Решение о предоставлении жилья детям-сиротам



Дело

                        РЕШЕНИЕ

                           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                        <адрес>

Карабашский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Е.Л. Богачевой,

при секретаре ФИО5,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО6,

представителя ответчика администрации Карабашского городского округа ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО4 к администрации Карабашского городского округа <адрес> о предоставлении жилья, третьи лица: Управление Федерального казначейства по <адрес>, Министерство финансов <адрес>, Министерство социальных отношений <адрес>,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах ФИО4 к администрации Карабашского городского округа (КГО) о предоставлении вне очереди жилого помещения в виде благоустроенного жилого помещения в <адрес>, общей площадью от 12-18 кв.м., отвечающего санитарным нормам по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>.

Свои требования мотивировал тем, что ФИО4 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее отец ФИО1 и мать ФИО2 решением Карабашского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 18 лет, и по закону в отношении ее опека прекращена. До настоящего времени Администрацией КГО жилое помещение ФИО4 не предоставлено, иного жилья за ФИО4 не зарегистрировано.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по тем же основаниям.

Истец ФИО4 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в своем заявлении поддержала исковые требования прокурора в полном объеме, пояснив, что в настоящее время администрацией КГО ей предоставлено благоустроенное жилье площадью 18 кв.м. Суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО7 исковые требования признала, пояснив, что истец ФИО4 обеспечена жилой площадью, отвечающей санитарным нормам.

Третье лицо Министерство финансов <адрес> дело просили рассмотреть в их отсутствие, в отзыве указали, что в соответствии с законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей однократно обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда по месту выявления и первичного устройства. Учет таких детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органом опеки и попечительства по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. Приобретается жилье в собственность муниципального образования. Ежегодно <адрес> «Об областном бюджете» на указанные расходы предусмотрены средства в виде субвенций муниципальным образованиям <адрес>, в том числе Карабашскому городскому округу.

    Третье лицо Министерство социальных отношений <адрес> просили рассмотреть дело в их отсутствие, в своем отзыве указали, что на основании п.1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «о дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» такие дети, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Прокурором не предоставлено доказательств возникло ли в настоящее время право у истца на реализацию мер социальной поддержки. Указанные дополнительные гарантии прав детей-сирот на жилое помещение относится к расходным обязательствам субъектов РФ. На территории <адрес> в соответствии с п. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждений, причитающимся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семьи» такие дети, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются местным самоуправлением жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.

Согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО «Об областном бюджете на 2011 год» Карабашскому городскому округу была выделена субвенция на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью на 2011 год в размере 2188,76 тыс. рублей.

Третье лицо <адрес> и Управление Федерального казначейства по <адрес> в судебное заседание не явились, возражений по представленным требованиям не представили.

В связи с надлежащим извещением третьих лиц, суд определил рассмотреть дело без их участия.

     Выслушав мнение участников гражданского судопроизводства, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела и пояснениями сторон, решением Карабашского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец истца – ФИО1 и мать ФИО2 лишены родительских прав в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Распоряжением главы КГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении попечительства над несовершеннолетней ФИО4» ФИО4 назначен опекун ФИО8 Пунктом 2 данного распоряжения за несовершеннолетней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> Урала,94-1.

Распоряжением администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ пункт 2 распоряжения главы города КГО от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении жилья отменен.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Карабашского филиала ОГУП «Обл.ЦТИ» истец в числе собственников недвижимого имущества в <адрес> и <адрес> не значится.

ФИО4 окончила обучение в ГОУ СПО «Миасский педагогический колледж» ДД.ММ.ГГГГ

Согласно распоряжения администрации КГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении жилого помещения» ФИО4 предоставлена комната в <адрес>.19 по <адрес> в <адрес>. С ФИО4 заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , совместно с истцом (нанимателем жилого помещения) проживает ее сын ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

В соответствии со ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) на основании решений органа местного самоуправления.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты.

В судебном заседании установлено, что истица проживала в <адрес> во временном жилье, закрепленного за ней жилья не имела, не имела жилья и в собственности, ей исполнилось 18 лет, опека над ней прекращена, она окончила учебное заведение, в настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу <адрес>30 (комната 1) – в благоустроенном жилье, предоставленном администрацией во исполнение законодательства о детях-сиротах. Таким образом, у нее имелось право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст.8 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения она была поставлена и стояла в льготной очереди на получение жилья. На момент обращения прокурора с иском в суд жилье по договору социального найма ей не было предоставлено.

В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют право на обеспечение жилой площадью.

Положениями статьи 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.

Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В то же время ч.2 ст.57 ЖК РФ не ставит реализацию права на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих право на получение жилья вне очереди, от времени постановки на учет, от обеспечения других очередников жилплощадью, а также от включения в список внеочередников.

Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствами субъекта РФ (ст.5 ФЗ РФ ).

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение их жилым помещением за счет средств областного бюджета.

В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций из Фонда компенсаций областного бюджета.

Согласно Порядку, утвержденному Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.

Приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при высвобождении жилого помещения муниципального жилищного фонда, приобретенного за счет предоставленных из областного бюджета субвенций и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют данное жилое помещение по договору социального найма той же категории граждан.

     Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, обязанность по обеспечению истца жилым помещением возлагается на Администрацию Карабашского городского округа за счет средств бюджета <адрес>.

Согласно ст. 57 ЖК РФ предоставляемое гражданам жилое помещение по договору социального найма должно находиться в месте их жительства, в границах соответствующего населенного пункта, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органов местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно Постановления Собрания депутатов Карабашского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями в <адрес> установлена норма предоставления от 12 до 18 кв.м.

Таким образом, истица имеет право на предоставление жилого помещения размером не менее 12–18 кв.м., отвечающего санитарным нормам по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО4 удовлетворить.

     ФИО3 городского округа <адрес> предоставить ФИО4 вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 12-18 кв.м. на состав семьи – 1 человек, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда со дня изготовления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                            Е.Л.Богачева