Решение о предоставлении жилья детям-сиротам



Дело

                        РЕШЕНИЕ

                           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                        <адрес>

Карабашский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Е.Л. Богачевой,

при секретаре ФИО4,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО5,

представителя ответчика администрации Карабашского городского округа ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО3 к администрации Карабашского городского округа <адрес> о предоставлении жилья, третьи лица: Управление Федерального казначейства по <адрес>, Министерство финансов <адрес>, Министерство социальных отношений <адрес>,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах ФИО3 к администрации Карабашского городского округа (КГО) о предоставлении вне очереди жилого помещения в виде благоустроенного жилого помещения в <адрес>, общей площадью от 12 - 18 кв.м., отвечающего санитарным нормам по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>.

Свои требования мотивировал тем, что ФИО3 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. его мать ФИО1 решением Карабашского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 18 лет, и по закону в отношении него опека прекращена. До настоящего времени Администрацией КГО жилое помещение ФИО3 не предоставлено, иного жилья за ФИО3 не зарегистрировано.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по тем же основаниям.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержал иск прокурора.

Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО6 исковые требования прокурора признала и пояснила, что вопрос о предоставлении жилья ФИО3 в настоящее время решается жилищной комиссией.

Третье лицо Министерство финансов <адрес> дело просили рассмотреть в их отсутствие, в отзыве указали, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей однократно обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда по месту выявления и первичного устройства органами местного самоуправления, учет таких детей осуществляется органом опеки и попечительства по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. Ежегодно <адрес> «Об областном бюджете» на указанные расходы предусмотрены средства в виде субвенций муниципальным образованиям <адрес>, в том числе Карабашскому городскому округу.

    Третье лицо Министерство социальных отношений <адрес> просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав в отзыве, что на основании п.1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Прокурором не предоставлено доказательств возникновения права у истца на реализацию мер социальной поддержки.     Дополнительные гарантии прав детей-сирот на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Полномочия по обеспечению жильем данных категорий граждан переданы органам местного самоуправления. Согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО «Об областном бюджете на 2011 год» Карабашскому городскому округу выделена субвенция на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью на 2011 год в размере 2188,76 тыс. рублей.

Третье лицо <адрес> и Управление Федерального казначейства по <адрес> в судебное заседание не явились, возражений по представленным требованиям не представили.

В связи с надлежащим извещением третьих лиц, суд определил рассмотреть дело без их участия.

     Выслушав мнение участников гражданского судопроизводства, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела и пояснениями сторон, решением Карабашского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать истца – ФИО1 лишена родительских прав в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно справки ЗАГСа о рождении ФИО3 сведения об отце ребенка внесены на основании заявления матери.

Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был направлен в детский дом на полное государственное обеспечение. Пунктом 2 данного постановления за несовершеннолетним была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>,6-1, где семья была зарегистрирована.

Постановлением администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен.

Согласно распоряжения главы КГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в <адрес>» и списка детей-сирот ФИО3 стоит в списке на внеочередное предоставление жилья под №84.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> истец в числе собственников недвижимого имущества в <адрес> и <адрес> не значится.

ФИО3 окончил обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище » <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.

В соответствии со ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) на основании решений органа местного самоуправления.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты.

В судебном заседании установлено, что истец не имеет собственного жилья, не имеет закрепленного жилья, следовательно, нуждается в жилом помещении, в настоящее время временно проживает по адресу <адрес>, регистрации по месту жительства не имеет. Поскольку истцу исполнилось 18 лет, опека над ним прекращена, следовательно, у него возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст.8 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения он поставлен в льготную очередь на получение жилья, однако до настоящего времени по закону жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено.

В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют право на обеспечение жилой площадью.

Положениями статьи 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.

Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В то же время ч.2 ст.57 ЖК РФ не ставит реализацию права на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих право на получение жилья вне очереди, от времени постановки на учет, от обеспечения других очередников жилплощадью, а также от включения в список внеочередников.

Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствами субъекта РФ (ст.5 ФЗ РФ ).

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение их жилым помещением за счет средств областного бюджета.

В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций из Фонда компенсаций областного бюджета.

Согласно Порядку, утвержденному Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.

Приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при высвобождении жилого помещения муниципального жилищного фонда, приобретенного за счет предоставленных из областного бюджета субвенций и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют данное жилое помещение по договору социального найма той же категории граждан.

     Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Карабашского городского округа за счет средств бюджета <адрес>.

Согласно ст. 57 ЖК РФ предоставляемое гражданам жилое помещение по договору социального найма должно находиться в месте их жительства, в границах соответствующего населенного пункта, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органов местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно Постановления Собрания депутатов Карабашского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями в <адрес> установлена норма предоставления от 12 до 18 кв.м.

Таким образом, истцу должно быть предоставлено жилое помещение размером не менее 12–18 кв.м., отвечающее санитарным нормам по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО3 удовлетворить.

     ФИО2 городского округа <адрес> предоставить ФИО3 вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 12-18 кв.м. на состав семьи – 1 человек, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда со дня изготовления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                            Е.Л.Богачева