Решение от 20.08.2010 г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2010г. с. Карабудахкент

Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Хункерова М.А., при секретаре Магомедовой Х., с участием помощника прокурора Карабудахкентского района Гусей нгаджиева Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Карабудахкентский район» о признании незаконным бездействие администрации МО «Карабудахкентский район», выразившееся в необращении в Управление Федеральной регистрационной службы в РД с заявлением о принятии гидротехнического сооружения- водохранилище «Уйташ» на учет как бесхозного и возложении обязанности совершить это действие,

У с т а н о в и л :

Первый заместитель прокурора Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Карабудахкентский район» о признании незаконным бездействие администрации МО «Карабудахкентский район», выразившееся в необращении в Управление Федеральной регистрационной службы в РД с заявлением о принятии гидротехнического сооружения- водохранилище «Уйташ» на учет как бесхозного и возложении обязанности совершить это действие.

Из искового заявления вытекает, что прокуратурой РД с привлечением специалистов Средне-Кавказского Управления Ростехнадзора проведена проверка испол­нения законодательства об обеспечении безопасного функционирования гид­ротехнических сооружений.

В ходе проверки установлено, что на территории МО «Карабудахкентский район» РД находится бесхозяйное гидротехническое сооружение - водохранилище «Уйташ».

По сведениям Средне-Кавказского Управления Ротехнадзора и Предсе­дателя Комиссии по инвентаризации бесхозяйных гидротехнических соору­жений и мелиоративных систем на территории Республики Дагестан указан­ное гидротехническое сооружение является бесхозяйным. В реестрах респуб­ликанской и муниципальной собственности не значится и в Едином государ­ственном реестре прав, запись о регистрации права на него не произведена.

Согласно п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупрежде­нии и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселе­ния.

В соответствии со ст. ст. 3 и 9 Федерального закона от 21.07.1997 «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собствен­ник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обяза­ны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, вы­воде из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техно­генных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оцен­ку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначен­ные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации послед­ствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределен­ности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения.

Поскольку такого рода объект расположен в административных грани­цах МО «Карабудахкентский район», необращение ад­министрации района в управление Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан с заявлением о принятии гидротехнического сооруже­ния на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государ­ственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению орга­на местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с п.4 и п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 17.09.2003 №580 на учет принимаются объекты недви­жимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники ко­торых неизвестны, или от права собственности на которые собственники от­казались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ. Принятие на учет объекта недвижимо­го имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории кото­рого находится объект недвижимого имущества.

Прокурор Гусейнгаджиев Г., участвующий в деле, поддержал требования первого заместителя прокурора РД и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме этого добавил, что процедура постановки на учет гидротехнического сооружения «Уйташ» как бесхозное уже начата. В подтверждение этому суду представил заверенную копию акта об инвентаризации бесхозяйных гидротехнических сооружений и мелиоративных систем на территории РД от 28 июня 2010г., где значится и плотина водохранилища «Уйташ».

Представитель администрации МО «Карабудахкентский район» Чамсаев К., действующий по доверенности, не признавая исковые требования прокурора, суду пояснил, что им не было известно, что водохранилище «Уйташ» является бесхозным, поэтому они не могли обратиться в соответствующие органы для постановки его на учет как бесхозное.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Из письма Средне-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 16/264 от 12.03.2010г. видно, что плотина водохранилище «Уйташ», расположенный на территории Карабудахкентского района РД является бесхозным.

Это подтверждается приобщенными к делу ответами: министра земельных и имущественных отношений РД № 05-2064/08 от 11.05.2010г.; Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 11-3203/ от 21.05.2010г.; заместителя министра природных ресурсов и экологии РД № 11-796 от 12.05.2010г. на имя прокурора РД.

Согласно п.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с п.4 и п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 17.09.2003 №580 на учет принимаются объекты недви­жимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники ко­торых неизвестны, или от права собственности на которые собственники от­казались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ. Принятие на учет объекта недвижимо­го имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории кото­рого находится объект недвижимого имущества.

Согласно п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупрежде­нии и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселе­ния.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 «О безопасности гидротехнических сооружений» собствен­ник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обяза­ны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и т.д..

Эти меры не могут быть реализованы из-за неопределенности балансовой принадлежности сооружения. Для постановки на учет водохранилища «Уйташ» как бесхозяйное необходимо ответчику обраться в УФРС с заявлением.

Таким образом, суд считает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования первого заместителя прокурора Республики Дагестан к МО «Карабудахкентский район» удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО «Карабудахкентский район», выразившееся в необращении в Управление Федеральной регистрационной службы в Республике Дагестан с заявлением о принятии гидротехнического сооружения- водохранилище «Уйташ» на учет как бесхозного, незаконным.

Обязать администрацию МО «Карабудахкентский район» обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения- водохранилище «Уйташ» на учет как бесхозяйное.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в СК по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течении 10 суток со дня его провозглашения.

Председательствующий М.А.Хункеров