Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 февраля 2010г. с. Карабудахкент Карабудахкентский районный суд, в составе председательствующего судьи Хункерова М.А., при секретаре Магомедовой Х., с участием помощника прокурора Карабудахкентского района Сулейманова А., соистца А.Н.А., представителей администрации МО «Карабудахкентский район» Чамсаева К., органа опеки попечительства Кинавовой М., действующих по доверенностям, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района, в интересах АН.А., к администрации МО «Карабудахкентский район» об обязании принять на жилищный учет по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей А.Н.А., и обеспечить его жилым помещением не ниже установленных социальных норм, а в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать А. Н.А. на условиях договора социального найма жилого помещения, У с т а н о в и л : Прокурор Карабудахкентского района, в интересах А. Н.А. обратился в суд с иском к администрации МО «Карабудахкентский район» об обязании принять на жилищный учет по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей А. Н.А., и обеспечить его жилым помещением не ниже установленных социальных норм, а в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать А. Н.А. на условиях договора социального найма жилого помещения. В части своих требований о возложении на администрацию района в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать А.Н.А. на условиях договора социального найма прокурор просит оставить без рассмотрения. Помощник прокурора района Сулейманов А., поддерживая свои требования суду пояснил, что 12 декабря 2009 года А. Н. А., являющийся с детства круглой сиротой, обратился в прокуратуру района с заявлением с просьбой обратиться в его интересах в суд с иском о возложении на администрацию МО «Карабудхакентский район» обязанности выделить ему жилой дом или денежные средства для приобретения жилого дома. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции ФЗ от 07.08.2000г. N 122-ФЗ; ст. 8 Федерального закона « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в редакции ФЗ от 20.07.2000 № 103; постановлением Государственного Совета РД от 14 июля 1999г. N 112 « О мерах по осуществлению адресной социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; постановлением Правительства РД от 20 февраля 2002 г. N 35 « О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной занимаемому ранее ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющими закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение. Согласно ст. 57 ч. 2 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются «детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 40 ГК РФ по достижении малолетнего подопечным 14 лет опека над ним прекращается. Попечительство над несовершеннолетним прекращается по достижении 18 лет. Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет бюджета Республики Дагестан А.Н.А. не представлялся. Согласно справки директора школы интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей А. Н.А. находился на полном государственном обеспечении и ему жилое помещения и участок под строительство не выделялся. Поэтому просит иск удовлетворить, в части своих требований о возложении на администрацию района в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать А. Н.А. на условиях договора социального найма просит оставить без рассмотрения. А. Н.А., в чьих интересах подан иск, поддерживая требования прокурора, суду пояснил, что его родители умерли. С 1985 года, после смерти родителей был в интернате, сначала в г. Каспийск, затем в г. Махачкала. С ним в интернате были двое его старших братьев Б. и Д, у которых в настоящее время имеются свои семьи. Его братья тоже наняли квартиры и проживают в с. Доргели. Сам он тоже с женой и двумя детьми временно проживает в доме жены брата в с. Доргели. Он является сиротой, своего жилья не имеет. В 2009г. он обращался главе администрации села Доргели, чтобы он содействовал в постановке на учет как сирота, нуждающийся в жилье. Глава села обещал, но не довел до конца. В районную администрацию не обращался, на учете как сирота, нуждающийся в жилье, он не состоит. После он обратился прокурору района. Просит удовлетворить иск прокурора. Представитель администрации МО «Карабудахкентский район» Чамсаев К., действующий по доверенности, не признавая требования прокурора суду пояснил, что проблема обеспечения жильем детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, регулируются: Законом РД от 03.02.2006г. № 4 « О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и порядке его предоставления данным категориям граждан», Законом РД от 04.12.2008г. № 57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РД от 07.06.2006г. № 108 «Об утверждении Порядка обеспечения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан». На основании указанных нормативно и не нормативно правовых актов, финансирование программы по обеспечению детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не возложено на муниципальный бюджет, финансирование для этих целей осуществляется из Республиканского бюджета. В районный бюджет из республиканского поступают субвенции на эти цели, в прошлом году были выделены эти средства одному человеку из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация не против постановки на учет А., обеспечение его жильем возможно за счет субвенций, поступающих на эти цели. Представитель органа опеки и попечительства района Кинавова М., действующая по доверенности, суду пояснила, что в администрации района имеется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья. Среди них А. Н. нет, его должны были поставить на учет по месту, где он учился в интернате. Одному из этих лиц уже выделили средства на приобретение жилья из субвенцией, поступающих в районный бюджет для этих целей. Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Согласно свидетельств о смерти 1-БД № 671457 и 1-БД № 671458 от 11 ноября 2008г. родители А.Н.А., в чьих интересах подан иск, отец- А. А., 1910 года рождения и мать А. Б., 1935 года рождения, умерли соответственно30 марта 1984 г. и 29 октября 1980 г., о чем составлены записи акта смерти за номерами 29 и 30 в администрации МО «с. Доргели» РД. Сам А. Н.А. родился 22 августа 1975 года, т.е. с 1984г. года является круглой сиротой. Согласно справок от 28.04.2009г. и 27.01.2009г. А. Н.А. являлся воспитанником Спец.школы интернат, в начале в г. Каспийск, а с 1989 по 1992 год в школе интернат для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в г. Махачкала и находился на полном государственном обеспечении. Администрацией школы – интернат жилое помещение или земельный участок А. Н. не выделялся. Согласно справок администрации МО «с.Доргели» и ГУП «Дагтехинвентаризация» жилой дом за А. Н. не зарегистрирован, последний женат, имеет двоих детей 2001 и 2002 годов рождений, он ни где не работает и трудовую книжку не имеет. Из комиссионного акта от 22.12.2008г. следует, что А. Н.А. со своей семьей проживает в нанятой им квартире в с. Доргели, по ул. Шарафутдина д.2 корп. «а». В деле имеются свидетельства о рождении детей и о заключении брака между А. Н. и Г. И.М.. Указанное выше свидетельствует, что А. Н.А. является сиротой и он нуждается в жилье. В соответствии со ст. 8 п.1 Федерального Закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (в ред. От 17.12.2009г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Эти требования Закона закреплены и в ст. 57 ч.2 Жилищного кодекса РФ. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Постановлением Правительства РД от 20 февраля 2002г. № 35 Министерству финансов РД и Министерству экономики РФ совместно с Министерством образования РД, администрациям городов и районов при формировании республиканского бюджета РД ежегодно, начиная с 2002 г. было постановлено предусматривать средства на финансирование расходов на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.(п.1) Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета РД утвержден Постановлением Правительства РД от 2 июня 2009 г. за № 161. Согласно п. 2 Порядка, дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм Учитывая изложенные, суд считает необходимым возложить на администрацию МО «Карабудахкентский район» принять на учет А. Н.А. по льготному списку детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей и обеспечить его жилым помещение не ниже установленных социальных норм, за счет субвенцией поступающих в районный бюджет для этих целей. В части требований прокурора о возложении на администрацию района, в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать А. Н.А. на условиях договора социального найма, следует оставить без рассмотрения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Исковые требования прокурора Карабудахкентского района в интересах А. Н. А. удовлетворить. Обязать администрацию МО «Карабудахкентский район» принять на учет по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей А. Н. А., как нуждающегося в получении жилого помещения и обеспечить его жильем не ниже установленных социальных норм, в установленном законом порядке, за счет субвенцией, поступающих в районный бюджет на эти цели. В части требований прокурора о возложении на администрацию района, в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать А. Н.А. на условиях договора социального найма, оставить без рассмотрения. Решение может быть обжаловано в СК по гражданским делам Верховного суда РД в течении 10 суток со дня его провозглашения. Председательствующий М.А.Хункеров