Решение о предоставлении жилья детям-сиротам



Дело

                        РЕШЕНИЕ

                           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                        <адрес>

Карабашский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Е.Л. Богачевой,

при секретаре ФИО5,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО6,

представителя ответчика администрации Карабашского городского округа ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО4 к администрации Карабашского городского округа <адрес> о предоставлении жилья, третьи лица: Управление Федерального казначейства по <адрес>, Министерство финансов <адрес>, Министерство социальных отношений <адрес>,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах ФИО4 к администрации Карабашского городского округа (КГО) о предоставлении вне очереди жилого помещения благоустроенного жилого помещения в <адрес>, общей площадью от 12 - 18 кв.м., отвечающего санитарным нормам по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>.

Свои требования мотивировал тем, что ФИО4 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее мать истца ФИО1 решением Карабашского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав; отец истца ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 18 лет, и по закону в отношении нее опека прекращена. До настоящего времени Администрацией КГО жилое помещение ФИО4 не предоставлено, иного жилья за ФИО4 не зарегистрировано.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по тем же основаниям.

Истец ФИО4 поддержала исковые требования прокурора.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО8 с доводами искового заявления согласилась, однако пояснила, что возможности предоставить жилье в настоящее время не имеется, однако администрация решает вопрос о выделении ФИО1 и ее брату, проживающему в другой области под опекой, квартиры, в которой сейчас проживает ФИО1, эта квартира предоставлялась ее отцу как служебная.

Третье лицо Министерство финансов <адрес> дело просили рассмотреть в их отсутствие, в отзыве указали, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей однократно обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда по месту выявления и первичного устройства. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по социальной поддержке таких детей, учет которых, при отсутствии закрепленного за детьми жилого помещения, осуществляется органом опеки и попечительства по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. Органы местного самоуправления при высвобождении жилого помещения муниципального жилищного фонда, приобретенного за счет предоставленных из областного бюджета субвенций и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют данное жилое помещение по договору социального найма той же категории граждан.

Ежегодно <адрес> «Об областном бюджете» на указанные расходы предусмотрены средства в виде субвенций муниципальным образованиям <адрес>, в том числе Карабашскому городскому округу.

    Третье лицо Министерство социальных отношений <адрес> просили рассмотреть дело в их отсутствии, указав в отзыве, что на основании п.1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Прокурором не предоставлено доказательств возникновения права у истца на реализацию мер социальной поддержки.

    Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Полномочия по обеспечению жильем данных категорий граждан переданы органам местного самоуправления.

Согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО «Об областном бюджете на 2011 год» Карабашскому городскому округу была выделена субвенция на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью на 2011 год в размере 2188,76 тыс. рублей.

Третье лицо <адрес> и Управление Федерального казначейства по <адрес> в судебное заседание не явились, возражений по представленным требованиям не представили.

В связи с надлежащим извещением третьих лиц, суд определил рассмотреть дело без их участия.

     Выслушав мнение участников гражданского судопроизводства, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела и пояснениями сторон, решением Карабашского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать истца – ФИО1 лишена родительских прав в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Отец истца ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ –ИВ ).

Распоряжением главы КГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении несовершеннолетних ФИО1 на полное государственное обеспечение» ФИО4 направлена в детский дом.

Пунктом 3 данного распоряжения за несовершеннолетней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Согласно выписки из ЕГР правообладателем указанной квартиры является администрация КГО.

Распоряжением администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ пункт 3 распоряжения главы города КГО от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении жилья был исключен.

Согласно распоряжения главы КГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в <адрес>» ФИО4 стоит в списке под №80.

ФИО4 окончила обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище » <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> истец в числе собственников недвижимого имущества в <адрес> и <адрес> не значится.

Жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.

В соответствии со ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) на основании решений органа местного самоуправления.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты.

В судебном заседании установлено, что истица не имеет собственного жилья, не имеет закрепленного жилья, следовательно, нуждается в жилом помещении, в настоящее время проживает по адресу <адрес>, имеет регистрацию по месту жительства, но данная квартира находится в муниципальной собственности и является служебным жильем. Поскольку истице исполнилось 18 лет, опека над ней прекращена, следовательно, у нее возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст.8 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения она поставлена в льготную очередь на получение жилья, однако до настоящего времени по закону жилое помещение по договору социального найма ей не было предоставлено.

В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют право на обеспечение жилой площадью.

Положениями статьи 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.

Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В то же время ч.2 ст.57 ЖК РФ не ставит реализацию права на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих право на получение жилья вне очереди, от времени постановки на учет, от обеспечения других очередников жилплощадью, а также от включения в список внеочередников.

Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствами субъекта РФ (ст.5 ФЗ РФ ).

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение их жилым помещением за счет средств областного бюджета.

В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций из Фонда компенсаций областного бюджета.

Согласно Порядку, утвержденному Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.

Приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при высвобождении жилого помещения муниципального жилищного фонда, приобретенного за счет предоставленных из областного бюджета субвенций и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют данное жилое помещение по договору социального найма той же категории граждан.

     Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Карабашского городского округа за счет средств бюджета <адрес>.

Согласно ст. 57 ЖК РФ предоставляемое гражданам жилое помещение по договору социального найма должно находиться в месте их жительства, в границах соответствующего населенного пункта, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органов местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно Постановления Собрания депутатов Карабашского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями в <адрес> установлена норма предоставления от 12 до 18 кв.м.

Таким образом, истице должно быть предоставлено жилое помещение размером не менее 12 –18 кв.м., отвечающее санитарным нормам по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО4 удовлетворить.

     ФИО3 городского округа <адрес> предоставить ФИО4 вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 12 -18 кв.м. на состав семьи – 1 человек, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда со дня изготовления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                            Е.Л.Богачева