноводства - от 1000 кв. метров до 2000 кв. метров;

для ведения огородничества - от 600 кв. метров до 1500 кв. метров;

для дачного строительства (от 300 кв. метров до 600 кв. метров.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Для целей, не указанных в п. 1 ст. 31 Закона Республики Дагестан «О земле», предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности.

<адрес> Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ для ведения личного подсобного хозяйства в городских поселениях установлен предельный размер земельного участка от 0,01 га до 0,25 га, а для сельских поселений - от 0,01 га до 1,0 га.

Таким образом, размер земельного участка, предоставленного гр-ну ФИО1 (13,71 га) превышает нормы, установленные Земельным кодексом РФ, Законом Республики Дагестан «О земле» и муниципальным нормативным правовым актом.

В постановлении о предоставлении земельного участка и в договоре аренды земельного участка не определена конкретная цель использования земельного участка, кроме фразы «для сельхозиспользования».

Информация о земельном участке, предоставляемом гр-ну ФИО1 на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), заблаговременно не опубликована.

В результате незаконного выделения земельного участка гр-ну ФИО1 нарушены интересы МО «<адрес>» и право граждан на равный доступ к распределению земельных участков.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется, в том числе в отношении неопределенного круга лиц.

Просит суд признать недействительным постановление главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка пл. 13,71 га из земель населенных пунктов МО «<адрес>» в административных границах МО «<адрес>» гр. ФИО1 в аренду сроком на 49 лет для сельхозиспользования»; признать недействительным с момента его подписания договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией МО «<адрес>» и с гр-ном ФИО1; применить последствия недействительности ничтожной сделки по договору аренды земельного участка; обязать стороны возвратить другой стороне все полученное по сделке; обязать гражданина ФИО1 устранить препятствия в пользовании земельным участком; судебные расходы возложить на ответчиков.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> РД ФИО4 поддержал исковые требования.

Ответчик представитель администрации МО «<адрес>» ФИО5, заведующий юридическим отделом, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора не признал и пояснил, что в исковом заявлении прокурор района ссылается на п.1 ст.33 Земельного кодекса РФ, регламентирующий нормы предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Однако гр.ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок пл.13,71 га из земель населенных пунктов МО «<адрес>» для сельхозиспользования, для указанного вида использования из состава земель населенных пунктов предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков не устанавливаются.

<адрес> Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности МО «<адрес>», для целей, не связанных со строительством.

Гр. ФИО1 обратился в администрацию МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении земельного участка пл.14га в местности «Саси-булак» для сельхозиспользования.

Распоряжением главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ отделу земельных отношений поручено формирование земельного участка пл.14 га под сельхозиспользование для дальнейшего предоставление в аренду. В результате работ по формированию указанного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ был получен кадастровый паспорт (план) земельного участка пл.13,711га.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 13,71га предоставлен в аренду гр.ФИО1 сроком на 1 год.

В последующем ДД.ММ.ГГГГ гр.ФИО1 обратился в администрацию района с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду сроком на 49 лет под сельхозиспользование (строительство животноводческих помещений).

Администрация МО «<адрес>», как орган местного самоуправления, обеспечивающий управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких участков на основании обращения гр.ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ опубликовала ДД.ММ.ГГГГ извещение о возможном предоставлении в аренду земельного участка пл.20,0 га из земель населенных пунктов МО «<адрес>» с целью привлечения всех заинтересованных лиц и обеспечения им равных возможностей на приобретение указанного земельного участка. После публикации указанного извещения других заявлений о предоставлении указанного земельного участка от граждан в администрацию района не поступило. По истечении месячного срока со дня опубликования указанного извещения ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «<адрес>» вынесла постановление о предоставлении в аренду земельного участка гр.ФИО1 Договор аренды указанного земельного участка с гр.ФИО1 был заключен ДД.ММ.ГГГГ

<адрес> обратился в суд с исковым заявлением, руководствуясь с.45 ГПК РФ в интересах МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц.

Администрация МО «<адрес>» не обращалась в прокуратуру района с заявлением о защите нарушенных прав. Считает, что в данном случае какие-либо права и интересы МО «<адрес>» при реализации данного земельного участка нарушены не были.

Истец и неопределенный круг лиц, в защиту интересов которых предъявлен иск, могли бы узнать о возможном предоставлении земельного участка пл.20га из извещения, опубликованного в газете «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ

Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора района в полном объеме.

Ответчик ФИО1, исковые требования прокурора не признал и показал, что он в 2009 г. обратился с заявлением, чтобы дали ему земельный участок в аренду чтобы пасти скот. В 2011 г. он обратился о продлении срока аренды на 49 лет. Администрация удовлетворила его заявление. Он не знал, что администрация нарушила правила выделения земельного участка. Просит в иске прокурора отказать.

Изучив доводы истца, изложенные в исковом заявлении, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования прокурора исходя из следующего:

Сторонами не оспаривается факт предоставления Администрацией МО «<адрес>» гр.ФИО1 земельного участка в аренду пл.13,71 га из земель населенных пунктов МО «<адрес>» для сельхозиспользования.

Предоставление земельного участка ФИО1, по мнению суда, произведено в нарушении установленного порядка.

Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Из материалов дела следует, что администрацией земельный участок ФИО1 выделен в нарушении требований принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

По существу Администрацией МО «<адрес>» не произведена информация граждан о возможном предоставлении в аренду конкретного спорного земельного участка.

При этом доводы Администрации МО «<адрес>», что в районной газете «<адрес>» опубликовала ДД.ММ.ГГГГ извещение о возможном предоставлении в аренду земельного участка пл.20,0 га из земель населенных пунктов МО «<адрес>» с целью привлечения всех заинтересованных лиц и обеспечения им равных возможностей на приобретение указанного земельного участка и что 13,7 га входит в 20,0 га, суд считает не соответствующим действительности.

Действительно в газете «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ имеются 2 извещения о возможном предоставлении в аренду земельного участка пл.20,0 га из земель населенных пунктов МО «<адрес>». Один участок выделяется для строительства животноводческого комплекса. Второй - для строительства промышленных, животноводческих, торговых объектов.

Однако из указанных объявлений невозможно сделать вывод, что речь идет именно о спорном земельном участке, находящемся в районе «Саси-булак» и площадью 13,71 га, то есть он не идентифицирован.

Кроме того, из указанных извещений, неизвестен конечный срок приема заявлений граждан, претендующих на указанный земельный участок.

При этих обстоятельствах, доводы прокурора, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка пл. 13,71 га из земель населенных пунктов МО «<адрес>» в административных границах МО «<адрес>» гр. ФИО1 в аренду сроком на 49 лет для сельхозиспользования», нарушены интересы МО «<адрес>» и право граждан на равный доступ к распределению земельных участков, суд считает обоснованными.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ необходимо признать недействительным.

Между тем, доводы прокурора, что размер земельного участка, предоставленного (13,71 га) гр-ну ФИО1 превышает нормы, установленные ст.31 Законом Республики Дагестан «О земле», ст. 6 Закона Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в <адрес>» и муниципальным нормативным правовым актом на основании п. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ, суд считает необоснованными.

Как правильно указывает представитель Администрации ФИО5, для сельхозиспользования, из состава земель населенных пунктов предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков не устанавливаются.

Также согласно п.8 ст.12 Закона РД «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в РД, размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, арендуемых гражданами и юридическими лицами, не ограничиваются.

Кроме того, предусмотренные ст.33 ЗК РФ предельные ограничения (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам установлены при передаче в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства

Предъявление иска прокурором в интересах МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц, согласно ст.45 ГПК РФ, суд считает обоснованным.

Таким образом, совокупность изложенных выше доказательств, свидетельствуют об обоснованности иска прокурора, и судприходит к выводуо том, что иск прокурора <адрес> РД подлежит удовлетворению.

При предъявлении иска прокурор освобожден от уплаты госпошлины.

Администрация МО «<адрес>», является органом местного самоуправления. Поэтому, согласно п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, также освобождается от уплаты государственной пошлины.

В связи с этим, расходы по госпошлине в сумме 200р., необходимо отнести на ответчика ФИО1

Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд­,

Решил:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» и ФИО1 о признании недействительным постановление главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка пл. 13,71 га из земель населенных пунктов МО «<адрес>» в административных границах МО «<адрес>» гр. ФИО1 в аренду сроком на 49 лет для сельхозиспользования»; о признании недействительным с момента его подписания договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией МО «<адрес>» и с гр-ном ФИО1; о применени последствия недействительности ничтожной сделки по договору аренды земельного участка; об обязании стороны возвратить другой стороне все полученное по сделке; и об обязании гражданина ФИО1 устранить препятствия в пользовании земельным участком, удовлетворить.

Признать недействительным постановление главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка пл. 13,71 га из земель населенных пунктов МО «<адрес>» в административных границах МО «<адрес>» гр. ФИО1 в аренду сроком на 49 лет для сельхозиспользования».

Признать недействительным с момента его подписания договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией МО «<адрес>» и с гр-ном ФИО1

Признать ничтожной сделки по договору аренды земельного участка.

Обязать стороны возвратить другой стороне все полученное по сделке.

Обязать гражданина ФИО1 устранить препятствия в пользовании земельным участком.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в сумме 200р.. …... …..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию о гражданским делам Верховного суда РД в течение месяца с момента вынесения.

Председательствующий

Судья Абдуллаев А. М.