Дело № копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Карабашский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Е.Л. Богачевой,
при секретаре ФИО3,
с участием заместителя прокурора ФИО4,
истца ФИО1,
представителя ответчика администрации Карабашского городского округа ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1, ФИО2 к администрации Карабашского городского округа <адрес> о признании незаконным решения комиссии по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий администрации Карабашского городского округа об исключении семьи из списка участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», восстановлении семьи ФИО1 в списке участников подпрограммы,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах семьи ФИО1 к Администрации <адрес> о признании незаконным решения комиссии об исключении семьи ФИО1 из состава участников подпрограммы и восстановлении их в списках участников.
Свои требования мотивировал тем, что семья ФИО1 была признана участником подпрограммы «Оказание государственной поддержки молодым семьям для улучшения жилищных условий», предоставление социальной выплаты семье ФИО1 планировалось в 2010-2011 годы в порядке очередности. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Главы семья исключена из состава участников подпрограммы как несоответствующая ее требованиям к возрасту одного молодого родителя, поскольку на день подачи заявления о включении в состав участников подпрограммы возраст ФИО1 достиг 35 лет. Считает такое решение незаконным и нарушающим права семьи ФИО1.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Карабашского городского округа об исключении семьи из списка участников подпрограммы, на основании которого главой города было издано аналогичное распоряжение, и обязать администрацию города восстановить семью ФИО1 в списке участников подпрограммы, действующей с 2011 года.
Истец ФИО1 поддержала уточненные исковые требования прокурора и пояснила, что своего жилья у них нет, она вместе с сыном проживают более 10 лет в съемной квартире, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика Администрации <адрес> ФИО6 иск не признала, указав, что участники подпрограммы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к возрасту, на дату предоставления списка государственному заказчику подпрограммы. На ДД.ММ.ГГГГ возраст ФИО1 достиг 36 лет, в связи с чем они не имеют права на участие в этой подпрограмме как молодая семья и были исключены из списка.
Представитель Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, указав, что с иском не согласны, поскольку в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жилья молодых семей» участницей подпрограммы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. В списки органов местного самоуправления включаются в первую очередь молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку ФИО1 достигла 36 лет в июле 2010 года, она перестала отвечать условиям подпрограммы.
Выслушав мнение участников гражданского судопроизводства, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Разрешая данный спор, суд учитывает, что он вытекает из публичных правовых отношений и, несмотря на то, что требования оформлены исковым заявлением, подлежат применению положения главы 23 ГПК РФ, и в частности, нормы о том, что при разрешении таких споров суд не связан доводами и основаниями заявленных требований и обязан проверить законность требований и оспариваемых решений в полном объеме.
Федеральная целевая программа «Жилище» была утверждена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и предусматривала государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей. Областная целевая Программа реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье-гражданам России» утверждена Постановлением Законодательного собрания <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы.
В соответствии с п.5 названных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил и наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимались молодые семьи, поставленные на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и другие молодые семьи, признанные нуждающимися в соответствии с законодательством РФ и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита на рыночных условиях.
В соответствии с областной целевой Программой «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в <адрес> на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» реализуется в рамках федеральной программы «Жилище» (п.8). Названная подпрограмма содержит аналогичные условия для принятия органом местного самоуправления решения о включении молодой семьи в число участников подпрограммы.
Решением собрания депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена муниципальная целевая подпрограмма.
Порядок рассмотрения заявления и вынесения решения органами местного самоуправления о признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты регламентирован п. 21 - 25 названной выше подпрограммы. Анализ положений, регламентирующих данный порядок, позволяет сделать вывод о том, что для включения семьи в число участников подпрограммы необходимо принятие органом местного самоуправления двух решений - о признании семьи нуждающейся в социальной выплате (улучшении жилищных условий) применительно к п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и о включении семьи в число участников подпрограммы.
При этом в силу положений п. 15 указанных выше Правил к заявлению о включении в состав участников подпрограммы, которое молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства, прилагается в том числе документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Как видно из копии заявления ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16) заявители обратились с заявлением на имя главы города, в котором просили о включении их семьи в состав участников подпрограммы для улучшения жилищных условий. Приложили к своему заявлению соответствующие документы, предусмотренные вышеназванными Правилами, в том числе копию паспорта, свидетельства о рождении ребенка, выписку из домовой книги, справки ОГУП «ЦТИ» и УФРС об отсутствии жилья в собственности, справки о доходах по форме №-НДФЛ и другие. Таким образом, они действовали с соблюдением установленного порядка обращения с заявлением о включении молодой семьи в число участников подпрограммы.
Заявление истцов передано на проверку жилищной комиссии администрации Карабашского городского округа.
Из имеющегося в материалах дела протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии администрации Карабашского городского округа следует, что предметом рассмотрения этой комиссии было заявление ФИО1, о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для предоставления социальной выплаты в рамках подпрограммы «Оказание молодым семьям поддержки в улучшении жилищных условий». Комиссия приняла решение о признании семьи истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий и признании их участниками подпрограммы «Оказание государственной поддержки молодым семьям для улучшения жилищных условий» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг.
Признание молодых семей нуждающимися в субсидиях на приобретение и строительство жилья осуществляет администрация городского округа (п.22 муниципальной подпрограммы). Она же осуществляет учет молодых семей, изъявивших желание на участие в подпрограмме, и формирует списки на получение субсидии с планируемом году.
Распоряжением главы Карабашского городского округа ДД.ММ.ГГГГ № семья ФИО1: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – Сергей, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Оказание государственной поддержки молодым семьям для улучшения жилищных условий».
Таким образом семья была включена в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в <адрес> федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, поскольку признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и были соблюдены все условия, предусмотренные п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья…., утвержденных постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая, в том числе и требованиям, предъявляемым к возрасту, и наличию дохода, достаточного для оплаты расчетной средней стоимости жилья в части превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. На этот момент семья ФИО1 не имела в собственности какого-либо жилья и была зарегистрирована по месту жительства в чужой собственности по адресу: <адрес>4. Указанные обстоятельства были подтверждены сторонами в судебном заседании. На момент подачи заявления семья ФИО1 отвечала всем требованиям подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в Карабашском городском округе на 2002-2010 годы, в том числе требованиям о возрасте, поскольку возраст ФИО1 не превышал 35 лет – ФИО1 было 34 года.
ДД.ММ.ГГГГ председателем комиссии по признанию молодых семей и работников бюджетной сферы нуждающимися в улучшении жилищных условий ФИО7 в адрес заявителя ФИО1 направлено уведомление №, о том, что семья заявителя исключена из состава участников подпрограммы в связи с тем, что ФИО1 достигла 36 лет, что противоречит требованиям программы.
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения комиссии по признанию молодых семей и работников бюджетной сферы нуждающимися в улучшении жилищных условий и признании и участниками подпрограмм на территории Карабашского городского округа администрации Карабашского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) об исключении семьи ФИО1 из состава участников подпрограммы издано распоряжение главы города № «Об исключении молодых семей из состава участников подпрограммы «Оказание государственной поддержки молодым семьям для улучшения жилищных условий», в том числе касающееся и семьи ФИО1 (п.2).
Исключая в 2010 году семью ФИО1 из числа участников программы обеспечения жильем, ответчик сослался на достижение возраста одного родителя в неполной семье 36-летнего возраста на день подачи списка молодых семей. Другие основания признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий не изменились, что не оспаривали стороны и в судебном заседании. Указанное основание исключения - достижение одним одного родителя в неполной семье на 1 сентября года, предшествующего планируемому году, 35 лет – указано и в решении жилищной комиссии (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
Как видно из копий предоставленных в суд списков, в сформированные администрацией списки молодых семей, участвующих в подпрограмме, на предоставление субсидий, семья ФИО1 не была включена не только в 2010 году, но и в 2009 году.
Суд находит решение жилищной комиссии об исключении семьи ФИО1 из состава участников подпрограммы незаконным и подлежащим отмене.
Как установлено в судебном заседании, на дату подачи заявления о включении в число участников подпрограммы, возраст ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не превышал 35 лет. Семья отвечала всем условиям и требованиям указанной подпрограммы, была включена в число ее участников. Сторонами не оспаривалось, что на дату формирования списков на 2010 год, до ДД.ММ.ГГГГ, возраст истицы превысил 35 лет.
Указанное обстоятельство не может служить основанием для исключения семьи из состава участников подпрограммы, поскольку их право на участие в этой программе было установлено ранее – решение жилищной комиссии и распоряжением главы города.
Ссылка ответчика о том, что возраст ФИО1 превышал 35 лет на дату формирования списков ДД.ММ.ГГГГ также несостоятельна, поскольку выполнение подпрограммы в отношении истцов ставится в зависимость от размера ее финансирования, что не может признаваться законным. Права и законные интересы истцов не могут зависеть от порядка и размеров финансирования, указанное обстоятельство ставит семью истцов в неравное положение по сравнению с другими молодыми семьями, которых администрация успела внести в список в планируемом году. При этом суд учитывает, что жилищное положение истцов не изменилось, несмотря на достижение одного родителя в неполной семье 36 лет, они также не обеспечены жильем, вынуждены «снимать» жилье вместе с несовершеннолетним ребенком. Предоставленным правом участники подпрограммы не воспользовались не по своей вине.
Кроме того, действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривает такого основания исключения из числа участников подпрограммы как несоответствие требованиям подпрограммы по возрасту на момент формирования списка участников.
Поэтому семья ФИО1 имеет право на получение субсидии в рамках реализации подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. Однако в силу того, что указанная выше программа прекратила свое действие, суд считает необходимым обязать администрацию включить семью ФИО1 в список участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2011-2015 годы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить иск прокурора в интересах семьи ФИО1.
Признать незаконным решение комиссии по признанию молодых семей и работников бюджетной сферы нуждающимися в улучшении жилищных условий администрации Карабашского городского округа <адрес> об исключении из списка участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» семьи Силантьевых: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать администрацию Карабашского городского округа <адрес> восстановить семью Силантьевых: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2011-2015 годы.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья Е.Л.Богачева