Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 апреля 2010г. с. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Хункерова М.А., при секретаре Магомедовой Х., с участием начальника Управления государственного учреждения отделения пенсионного фонда России по Республике Дагестан в Карабудахкентском районе (ГУОППР по РД) Гамзатов Г.Г., действующего по доверенности, рассмотрев гражданское дело по иску Г, к Управлению ПФР по РД в Карабудахкентском районе об обязании засчитать стаж работы для назначения пенсии по выслуге лет,
У с т а н о в и л :
Г, обратилась в суд с иском к Управлению ПФР по РД в Карабудахкентском районе об обязании засчитать ее трудовой стаж за период работы с 15 апреля 1984 года по 31 августа 1992г. фельдшером на спасательной станции «Манас» стажем работы, дающим ей право на пенсию за выслугу лет.
Г, поддерживая свои требования суду пояснила, что она в марте 1984 года окончила Дагестанское медицинское училище и с того времени работает в должностях среднего медицинского персонала. В настоящее время имеет трудовой стаж для назначения пенсии по выслуге лет. Она обратилась в пенсионный отдел района о назначении ей пенсии по выслуге лет, однако ответчик отказывается принимает ее документы, ссылаясь на то, что ее трудовой стаж за период с 15 апреля 1984 г. по 31 августа 1992г., когда она работала фельдшером на спасательной станции «Манас», не входит в список работ, дающих ей право на назначение пенсии по выслуге лет. С таким решением пенсионного фонда она не согласна. Работая фельдшером спасательной станции, она как работник медперсонала, занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Постановлением Совмина РСФСР № 464 от 6.09.1991г. утвержден список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет. Поэтому отказ пенсионного фонда засчитать ее трудовой стаж фельдшером спасательной станции с 1984 по 1992г. в стаж работы, дающей ей право на досрочную пенсию за выслуге лет, считает незаконным и нарушающим ее Конституционных прав. Просит удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика - начальник Управления государственного учреждения отделения пенсионного фонда России по Республике Дагестан в Карабудахкентском районе (ГУОППР по РД) Г, действующий по доверенности, не признавая требования истца суду пояснил, что действительно Г. обращалась к ним о назначении ей пенсию по выслуге лет, в чем ей было отказано, поскольку в списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. за № 781, отсутствует такое учреждение как «Спасательная станция», хоть и должность фельдшера имеется. Поэтому они не вправе назначать ей досрочно пенсию по выслуге лет. Просит отказать в удовлетворении требований истца.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно записей в трудовой книжки АТ-V1 № 6677702 от 26 октября 1992г. Г (девичья фамилия К) 15 апреля 1984 г. была принята на работу фельдшером спасательной станции «Манас» (приказ № 8 от 15.04.1984г.), уволена с этой должности 31.08.1992г. (приказ № 5 от 31.08.1992г.).
Этот факт сторонами не оспаривается. Ответчик, отказывая в назначении пенсии за выслугу лет Г, ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, где в списках работ, профессий и учреждений, не указывается учреждение «Спасательная станция», хотя должность фельдшера в списках значиться.
Такой отказ ответчика, суд считает не законным, противоречащим законам и нарушающим конституционных прав Г.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях. Государственная пенсия и социальные пособия устанавливаются законом ( ст. 39)
Суд, считает установленным, что Г. занимая должность фельдшера спасательной станции с 1984 по 1992г.г. занималась и лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1991г. № 464 в стаж работы дающий права на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывается все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений. Согласно п.1 Списка, в список профессий и должностей, дающую право на пенсию за выслугу лет, входит врачи и средний медицинский персонал, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологический учреждений всех форм собственности.
Согласно п.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066 врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
Г, имеет трудовой стаж достаточный для назначения ей пенсии по выслуге лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 ( в ред.от 27.11.2001г.) « О государственных пенсиях в Российской Федерации, согласно которой пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности.
Эти требования закона были изложены и в подпункте 11 п.1 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001г., действовавшем до 31 декабря 2001г..
Кроме этого, Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 мая 2001г. № 38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст.81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в территориальных объединениях» установлено что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П положение подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ в той мере, в какой оно не позволяет с 1 января 2002 года засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды деятельности, осуществлявшейся в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, признано противоречащим Конституции РФ.
При установлении пенсии до 1 января 2002г. применялась нормы Закона от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Указанные нормы предусматривали как льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию, включая определение ее размера без применения индивидуального коэффициента пенсионера, так и календарное исчисление указанного стажа при определении ее размера, с применением индивидуального коэффициента пенсионера.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает льготное исчисление страхового стажа при определении права на трудовую пенсию, а также общего трудового стажа при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002г..
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29 января 2004г. № 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» « по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично».
Это нашло свое отражение и в письме Министра здравоохранения РФ пенсионному фонду РФ за № МЗ-637 от 04.06.2004г.. « О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004г. № 2-П».
В соответствии с п.2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Учитывая изложенное, суд считает требования Гаджиевой А. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Г, удовлетворить.
Обязать Управления государственного учреждения отделения пенсионного фонда России по Республике Дагестан в Карабудахкентском районе засчитать трудовой стаж Г, за период с 15 апреля 1984 г.по 31 августа 1992 г. фельдшером на спасательной станции «Манас», стажем работы, дающим ей право на пенсию за выслугу лет.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в СК по гражданским делам Верховного суда РД в течении 10 суток со дня его провозглашения.
Председательствующий М.А. Хункеров