Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Карабашский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Е.Л.Богачевой,
при секретарях ФИО2, ФИО3,
с участием истца ФИО1,
представителей ответчика ОАО «Челябоблкоммунэнерго» ФИО4, ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> апелляционную жалобу ОАО «Челябоблкоммунэнерго» по гражданскому делу по иску ФИО1 к ОАО «Челябоблкоммунэнерго» о возложении обязанности проведения корректировки размера платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ОАО «Челябоблкоммунэнерго» о недостатке коммунальной услуги, выразившейся в неправильном применении нормативов потребления тепловой энергии в отопительный период с мая 2007 года по декабрь 2009 года, результатом чего явилась переплата в сумме 13 141 рубля 74 копеек за <адрес> в <адрес>, собственником которой является истица.
В обоснование заявленного требования истица указала, что ответчик нарушает применение нормативов потребления тепловой энергии и неправильно начисляет размер платы за отопление.
ОАО «Челябоблкоммунэнерго» предъявлялись к оплате летние периоды, в которые фактически тепловая энергия не поставлялась. Следовательно, оплату за периоды, когда тепловая энергия не поставлялась, необходимо рассчитывать по формуле: N x Si x T x отопительный период (12 месяцев), где N – норматив потребления тепловой энергии на отопление, S – общая площадь квартиры в многоквартирном доме или общая площадь жилого помещения, Т – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ. В результате нарушения расчетов, допущенных ОАО «Челябоблкоммунэнерго», произошло превышение суммы потребленной тепловой энергии.
В судебном заседании ФИО1 уточнила заявленные ранее исковые требования и просила суд обязать ответчика ОАО «Челябоблкоммунэнерго» произвести корректировку размера платы за отопление в период с мая 2007 года по декабрь 2009 года, от иных ранее заявленных исковых требований отказалась.
Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 к ОАО «Челябоблкоммунэнерго» удовлетворены в части обязывания ответчика произвести корректировку размера платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и взыскания с ОАО «Челябоблкоммунэнерго» государственной пошлины в размере 200 рублей.
Не согласившись с решением, представитель ответчика ОАО «Челябоблкоммунэнерго» подал апелляционную жалобу и просил решение мирового судьи судебного участка № <адрес> отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указал, что иск подан с нарушением правил подсудности, т.к. данное дело должно рассматриваться в суде по месту нахождения ответчика. Стоимость коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, определена верно, поскольку дом, где проживает истец, не оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии, в квартире истца также нет индивидуального прибора учета тепловой энергии. В 2007-2009 г.г. норматив потребления был установлен Постановлением Главы КГО от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 0,024 Гкал/м2 в месяц, при оплате в течение 12 месяцев. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация лишена права применять какие-либо иные расчеты методики определения количества отпущенного ресурса и обязаны руководствоваться исключительно нормативами потребления.
В судебном заседании представители ответчика ОАО «Челябоблкоммунэнерго» поддержали свою жалобу.
Истец ФИО1 и её представитель жалобу считали необоснованной, а решение законным, пояснив, что подсудность рассмотрения гражданского дела определена верно, поскольку истец предъявил иск о защите прав потребителей, который может быть рассмотрен по месту жительства истца. В возражении на жалобу указала, что потребитель должен оплачивать объем потребленной тепловой энергии равными долями в течение года, исходя из фактических затрат. Ответчик в своей жалобе ссылается на то, что не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, однако, открывая лицевые счета, выставляет платежные документы потребителю, осуществляет прием денежных средств за потребленные коммунальные ресурсы. Исходя из этого, ресурсоснабжающая организация является исполнителем по данному коммунальному ресурсу. На ответчике лежит обязанность производить раз в год расчет размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ. Таким образом, по мнению истца ОАО обязана поставить абоненту тепло и провести корректировку, а в результате ненадлежащего исполнения обязательств ОАО, она переплатила лишние деньги за поставленное тепло.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд считает, что решение мирового судьи подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, а жалоба представителя ответчика – удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ» следует, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий или имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Поскольку истицей подан иск о защите прав потребителя он может быть предъявлен по месту ее жительства, таким образом, подсудность настоящего дела не нарушена.
Статья 153 ЖК РФ предусматривает обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Данная обязанность гражданина также определена в ст. 678 ГК РФ, которая гласит, что наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение.
Истец ФИО1 имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 51,8 кв.м.
ОАО «Челяоблкоммуэнерго» обеспечивает названный дом коммунальным ресурсом; тепловой энергией и горячей водой, и в период времени с мая 2007 г. по январь 2010 г. такая услуга была предоставлена, а истцом данные услуги оплачены согласно представленным квитанциям.
Факт поставки коммунального ресурса в спорный период сторонами не оспаривается.
Поскольку отношения сторон связаны с предоставлением коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах, при рассмотрении дела необходимо применить нормы жилищного законодательства.
Жилищный Кодекс в ч.1 ст. 157 устанавливает, что размер оплаты за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть вторая данной статьи предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлениями главы КГО от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № установлены тарифы на отопление, реализуемое ОАО «Челябоблкоммунэнерго», которые составили соответственно 16,54 руб/1кв.м и 19,62 руб/ 1кв. м.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, содержащие порядок расчета платы за коммунальные ресурсы, которую граждане, пользующиеся помещениями в многоквартирном доме, должны вносить ресурсоснабжающей организации, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления – в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п.2 п.1 приложения № к Правилам, который действовал на момент рассмотрения гражданского дела мировым судьей (утратил силу ДД.ММ.ГГГГ).
б) для горячего водоснабжения, водоотведения – в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором – 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № к настоящим Правилам.
Согласно подпункту 2 пункта 1 приложения № к Правилам № размер платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного <адрес> раз в год корректируется исполнителем по определенной формуле.
Формулы корректировки предусматривают включение в нее показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация обязана рассчитывать количество потребленного в многоквартирном доме коммунального ресурса, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. При отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии она не может руководствоваться какой-либо расчетной методикой, а обязана выставлять потребителям счета исходя из утвержденных нормативов потребления.
Стоимость коммунального ресурса в многоквартирном доме может быть определена только двумя способами: по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, расположенного на границе сетей РСО и потребителей, либо - исходя из нормативов потребления коммунального ресурса, установленных в соответствии с законодательством.
Подача тепловой энергии производится в количестве необходимом для теплоснабжения всех помещений жилого дома, при этом фактически понесенные ответчиком расходы складываются из объема потребленной истцом тепловой энергии, стоимость которой рассчитывается исходя из тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно письма ОАО «Челябоблкоммунэнерго», в период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ норматив потребления за отопление составил 0,024 Гкал/кв.м; в период с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ годовой норматив потребления – 0,288, таким образом, среднемесячный норматив потребления тепловой энергии за данный период составил (0,288/7 месяцев = 0,4114 Гкал/кв.м.). Размер установленных тарифов и нормативов сторонами не оспаривался.
Кроме того, в приложенном к исковому заявлению расчете истец использует для расчета платы за тепловую энергию Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не учитывая, что данные Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. Хотя для расчета платы за тепловую энергию должны применяться именно Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Иного, принятого в установленном порядке правового акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, в настоящее время не имеется.
Ссылка представителями ответчика на то, что при расчете тепловой энергии при отсутствии приборов учета по нормативам они проводят корректировку по нормативам и при этом не возникает разницы между начислением и корректировкой, истицей не оспорена. Размер платы за коммунальные ресурсы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307, периодически корректируется и исполнителем, что не отрицал в судебном заседании и ответчик. После проведенной корректировки исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера оплаты за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Удовлетворяя заявленные требования, мировой судья исходил из обязанности ответчика надлежащим образом исполнять обязанности по поставке тепла и проведению расчетов.
Однако при вынесении решения мировой судья не учел следующее.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (п.8) предусматривают, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод) заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно п.2 Правил № ресурсоснабжающей организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, ЖСК или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как следует из материалов дела, коммунальный ресурс приобретался у энергоснабжающей организации - ОАО «Челяоблкоммунэнерго» местной коммунальной компанией как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам-потребителям коммунальной услуги.
Следовательно, вопрос о методике определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложения № к Правилам № при расчете размера платы за коммунальные услуги гражданам.
В силу абзаца 2 пункта 15 Правил № в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, ЖСК, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электроэнергии, газа и тепловой энергии, осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета платы за коммунальные услуги гражданам. В указанной норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг по горячей воде и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Таким образом, поскольку фактическим потребителем коммунальных услуг является население, размер платы согласно ст.157 ЖК рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, с применением тарифа, установленного для населения, как это предусмотрено абзацем 2 пункта 15 Правил №.
Следовательно, вывод мирового судьи о правильности расчета, произведенного истцом согласно Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, противоречит названным нормам.
Примененные истцом расчеты корректировки стоимости коммунальных ресурсов, т.е. наличия разницы между объемом тепловой энергии, определенным расчетным способом, и объемом, рассчитанным по нормативам потребления, установленным для населения, неправомерны и потому, что действующим законодательством не предусмотрена возможность проведения корректировки поставщиком коммунальных услуг и предъявления ее исполнителю.
ОАО «Челябоблкоммунэнерго» не является исполнителем, т.к. доставляет тепловой ресурс только до границы своей балансовой принадлежности и не отвечает за обслуживание внутридомовых систем, а многоквартирный дом, в котором проживает истец ФИО1, коллективных и индивидуальных приборов учета не имеет. Поэтому, учитывая, что целью корректировки не является оплата за фактически потребленный объем тепловой энергии всеми гражданами потребителями, то на ответчика не должна быть возложена обязанность самостоятельно проводить корректировку, поскольку это также противоречит законодательству.
Из приведенных выше положений ЖК РФ и находящихся с ними во взаимосвязи соответствующих положений постановлений Правительства Российской Федерации, учитывая установленные в суде обстоятельства, возможные последствия корректировки как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, следует, что вопреки утверждению истца нет оснований считать, что в указанный выше спорный период времени было нарушено право истца на оплату коммунальных услуг только за полученное им количество тепловой энергии и горячей воды.
При таких обстоятельствах, решение мирового судьи подлежит отмене, а апелляционная жалоба ОАО «Челябоблкоммуэнерго» - удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО1 к ОАО «Челябоблкоммунэнерго» о возложении на ответчика обязанности произвести корректировку размера платы за отопление в период с мая 2007 года по декабрь 2009 года, отменить, апелляционную жалобу ОАО «Челябоблкоммуэнерго» удовлетворить.
В удовлетворении иска ФИО1 к ОАО «Челябоблкоммунэнерго» о возложении обязанности провести корректировку размера платы за отопление в период с мая 2007 года по декабрь 2009 года отказать.
Решение вступает в законную силу с момента оглашения и обжалованию не подлежит.
Судья (подпись) Е.Л.Богачева