Решение от 16.02.2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2010 г. с. Карабудахкент

Карабудахкентский районный суд, в составе председательствующего судьи Хункерова М.А., при секретаре Магомедовой Х., с участием помощника прокурора Карабудахкентского района Сулейманова А., соистцов Д.З.Б. и Д.У.Б., а также их опекуна Г. Б.К., представителей администрации МО «Карабудахкентский район» Чамсаева К., органа опеки попечительства Кинавовой М., действующих по доверенностям, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района, в интересах Д.З.Б. и Д.У.Б., к администрации МО «Карабудахкентский район» об обязании обеспечить Джабраиловых жилым помещением не ниже установленных социальных норм, а в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать им на условиях договора социального найма жилого помещения,

У с т а н о в и л :

Прокурор Карабудахкентского района, в интересах Д.З.Б. и Д.У.Б., обратился в суд с иском к администрации МО «Карабудахкентский район» об обязании обеспечить Джабраиловых жилым помещением не ниже установленных социальных норм, а в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать им на условиях договора социального найма жилого помещения.

В части своих требований о возложении на администрацию района -в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать Джабраиловым на условиях договора социального найма прокурор просит оставить без рассмотрения, в связи с отсутствием жилищного фонда и средств для приобретения жилья.

Помощник прокурора района Сулейманов А., поддерживая требования прокурора суду пояснил, что Д. З. Б. и Д. У. Б. с детства являются сиротами и остались без попечения родителей.

Согласно справки управления образования МО «Карабудахкентский район» Д. З. и У. входят списки детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа имеющих право на обеспечения жильем.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных га­рантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей» в редакции ФЗ от 07.08.2000г. N 122-ФЗ; ст. 8 Федерального закона « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в редакции ФЗ от 20.07.2000 № 103; постановлением Государственного Совета РД от 14 июля 1999г. N 112 « О мерах по осуществлению адресной социаль­ной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; по­становлением Правительства РД от 20 февраля 2002 г. N 35 « О первооче­редных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», де­ти-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреп­ленного жилого помещения, после окончания пребывания в общеобразова­тельном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равно­ценной занимаемому ранее ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нахо­дящимся на территории Российской Федерации, не имеющими закрепленно­го жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполни­тельной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ре­бенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение.

Согласно ст. 57 ч. 2 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые по­мещения по договорам социального найма предоставляются «детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социаль­ного обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Воо­руженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.})

В соответствии со ст. 40 ГК РФ по достижении малолетнего подопеч­ным 14 лет опека над ним прекращается. Попечительство над несовершенно­летним прекращается по достижении 18 лет.

Целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет бюджета Республики Дагестан Д. не представлялось. Поэтому просит иск в части обеспечения Д. жильем удовлетворить, в части своих требований о возложении на администрацию района в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать Джабраиловым на условиях договора социального найма просит оставить без рассмотрения, в виду отсутствия жилищного фонда района и отсутствия средств.

Участвующие в деле соистцы Джабраилов З. и У. пояснили, что они являются сиротами, остались без попечения родителей, не имеют жилья, состоят на учете в администрации района, но жилье или средства на его приобретение им не выделяются, поэтому они обращались прокурору района, просят требования прокурора удовлетворить.

Г. К.К. пояснила, что она является опекуном Д., имеет заботу о них. Жилье у Д. отсутствует, они числятся в списке нуждающихся в получении жилья, но жилье им не предоставляется.

Представитель администрации МО «Карабудахкентский район» Чамсаев К., действующий по доверенности, не признавая требования прокурора суду пояснил, что проблема обеспечения жильем детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, регулируются: Законом РД от 03.02.2006г. № 4 « О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и порядке его предоставления данным категориям граждан», Законом РД от 04.12.2008г. № 57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РД от 07.06.2006г. № 108 «Об утверждении Порядка обеспечения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан». На основании указанных нормативно и не нормативно правовых актов, финансирование программы по обеспечению детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не возложено на муниципальный бюджет, финансирование для этих целей осуществляется из Республиканского бюджета. В районный бюджет из республиканского поступают субвенции на эти цели, в прошлом году были выделены эти средства одному человеку из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Джабраиловы состоят на учете лиц, нуждающихся в жилье как дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей. Поэтому администрацией района будет решен этот вопрос положительно, согласно очереди и поступающих на эти цели субвенций.

Представитель органа опеки и попечительства района Кинавова М., действующая по доверенности, суду пояснила, что в администрации района имеется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья. Среди них значатся и Джабраиловы З. и У. Одному из таких лиц по списку уже выделены средства на приобретение жилья из субвенцией, поступающих в районный бюджет для этих целей.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье на 2009г., представленного суду представителем администрации Карабудахкентского района Чамсаевым К., Д. У. и Д.З. приняты на учет и состоят в списках нуждающихся в жилье.

Из ответа начальника Управления образования района за № 398, Д. У. и З. состояли на учете в органе опеки и попечительства, как дети оставшиеся без попечения родителей. Д. вошли в списки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жильем в 2010г..

Постановлением главы района № 280 от 5 октября 2001г. Гаджиева Б.К. назначена опекуном Д. У. 1990 г.р. и З, 1986 г.р..

В деле имеются копии свидетельств о рождении Д. и их паспортов, копия свидетельства о смерти их отца.

Согласно справок администрации МО «сельсовет Кака-Шуринский», на территории которого проживают Д., у них отсутствует домостроения.

Из справок ГУП «Дахтехинвентаризация» домостроение за Д.У. и З., не зарегистрированы.

В соответствии со ст. 8 п.1 Федерального Закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (в ред. От 17.12.2009г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Эти требования Закона закреплены и в ст. 57 ч.2 Жилищного кодекса РФ.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Постановлением Правительства РД от 20 февраля 2002г. № 35 Министерству финансов РД и Министерству экономики РФ совместно с Министерством образования РД, администрациям городов и районов при формировании республиканского бюджета РД ежегодно, начиная с 2002 г. было постановлено предусматривать средства на финансирование расходов на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.(п.1)

Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета РД утвержден Постановлением Правительства РД от 2 июня 2009 г. за № 161.

Согласно п. 2 Порядка, дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм

Учитывая изложенные, суд считает необходимым возложить на администрацию МО «Карабудахкентский район» обеспечить Д. З. и Д. У. жилым помещением не ниже установленных социальных норм, в установленном законом порядке, за счет субвенцией поступающих в районный бюджет для этих целей.

В части требований прокурора о возложении на администрацию района, в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать Д. на условиях договора социального найма, следует оставить без рассмотрения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования прокурора Карабудахкентского района в интересах Д. З.Б. и Д. У. Б.удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Карабудахкентский район» обеспечить Д.У. Б. и Д. З. Б. жильем не ниже установленных социальных норм, в установленном законом порядке, за счет субвенцией, поступающих в районный бюджет на эти цели.

В части требований прокурора о возложении на администрацию района, в случае отсутствия жилья приобрести его в муниципальный жилищный фонд и передать Д. У.Б. и Д. З.Б. на условиях договора социального найма, оставить без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в СК по гражданским делам Верховного суда РД в течении 10 суток со дня его провозглашения.

Председательствующий М.А.Хункеров