Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2010г. с. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Хункерова М.А., при секретаре Магомедовой Х., с участием помощника прокурора Карабудахкентского района Гусей нгаджиева Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Карабудахкентский район» о признании незаконным бездействие администрации МО «Карабудахкентский район», выразившееся в необращении в Управление Федеральной регистрационной службы в РД с заявлением о принятии гидротехнического сооружения- водохранилище «Уйташ» на учет как бесхозного и возложении обязанности совершить это действие,
У с т а н о в и л :
Первый заместитель прокурора Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Карабудахкентский район» о признании незаконным бездействие администрации МО «Карабудахкентский район», выразившееся в необращении в Управление Федеральной регистрационной службы в РД с заявлением о принятии гидротехнического сооружения- водохранилище «Уйташ» на учет как бесхозного и возложении обязанности совершить это действие.
Из искового заявления вытекает, что прокуратурой РД с привлечением специалистов Средне-Кавказского Управления Ростехнадзора проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасного функционирования гидротехнических сооружений.
В ходе проверки установлено, что на территории МО «Карабудахкентский район» РД находится бесхозяйное гидротехническое сооружение - водохранилище «Уйташ».
По сведениям Средне-Кавказского Управления Ротехнадзора и Председателя Комиссии по инвентаризации бесхозяйных гидротехнических сооружений и мелиоративных систем на территории Республики Дагестан указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйным. В реестрах республиканской и муниципальной собственности не значится и в Едином государственном реестре прав, запись о регистрации права на него не произведена.
Согласно п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. ст. 3 и 9 Федерального закона от 21.07.1997 «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения.
Поскольку такого рода объект расположен в административных границах МО «Карабудахкентский район», необращение администрации района в управление Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.4 и п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 №580 на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Прокурор Гусейнгаджиев Г., участвующий в деле, поддержал требования первого заместителя прокурора РД и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме этого добавил, что процедура постановки на учет гидротехнического сооружения «Уйташ» как бесхозное уже начата. В подтверждение этому суду представил заверенную копию акта об инвентаризации бесхозяйных гидротехнических сооружений и мелиоративных систем на территории РД от 28 июня 2010г., где значится и плотина водохранилища «Уйташ».
Представитель администрации МО «Карабудахкентский район» Чамсаев К., действующий по доверенности, не признавая исковые требования прокурора, суду пояснил, что им не было известно, что водохранилище «Уйташ» является бесхозным, поэтому они не могли обратиться в соответствующие органы для постановки его на учет как бесхозное.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Из письма Средне-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 16/264 от 12.03.2010г. видно, что плотина водохранилище «Уйташ», расположенный на территории Карабудахкентского района РД является бесхозным.
Это подтверждается приобщенными к делу ответами: министра земельных и имущественных отношений РД № 05-2064/08 от 11.05.2010г.; Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 11-3203/ от 21.05.2010г.; заместителя министра природных ресурсов и экологии РД № 11-796 от 12.05.2010г. на имя прокурора РД.
Согласно п.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.4 и п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 №580 на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и т.д..
Эти меры не могут быть реализованы из-за неопределенности балансовой принадлежности сооружения. Для постановки на учет водохранилища «Уйташ» как бесхозяйное необходимо ответчику обраться в УФРС с заявлением.
Таким образом, суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования первого заместителя прокурора Республики Дагестан к МО «Карабудахкентский район» удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО «Карабудахкентский район», выразившееся в необращении в Управление Федеральной регистрационной службы в Республике Дагестан с заявлением о принятии гидротехнического сооружения- водохранилище «Уйташ» на учет как бесхозного, незаконным.
Обязать администрацию МО «Карабудахкентский район» обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения- водохранилище «Уйташ» на учет как бесхозяйное.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в СК по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течении 10 суток со дня его провозглашения.
Председательствующий М.А.Хункеров