Дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
ФИО7
Дата обезличена года
Карабашский городской суд ... в составе:
Председательствующего судьи ФИО8
при секретаре ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ... области
с участием истцов ФИО1, Хузиной М.В.,
представителя истцов ФИО9,
представителей ответчика ФИО10 по доверенности,
гражданское дело по иску ФИО1, ФИО0, ФИО2 к Администрации Карабашского городского округа, третье лицо: Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства ..., о незаконности отказа в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» и восстановлении в очереди,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1, ФИО0, действующие за себя и в интересах своего малолетнего сына ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации Карабашского городского округа и просили признать незаконным отказ ответчика в признании семьи истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», обязать ответчика признать семью истцов нуждающейся в улучшении жилищных условий и участниками указанной подпрограммы, восстановить истцов в очереди участников вышеназванной подпрограммы в соответствии с поданным ими заявлением Дата обезличенагода.
В обосновании заявленного указали в иске и пояснили суду, что Дата обезличенагода ФИО1 и ФИО0 вступили в брак, Дата обезличенагода у них родился сын Григорий. С момента заключения брака и до настоящего времени истцы проживают в доме по ..., ..., принадлежащем тете супруги - ФИО4.
Своего жилья в собственности не имели и как молодая семья Дата обезличенагода подали в Администрацию Карабашского городского округа заявление на включение в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на 2006-2007годы. Протоколом комиссии по жилищным вопросам от Дата обезличенагода Номер обезличен семья истцом была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
В конце 2007года истцам сообщили, что субсидию изначально рассчитывали на двоих и если истцы желают участвовать с ребенком, то им необходимо подождать до следующего года, так как средства были заложены в точности со списком участников.
Дата обезличенагода истцы подали повторное заявление на участие в подпрограмме, в связи с изменением условий подпрограммы. При проведении повторной экспертизы их учетного дела специалисты администрации Карабашского городского округа совместно со специалистами Министерства инфраструктуры и дорожного хозяйства пришли к выводу, что семья ФИО0 не может участвовать в подпрограмме, т.к. ухудшила свои жилищные условия. Дата обезличенагода ФИО0 получили уведомление Номер обезличен об отказе в признании участниками подпрограммы «Оказание государственной поддержки молодым семьям для улучшения жилищных условий».
Отказ считают необоснованным, так как ранее комиссия по жилищным условиям признала семью истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками подпрограммы, и не представила семье ФИО0 субсидию на улучшение жилищных условий по заявлению от Дата обезличенагода. Данное решение администрации никто не отменял.
На основании подпункта 30 подпрограммы «Оказание государственной поддержки молодым семьям для улучшения жилищных условий» предоставление молодым семьям социальных выплат и формирование списков участников подпрограммы осуществляет администрация Карабашского городского округа.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно ст.3 Закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ.
На основании указанных статей и ст.51,52 ЖК РФ истцы просили удовлетворить заявленные требования. В судебном заседании ФИО0 и их представитель ФИО9 поддержали заявленные требования, просили восстановить истцов в очереди по первоначально поданному заявлению. Дополнительно пояснили, что в настоящее время ввиду невозможности проживания с ребенком в частном доме без удобств были вынуждены приобрести квартиру по ипотечному кредиту.
ФИО6 городского округа иск не признала. Суду пояснила, что в соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от Дата обезличенагода Номер обезличен под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до Дата обезличенагода, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту постоянного жительства таких семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Решение Администрации КГО было принято на основании подпункта а) пункта 18 Правил - не соответствие семьи требованиям, указанным в п.5 Правил.
Гражданка ФИО0 зарегистрировалась в доме, принадлежащем тете супруга на праве собственности, в 2006году, ранее она была зарегистрирована с родителями в трехкомнатной квартире, принадлежавшей ее матери, общей площадью 64,6 кв.м., где площадь на одного члена семьи составляла 21,5 кв.м., что более учетной нормы. ФИО1 зарегистрировался в доме своей тети в 2006году, ранее был зарегистрирован у своих родителей в двухкомнатной квартире, общей площадью 52,2 кв.м., где площадь на одного члена семьи составляла 26,1 кв.м., что более учетной нормы. Данные граждане намеренно совершили действия по ухудшению своих жилищных условий. Брак зарегистрировали Дата обезличенагода.
Данные действия подпадают под действие ст.53 ЖК РФ. В соответствии со ст.54 ЖК РФ истцы не могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ (5 лет).
Представители администрации КГО в суде поддержали свою позицию, пояснив, что первоначально ФИО0 обоснованно были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и не получили субсидию только в связи с увеличением семьи (рождением ребенка). В дальнейшем условия подпрограммы стали жестче, в связи с чем снятие с регистрации из квартир родителей было признано ухудшением истцами своих жилищных условий, и в признании их участниками подпрограммы отказано. В случае удовлетворения иска ответчик оплатит частично, в пределах предоставляемых субсидий, стоимость приобретенной истцами квартиры.
Третье лицо: Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства ... дело просило рассмотреть в его отсутствие, вопрос об удовлетворении иска оставило на усмотрение суда. В отзыве указало, что признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставлении социальных выплат и о включении их в список участников подпрограммы входит в полномочия органов местного самоуправления. Министерство осуществляет только текущее управление реализацией подпрограммы, обеспечивает эффективное использование средств бюджетов всех уровней, выделяемых на ее реализацию.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы (утвержденной постановлением Правительства РФ от Дата обезличенагода Номер обезличен) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а)возраст каждого из супругов не превышает 30 лет; б)признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.6 настоящих Правил; в)наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер субсидий.
Согласно п.15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы. В соответствии с п.п.17,18 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах и в 10-дневный срок принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником подпрограммы. В соответствии с п.21 Правил до 1 сентября года, предшествующего планируемому, орган местного самоуправления формирует списки молодых семей-участников подпрограммы и предоставляет списки в орган исполнительной власти субъекта РФ, который в соответствии с п.23 формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления субсидий и утверждает сводный список молодых семей-участников подпрограммы.
Как установлено судом ФИО1 и ФИО0 обратились Дата обезличенагода в администрацию Карабашского городского округа с заявлением о включении их семьи из двух человек в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и протоколом Номер обезличен от Дата обезличенагода комиссии по жилищным вопросам семья ФИО0 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы «Государственная поддержка молодым семьям для улучшения жилищных условий» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы. ФИО1 и ФИО0 были включены в сводный список молодых семей-претендентов на получение субсидий в 2007году.
В связи с рождением у ФИО0 сына администрация Карабашского ГО заменила в списке семью ФИО0 на семью Ватутиных (приложение Номер обезличен от Дата обезличенагода).
Дата обезличенагода ФИО0 подали новое заявление о включении их семьи из трех человек в состав участников подпрограммы. Уведомлением ответчика от Дата обезличенагода Номер обезличен в признании ФИО0 участниками подпрограммы отказано как ухудшившим свои жилищные условия.
Таким образом ответчик незаконно исключил ФИО0 из участников подпрограммы, в число которых они были включены органом местного самоуправления Дата обезличенагода, признавших их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Рождение у ФИО0 ребенка не препятствовало получению ими субсидий, поскольку в соответствии с п.14 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка предоставляется дополнительная субсидия за счет средств бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета в размере не менее 5 процентов расчетной средней стоимости жилья.
Оснований для удовлетворения требований о признании незаконным отказа администрации Карабашского ГО от Дата обезличенагода в принятии семьи ФИО0 на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании поданного ими заявления от Дата обезличенагода, не имеется.
В соответствии с п.4 областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в ... на 2008-2010годы, принятой постановлением ФИО5 области от Дата обезличенагода Номер обезличен (в ред.от Дата обезличенагода Номер обезличен) участником подпрограммы может быть молодая семья, признанная органами местного самоуправления нуждающейся в предоставлении социальной выплаты и соответствующая следующим условиям:
1)возраст каждого из супругов не превышает 35 лет либо неполная семья, состоящая из одного родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей;
2)имеющая собственные средства, достаточные для оплаты расчетной стоимости приобретаемого жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты, либо доход, достаточный для получения ипотечного жилищного кредита (займа) на рыночных условиях.
Применительно к указанной подпрограмме под нуждающимися в предоставлении социальной выплаты понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту постоянного жительства таких семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Отказ в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, согласно ст.26 подпрограммы допускается в случае, если:
1)не представлены в полном объеме документы, предусмотренные п.24;
2)представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в предоставлении социальной выплаты;
3)молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в предоставлении социальной выплаты (кроме случаев переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения).
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с постановлением Собрания депутатов Карабашского городского округа от Дата обезличенагода Номер обезличен учетная норма площади жилого помещения на территории Карабашского городского округа составляет 9,0 кв.м.
Из справки с места жительства видно, что ФИО0 и ФИО2 зарегистрировались по месту жительства по адресу: ..., ..., ... (собственник дома ФИО4) Дата обезличенагода. ФИО1 зарегистрировался по адресу: ..., ... (собственник дома ФИО3) Дата обезличенагода. Брак ФИО0 зарегистрирован Дата обезличенагода. Ранее ФИО0 и ФИО1 были зарегистрированы и являлись членами семьи собственников квартир своих родителей с площадью квартир выше учетной нормы. Достаточных доказательств переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения истцами не представлено.
Таким образом, вывод ответчика об ухудшении истцами своих жилищных условий являлся обоснованным, и оснований для признания их по заявлению от Дата обезличенагода нуждающимися в улучшении жилищных условий не имелось.
Оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает подлежащими удовлетворению требования о восстановлении истцов в очереди участников подпрограммы по заявлению от Дата обезличенагода с правом получения субсидии с учетом родившегося ребенка, в остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1, ФИО0, ФИО2 к Администрации Карабашского городского округа удовлетворить частично.
Признать незаконным исключение Администрацией Карабашского городского округа из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы семьи ФИО0 на основании поданного ими заявления от Дата обезличенагода.
Обязать ответчика Администрацию Карабашского городского округа включить ФИО1, ФИО0, ФИО2 в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», восстановив их в очереди согласно поданного ими заявления Дата обезличенагода.
В удовлетворении остальной части требований ФИО0 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам ... суда с подачей жалобы через Карабашский городской суд.
Судья ФИО8
Решение суда вступило в законную силу Дата обезличенагода
Судья Карабашского городского суда ФИО8