РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11.07.12 г. сел. Карабудахкент Карабудахкентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре Абдулвагабовой У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района РД в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Карабудахкентский р-н» о признании незаконным бездействия администрации МО «Карабудахкентский р-н», выразившееся в не возведении на территории р-на скотомогильников, отвечающих требованиям ветеринарного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обязании ее возвести на территории р-на необходимое количество скотомогильников, отвечающих требованиям ветеринарного законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения,- УСТАНОВИЛ: Прокурор Карабудахкентского района РД обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц в суд к администрации МО « Карабудахкентский р-н» о признании незаконным бездействия администрации МО «Карабудахкентский р-н», выразившееся в не возведении на территории р-на скотомогильников, отвечающих требованиям ветеринарного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обязании ее возвести на территории р-на необходимое количество скотомогильников, отвечающих требованиям ветеринарного законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. В судебном заседании прокурор Семедов Д. поддержал заявленные требования и пояснил, что прокуратурой района во исполнение плана работы прокуратуры района на 1 полугодие 2012 года с привлечением специалистов Россельхознадзора по РД, ФБУЗ «ЦТ и Э в РД в г. Каспийске» проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, экологического и трудового законодательства сельскохозяйственными предприятиями, осуществляющими деятельность по производству и реализации продукции птицеводства. В нарушение требований закона «О ветеринарии», а также СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», ветеринарно-санитарных Правил для птицеводческих хозяйств и требований при их проектировании, ветеринарно-санитарных Правил для предприятий переработки птицы и производства яйцепродуктов у хозяйств, осуществляющих деятельность по производству и реализации птицы отсутствуют правоустанавливающие документы об отводе земельного участка под птицеводческое хозяйство, ИНН, ОГРН, ветеринарно-сопроводительные документы на птицу и на корма. Территория не благоустроена, не озеленена, подъездные пути, проезжая часть дороги, пешеходные дорожки, погрузочно-разгрузочная площадка не имеют твердого покрытия. Отсутствуют СЗЗ. Сточные воды стекают по территории самотеком. Не организовано пометохранилище, не решен вопрос утилизации отходов. Не установлены печи для сжигания трупов птиц. Вывоз отходов осуществляется на неопределенное место. У работников отсутствуют медицинские книжки. Отсутствуют санпропускники. Отсутствуют медицинские аптечки для оказания первой медицинской помощи. Отсутствуют дезинфицирующие средства и т.д. Проверка деятельности ООО «Манасская ярмарка» показала, что в нарушение требований законодательства территория ООО «Манасская ярмарка» не благоустроена, подъездные пути, проезжая часть дороги, пешеходные дорожки, погрузочно-разгрузочная площадка не имеет твердого покрытия. В павильонах «мясной» и «молочной» антисанитария. Живность (КРС, МРС, птица) поступает, как из районов Дагестана, так из-за пределов Республики Дагестан без соответствующих сопроводительных документов. Мясомолочная продукция реализуется без ветеринарно-сопроводительных документов, без штампа «предварительный осмотр», без клейма. Отделка стен не соответствует требованиям санитарных норм, стены не покрыты водонепроницаемым материалом, допускающую проведение влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств. Крыши павильонов выполнены шифером, без потолочного покрытия. Отсутствует оборудованное помещение- разрубочная для мяса, колода для разруба мяса не установлена на крестовине, не скреплена металлическими обручами, по окончании работ не зачищается и не засыпается солью. В павильоны не обеспечен подвод холодной и горячей воды. Нарушены Правила товарного соседства при реализации пищевых продуктов. Отсутствует договор с ГУП «Дезинфекционист» на проведение мероприятий по дератизации и дезинфекции. У продавцов отсутствуют медицинские книжки и специальная одежда. На территории района не возведен и не функционирует ни один скотомогильник, отвечающий требованиям ветеринарного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. На окраине с. Доргели размещен участок под свалку и скотомогильник. Расстояние от жилой зоны до свалки составляет менее 1000 м. Объект не завершен строительством, в эксплуатацию не принят. Имеется свободный доступ на территорию скотомогильника. Твердые бытовые отходы и отходы птицеводческих хозяйств (трупы птиц) разбросаны по периметру свалки. Мероприятия по дезинфекции и дератизации не проводятся. В результате грубого нарушения ветеринарного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения существует опасность эпидемий и создается угроза для жизни и здоровья граждан. Представитель администрации МО «Карабудахкентский р-н» Чамсаев К.Ч. выступает по доверенности от 11 июля 2012 г. иск не признал и пояснил, что Правительством РД полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации МО «Карабудахкентский район» не передавались.В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию района обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям. В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не возлагает на исполнительные органы местного самоуправления обязанности по созданию таких объектов. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника органам местного самоуправления Карабудахкентского района не передавались. В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию Карабудахкентского района обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении искового заявления прокурора Карабудахкентского района РД в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Карабудахкентский р-н», выразившееся в не возведении на территории р-на скотомогильников, отвечающих требованиям ветеринарного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обязании их возвести на территории р-на необходимое количество скотомогильников, отвечающих требованиям ветеринарного законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Арсланалиев А.Х.