Решение от 22.07.2010 г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2010г. с. Карабудахкент

Карабудахкентский районный суд, в составе председательствующего судьи Хункерова М.А., при секретаре Магомедовой Х., с участием заместителя прокурора Карабудахкентского района Канбарова Р., представителя ФГУ «Минмелиоводхоз РД» Гамзатова К.Г., действующего по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному учреждению «Минмелиоводхоз РД» и Карабудахкентскому филиалу ФГУ «Минмелиоводхоз» РД о признании бездействий незаконным и понуждении к совершению действий,

У с т а н о в и л :

Прокурор Карабудахкентского района Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Минмелиоводхоз РД» и Карабудахкентскому филиалу ФГУ «Минмелиоводхоз» РД о признании незаконным (противоречащим законодательству об охране окружающей среды) бездействие дирекции Федерального государственного учреждения «Минмелиоводхоз РД», выразившееся в ненадлежащей организации безопасной эксплуатации водохранилищ «Аччи-карув» и «Татаул-Туп» Карабудахкентского филиала, а именно, без разработки декларации безопасности, проведения государственной экспертизы декларации безопасности, представления ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Дагестан, получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и заключения договора страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и обязании их осуществлять безопасную эксплуатацию находящихся в оперативном управлении гидротехнических сооружений водохранилищ «Аччи-карув» и «Татаул-туп» Карабудахкентского филиала, расположенных на административной территории Карабудахкенетского района в соответствии с действующим законодательством путем заключения договора страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения ; проведения капитального ремонта гидротехнических сооружений, разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, провести государственную экспертизу деклараций безопасности, представить их на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Дагестан и получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений, а также провести капитальный ремонт катастрофических водосбросов водохранилища «Аччи-карув» Карабудахкентского филиала «Минмелиоводхоз РД» и построить новый дополнительный катастрофический водосброс для водохранилища «Татаул-туп».

Из искового заявления прокурора вытекает, что прокуратурой Карабудахкентского района с привлечением специалиста Управления Ростехнадзора по РД проведена проверка исполнения руководством ФГУ «Минмелиоводхоз РД» и его Карабудахкентского филиала природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений.

Проверкой установлено, что ФГУ «Минмелиоводхоз РД» образовано в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 07.06.2002г. № 548 с целью создания необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем.

В оперативном управлении ФГУ, наряду с другими гидротехническими сооружениями, находятся водохранилище «Аччи-карув» Карабудахкентского филиала, предназначенное для аккумулирования воды Параул-озень и для орошения близлежащих сельскохозяйственных угодий МО «с.Параул», МО «с. Аданак» и МО «с.Карабудахкент» и водохранилище «Татаул-туп», Карабудахкентского филиала, предназначенное для аккумулирования воды Параул-озень и для орошения близлежащих сельскохозяйственных угодий МО «с.Карабудахкент».

Из акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений от 28.05.2010 года, составленного с участием специалиста Средне-Кавказского управления Ростехнадзора по РД следует, что у ФГУ «Минмелиоводхоз РД» отсутствуют: декларация безопасности ГТС водохранилищ «Аччи-карув» и «Татаул-Туп», разрешение на их эксплуатацию, разработанные критерии безопасности ГТС, договоры обязательного страхования риска гражданской ответственности, им не проводятся необходимые мероприятия по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайной ситуации, не реализуются меры по обеспечению технически исправного состояния ГТС, их безопасности.

На момент проверки ГТС водохранилища имеют серьезные разрушения, особенно со стороны мокрого откоса. Плиты во многих местах, из-за размыва основания просели, поломались, стыки между плитами разошлись, в некоторых местах глубина промоин составляет до 2-2,5 м.Г-образные плиты, уложенные для защиты гребня и сухого откоса плотины, из-за разрушения облицовки тоже выходят из строя. У водохранилища «Аччи-карув» в аварийном состоянии находятся оба катастрофических водосброса, первому нужен капитальный ремонт железобетонного колодца и стыков между трубами. Второй (основной) не функционирует, полностью заилен, сборные железобетонные плиты основания и стенок разрушены.Необходимо срочно провести капитальный ремонт второго (основного) катастрофического водосброса.

Для водохранилища «Татаул-туп» необходимо дополнительно построить новый катастрофический водосброс прямоугольного открытого типа в теле плотины.

В случае обильных осадков существует реальная угроза перелива через гребень плотин с последующим выхода их из строя и прорыва. В этом случае могут быть снесены и затоплены дома новых планов в селениях Параул и Гели и домов вдоль речки «Параул-озень» в с.Карабудахкент.

Указанное, является нарушением требований законодательства об охране окружающей среды.

Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность), а экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Эксплуатация и контроль за состоянием ГТС указанного водохранилища осуществляет Карабудахкентский филиал ФГУ «Минмелиоводхоз РД», расположенный по адресу : С.Карабудахкент, Карабудахкентского района РД., ул.Гамзатова-22.

Из статей 34 и 43 настоящего закона следует, что при осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий.

В соответствии с частью 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушения прав других собственников, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии расположенные на водных объектах гидротехнические сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

В статье 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" определено, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

В части 3 статьи 10 настоящего Федерального закона установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации.

Частями первой, третьей и четвертой статьи 11 названного Федерального закона предусмотрено, что государственная экспертиза указанной декларации безопасности проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций.

Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1303 от 06.11.98г., установлено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. На основании утвержденной декларации безопасности гидротехническое сооружение вносится в Российский регистр гидротехнических сооружений и надзорным органом за безопасностью ГТС выдается разрешение на его эксплуатацию. Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в постоянную эксплуатацию.

В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическом и атомному надзору от 30 января 2009 г. N 3 на территориальные органы Ростехнадзора по технологическому и экологическому надзору возложены полномочия по осуществлению государственного надзора и контроля в сфере безопасности гидротехнических сооружений.

На территории Республики Дагестан данные полномочия осуществляет Средне-Кавказское управление Ростехнадзора по Республике Дагестан.

Статьей 15 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрено, что риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения.

Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Из статьи 17 этого же Федерального закона следует, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности.

Изложенные требования законодательства руководством ФГУ «Минмелиоводхоз РД » и его Карабудахкентского филиала не соблюдаются.

Как следует из акта соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений от 28.05.2010 года в случае обильных осадков существует реальная угроза перелива через гребень плотин с последующим выхода их из строя и прорыва. В этом случае могут быть снесены и затоплены дома новых с планов в селениях Параул и Гели и домов вдоль речки «Параул-Озень» в с.Карабудахкент.

Таким образом, имеется реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайная ситуация, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Между тем, согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9), каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42).

Статьей 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые заключаются в нижеследующем.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

В ст.3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" безопасность гидротехнических сооружений определена как свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, а обеспечение безопасности гидротехнического сооружения как разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Из ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды следует, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, учета природных особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности ФГУ «Минмелиоводхоз РД» не может быть опровергнута в настоящее время.

Таким образом, неисполнением собственником и эксплуатирующей организацией гидротехнических сооружений возложенных законом обязанностей и не принятием мер, направленных на обеспечение безопасности ГТС, непосредственно нарушаются вышеуказанные права и интересы неограниченного круга лиц, и создается угроза более существенного их нарушения.

Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Как следует из ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, подлежит приостановлению или прекращению по решению суда.

Заместитель прокурора района Канбаров Р., участвующий в деле, полностью поддержал исковые требования и просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФГУ «Минмелиоводхоз РД» Гамзатов К.Г., действующий по доверенности № 02/200 от 20 июля 2010г. и в порядке ст. 54 ГПК РФ наделенный полномочиями признания иска, признавая иск прокурора в полном объеме, подтвердил сведения, изложенные в акте проверки и добавил, что в настоящее время проект капитального ремонта катастрофического водосброса водохранилища «Ачи-карув» находится на стадии завершения, а по водосбросу водохранилища «Татау-Туп» подготовлены дефектные акты и представлены в ФГУ «Минмелиоводхоз РД» для составления сметы и дальнейшего проектирования. Договор страхования риска они обязаны были заключить, но до настоящего времени он не заключен из-за отсутствия средств, но намерены это сделать по мере финансирования. Декларация безопасности гидротехнических сооружений находится на стадии разработки, но не доведено до логического конца, также по причине отсутствия средств.

Гамзатов представил суду письменное заявление о признании иска. Заявление приобщено к материалам дела.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому судом принимается признание иска представителем ответчика.

В соответствии со ст. 198 п.4 ГПК РФ в случае признаний иска ответчиком в мотивировочной части решения судка может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Обоснованность требований прокурора подтверждается приложенными к заявления доказательствами.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить иск в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования прокурора Карабудахкентского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному учреждению «Минмелиоводхоз РД» и его Карабудахкентскому филиалу, удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие дирекции Федерального государственного учреждения «Минмелиоводхоз РД» и Карабудахкентского филиала ФГУ «Минмелиоводхоз», выразившееся в ненадлежащей организации безопасной эксплуатации водохранилищ «Аччи-карув» и «Татаул-Туп», а именно, без разработки декларации безопасности, проведения государственной экспертизы декларации безопасности, представления ее на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Дагестан, получения разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений и заключения договора страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Обязать Федеральное государственное учреждение «Минмелиоводхоз РД» и Карабудахкентский филиал ФГУ «Минмелиоводхоз» РД осуществлять безопасную эксплуатацию находящихся в оперативном управлении гидротехнических сооружений водохранилищ «Аччи-карув» и «Татаул-туп» Карабудахкентского филиала, расположенных на административной территории Карабудахкенетского района в соответствии с действующим законодательством путем выполнения следующих мероприятий:

- заключить договор страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения ;

- произвести капитальный ремонт гидротехнических сооружений разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, провести государственную экспертизу деклараций безопасности, представить их на утверждение в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Дагестан и получить разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений;

- провести капитальный ремонт катастрофических водосбросов водохранилища «Аччи-карув» Карабудахкентского филиала «Минмелиоводхоз РД» и построить новый дополнительный катастрофический водосброс для водохранилища «Татаул-туп».

Взыскать солидарно с Федерального государственного учреждение «Минмелиоводхоз РД» и Карабудахкентского филиала ФГУ «Минмелиоводхоз» РД в доход государства госпошлину в размере 4000 (четыре тысяча) рублей.

Решение может быть обжаловано в СК по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течении 10 суток со дня его провозглашения.

Председательствующий М.А.Хункеров