Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Карабашский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Е.Л. Богачевой,
при секретаре ФИО8,
с участием помошника прокурора <адрес> ФИО11,
истца ФИО1,
представителя третьего лица ФИО10,
представителя ответчика администрации Карабашского городского округа ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации Карабашского городского округа <адрес> о предоставлении жилья, третьи лица: Управление Федерального казначейства по <адрес>, Министерство финансов <адрес>,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах ФИО1 к администрации Карабашского городского округа (КГО) о предоставлении вне очереди жилого помещения в виде отдельного благоустроенного жилого помещения в <адрес>, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающего санитарным нормам по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>.
Свои требования мотивировал тем, что ФИО1 согласно постановления ФИО2 городского округа № от ДД.ММ.ГГГГг.р. находилась под опекой ФИО6.. ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 18 лет, и по закону в отношении ее опека прекращена. До настоящего времени Администрацией КГО жилое помещение ФИО1 не предоставлено, иного жилья за ФИО1 не зарегистрировано. ФИО1 от предложения комнаты с подселением отказалась, желает получить отдельную квартиру.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по тем же основаниям.
Истец ФИО1 поддержала исковые требования прокурора.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО9 исковые требования не признала, пояснив, что два года назад администрация КГО предлагала ФИО1 комнату с подселением, но она отказалась, пояснив, что будет ждать, когда ей предоставят отдельную квартиру. Администрация КГО предоставить истице отдельную квартиру не имеет возможности.
Третье лицо Министерство финансов <адрес> дело просили рассмотреть в их отсутствие, в отзыве указали, что в соответствии с законодательством РФ и <адрес> дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей однократно обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.
В части обеспечения жилой площадью органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органом, осуществляющим полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при высвобождении жилого помещения муниципального жилищного фонда, приобретенного за счет предоставленных из областного бюджета субвенций и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют данное жилое помещение по договору социального найма той же категории граждан.
Ежегодно <адрес> «Об областном бюджете» на указанные расходы предусмотрены средства в виде субвенций муниципальным образованиям <адрес>, в том числе Карабашскому городскому округу.
Третье лицо <адрес> просили рассмотреть дело в их отсутствие, в отзыве указали, что обязанность предоставить в натуре жилое помещение ФИО1 должна быть возложена на органы местного самоуправления за счет средств областного бюджета, предоставленных местным бюджетам на эти цели.
Предоставление жилого помещения в размере, превышающем установленный пунктом 5 размер общей площади, указанным Порядком не предусмотрено.
В Фонде компенсаций областного бюджета на 2011 год предусмотрены субвенции бюджету Карабашского городского округа на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в сумме 2118,76 тыс. рублей.
<адрес> в соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ принимает нормативные правовые акты о предоставлении субвенций местным бюджетам, предусмотренные законом об областном бюджете. Предоставление субвенций местным бюджетам, не предусмотренных законом о бюджете, является нарушением бюджетного законодательства.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 205-30 «О бюджетном процессе в <адрес>» организует исполнение и исполняет областной бюджет Министерство финансов <адрес>.
Третье лицо Управление Федерального казначейства по <адрес> в судебное заседание не явились, возражений по представленным требованиям не представили.
В связи с надлежащим извещением третьих лиц, суд определил рассмотреть дело без их участия.
Представитель Управления социальной защиты населения <адрес> ФИО10 не возражала против удовлетворения иска, однако просила учесть, что ФИО1 уже предлагали благоустроенное жилье, однако она от него отказалась.
Выслушав мнение участников гражданского судопроизводства, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела и пояснениями сторон, решением суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать истца – ФИО3 лишена родительских прав в отношении детей – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно копии актовой справки отдела ЗАГС Вольского с/с <адрес> в актовой записи о рождении ФИО1 сведения об отце указаны со слов матери.
Постановлением ФИО2 администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО4 и ФИО1 назначена бабушка ФИО6.
По информации Управления социальной защиты населения администрации КГО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о лицах, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жилыми помещениями, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Аза Асланбековна стоит в списке под №15.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Карабашского филиала ОГУП «Обл.ЦТИ» истец в числе собственников недвижимого имущества в <адрес> и <адрес> не значится.
Жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.
Согласно протокола заседания жилищной комиссии истице предложена комната в благоустроенной квартире по <адрес>, от которой истица отказалась отказалась, мотивируя желанием получить отдельную квартиру.
В соответствии со ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) на основании решений органа местного самоуправления.
В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты.
В судебном заседании установлено, что истица не имеет собственного жилья, не имеет закрепленного жилья, следовательно, нуждается в жилом помещении, в настоящее время проживает и зарегистрирована в квартире своего бывшего опекуна по адресу: <адрес>, работает у частных лиц. Поскольку истице исполнилось 18 лет, опека над ней прекращена, следовательно, у нее возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст.8 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения она поставлена в льготную очередь на получение жилья, однако до настоящего времени по закону жилое помещение по договору социального найма ей не было предоставлено.
В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют право на обеспечение жилой площадью.
Положениями статьи 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В то же время ч.2 ст.57 ЖК РФ не ставит реализацию права на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих право на получение жилья вне очереди, от времени постановки на учет, от обеспечения других очередников жилплощадью, а также от включения в список внеочередников.
Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствами субъекта РФ (ст.5 ФЗ РФ №).
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение их жилым помещением за счет средств областного бюджета.
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций из Фонда компенсаций областного бюджета.
Согласно Порядку, утвержденному Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.
Приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при высвобождении жилого помещения муниципального жилищного фонда, приобретенного за счет предоставленных из областного бюджета субвенций и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют данное жилое помещение по договору социального найма той же категории граждан.
Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Карабашского городского округа за счет средств бюджета <адрес>.
Согласно ст. 57 ЖК РФ предоставляемое гражданам жилое помещение по договору социального найма должно находиться в месте их жительства, в границах соответствующего населенного пункта, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органов местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно Постановления Собрания депутатов Карабашского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № с последующими изменениями в <адрес> установлена норма предоставления от 12 до 18 кв.м.
Таким образом, истице должно быть предоставлено жилое помещение размером не менее 12 кв.м., в удовлетворении требований о предоставлении истице во внеочередном порядке отдельного благоустроенного жилья размером не менее 18 кв.м. должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО1 удовлетворить частично.
ФИО7 городского округа <адрес> предоставить ФИО1 Азе Асламбековне вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 12 кв.м. на состав семьи – 1 человек, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда со дня изготовления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Л.Богачева