Дело №2-5/2011 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Карабашский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи ФИО2ёвой,
при секретарях ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
с участием Челябинского природоохранного прокурора ФИО5,
представителя истца администрации КГО ФИО8,
представителей ответчика ФИО6, ФИО7,
гражданское дело по иску Челябинского природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и прав неопределенного круга лиц к ЗАО «Карабашмедь» о признания бездействий незаконным, понуждении к исполнению обязанностей, приостановлению производственной деятельности, истцы: ФИО1 по <адрес>, Администрация Карабашского городского округа (КГО), ФИО1 Роспотребнадзора по <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Челябинский природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ЗАО «Карабашмедь» о признании незаконным действий ЗАО «Карабашмедь» по осуществлению модернизации металлургического оборудования и производственного процесса, неприменению ресурсосберегающих, наилучших существующих технологий металлургического передела черновой меди, не осуществлению природоохранных проектов по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха выбросами диоксида серы и других опасных загрязняющих веществ, о понуждении провести модернизацию металлургического оборудования и производственного процесса, применить ресурсосберегающие наилучшие существующие технологии металлургического передела черновой меди, разработать и осуществить указанный природоохранный проект по прекращению загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха выбросами диоксида серы и других опасных загрязняющих веществ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о приостановления производственной деятельности ЗАО «Карабашмедь» по металлургическому переделу черной меди.
В уточненном исковом заявлении прокурор просил признать незаконным бездействие ЗАО «Карабашмедь» по осуществлению модернизации металлургического оборудования и производственного процесса, неприменению ресурсосберегающих, наилучших существующих технологий металлургического передела черновой меди, не осуществлению природоохранных проектов по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха выбросами диоксида серы и других опасных загрязняющих веществ; понудить ответчика провести модернизацию металлургического оборудования и производственного процесса в срок до ДД.ММ.ГГГГ, приостановить деятельность ЗАО по металлургическому переделу черновой меди до выполнения указанных мероприятий.
В обоснование иска прокурор указал, что ЗАО «Карабашмедь» эксплуатируется с 1998 года, выбрасывает в атмосферу 19627,5029 т/год загрязняющих веществ 37 наименований из 75 источников, 40 из которых организованные. 8 источников оснащены установками очистки газа. 98% выбросов в атмосферный воздух составляет диоксид серы – 19542,0139 т/год, выброс которого Предприятие по согласованному плану контролирует 1 раз в год на источнике и 1 раз в 5 лет по серной кислоте. В нарушение экологических требований ЗАО «Карабашмедь» не обеспечило в процессе эксплуатации металлургического оборудования модернизацию производственного процесса. Реализацию природоохранных проектов по выполнению мероприятий по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды выбросами опасных загрязняющих веществ, применению ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий металлургического передела черновой меди, в целях недопущения выброса в атмосферный воздух опасных химических загрязняющих веществ диоксида серы, тяжелых металлов. План природоохранных мероприятий предприятия составлен ДД.ММ.ГГГГ Надлежащим образом не утверждён. Содержит перечень общих мероприятий, не отражающих исполнение экологических требований по реализации природоохранных проектов - внедрения наилучших существующих технологий металлургического передала, пылегазоочистки отходящих газов, и недопущения загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами.
В 2009-10 г.г. предприятие при увеличении объёма производства меди не обеспечило гигиенические и требования нормативно-технической документации при эксплуатации металлургического и пылегазоочистного оборудования.
В рабочей зоне плавильного отделения предприятия концентрации свинца и диоксида серы превышали предельно допустимые: на площадке миксера до 0,31 мг/м.куб. (норма 00,5 мг/м.куб) и 13,35 (норма 10,0 мг/м.куб) соответственно, на площадке фурм до 1,29 мг/м.куб. (норма 00,5 мг/м.куб) и 160,20 (норма 10,0 мг/м.куб) соответственно, на площадке желоба до 0,93 мг/м.куб. (норма 00,5 мг/м.куб) и 160,20 (норма 10,0 мг/м.куб) соответственно.
Согласно отчета по форме 2-тп воздух за 2009 г. допущено превышение выбросов кадмия, свинца и его соединений в 1,2 раза, оксиду азота в 1,5 раза.
В январе, феврале 2011г. ЗАО «Карабашмедь» эксплуатировало одновременно три конвертора, что не допускается Проектом ПДВ. Систематически превышало установленные нормативы предельно допустимых выбросов веществ в атмосферу.
27 и ДД.ММ.ГГГГ в 1,4 раза превышен выброс углерода оксида. ДД.ММ.ГГГГ превышены нормативы выброса мышьяка в 6,4 раза, серы диоксида в 2 раза. Эффективность работы установок по очистке отходящих газов конверторов №1 и №2 составляла 75 %, конвертора №3 — 63%. По паспорту НЦ 1Ю2820/2 эффективность очистка должна составлять до 85%. Рукавный фильтр ФРИК-5200 работал ниже проектной проектного показателя. ДД.ММ.ГГГГ газоход печи Аусмелт имел повреждение, через которое выбрасывался неочищенный газ. В газоходе после рукавного фильтра имелась металлургическая пыль, что способствовало сверхнормативному выбросу тяжёлых металлов.
Приказами Уральского ФИО1 Ростехнадзора действие разрешения на выброс загрязняющих веществ ЗАО «Карабашмедь» приостанавливалось с 21.06. по ДД.ММ.ГГГГ
Кроме этого, ЗАО «Карабашмедь» до настоящего времени не обустроило в соответствии с проектными решениями санитарно-защитную зону предприятия, на территории которой в <адрес> расположено 79 жилых домов, проживают 648 человек, располагаются два общеобразовательных учреждения.
Неисполнение ЗАО «Карабашмедь» экологических, гигиенических и нормативно-технических требований при производстве меди, сопровождающемся непрерывными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нарушает интересы Российской Федерации -конституционные и законоположения об охране и рациональном использовании природных ресурсов, обеспечении природопользователями экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности и недопущения загрязнения окружающей среды, а также права жителей <адрес> на благоприятные окружающую среду и условия жизнедеятельности.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования и отказался от требования в части приостановления производственной деятельности ЗАО «Карабашмедь» по металлургическому переделу черной меди.
Представитель истца ФИО1 по <адрес> в судебное заседание не явился, в представленном мнении исковые требования прокурора поддержал, просил предоставить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения нарушений, выявленных в ходе работы ЗАО «Карабашмедь». В предыдущем судебном заседании представитель ФИО1 С.В. поддержал исковые требования прокурора в части понуждения ответчика провести модернизацию металлургического оборудования и производственного процесса, пояснив, что по проверкам деятельности ЗАО в июне, июле 2010г. нарушений требований законодательства не выявлено. По выявленным ранее нарушениям предприятию дан срок для устранения до января 2015г.
В отзыве на уточненные исковые требования Территориальный отдел ФИО1 федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> и <адрес> указал, что проверкой на ЗАО «Карабашмедь» установлено, что на предприятии при эксплуатации металлургического оборудования не выполняются экологические и гигиенические требования. В соответствии с томом ПДВ контроль качества атмосферного воздуха проводится на стационарном посту № 1. На стационарном посту № 1 проводятся исследования на следующие загрязняющие вещества: сера диоксид, мышьяк, неорганические соединения, свинец и его неорганические соединения, меди оксид, цинка оксид, азота оксид, пыль; на автоматическом посту проводятся исследования на серу диоксид и пыль. По данным центральной лаборатории предприятия в 2009 году выполнено 2962 исследования атмосферного воздуха, из них в 3-х пробах выявлено превышение ПДК. Превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе жилой застройки является нарушением пункта 2.2. СанПиНа 1.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Валовой выброс загрязняющих веществ в 2009 году ниже установленных предельно допустимых выбросов по всем веществам, кроме кадмия оксида, свинца и его неорганических соединений. В 2009 году кадмия оксида выброшено в атмосферу 0,083 тонны, установленный предельно допустимый выброс 0,072 тонн; свинца и его неорганических соединений - 5,161 тонны, установленный предельно допустимый выброс 4,2698 тонн (Форма № 2 - тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2009 год). В 2009 году произошло увеличение объёма валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух по сравнению с 2008 годом на 6460,668 тонн. В 2009 году предприятие увеличило объем производства черновой меди, в результате большей переработки сырья увеличились выбросы по следующим загрязняющим веществам: железа оксид на 3,864 тонн, кадмия оксид на 0,031 тонн, меди оксид на 2,179 тонны, свинец и его неорганические соединения на 1,846 тонны, цинк оксид на 2,073 тонны, азота оксид на 1,008 тонны, мышьяк и его соединения на 0,072 тонны, серы диоксид на 4621,942 тонны, углерода оксид на 1829,410 тонны.
Представитель администрации КГО ФИО8 оставили решение вопроса по 1 и 2 пункту исковых требований по признанию незаконным бездействия, обязывании провести модернизацию металлургического производства, на усмотрение суда. По приостановлению производства считала исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что ЗАО является градообразующим предприятием, закрытие предприятия вызовет массовую безработицу. Кроме того, просила учесть, что предприятие взаимодействует с администрацией КГО, предоставляет путевки в санаторий-профилакторий «Синегорье», приобретает для городской больницы медикаменты, занимается строительством домов на территории города, решает вопросы переселения граждан из санитарно-защитной зоны.
Представители ответчика иск не признали, пояснив, что предприятие работает в соответствии с разрешительной документацией, предусмотренной законодательством. Нормы выбросов не нарушены, что подтверждается актом проверки №158 ФИО1. По результатам проверок в июне и в июле 2010 г. нарушений требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности не было выявлено. Срок модернизации установлен до 2015 года планом природоохранных мероприятий ЗАО «Карабашмедь».
Выслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды; обеспечения индивидуального подхода к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и других.
В соответствии со ст.22 того же Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.64 этого же Закона контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.67 этого же Закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п.5 ст.14 того же Закона при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.16 того же Закона при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
В соответствии со ст.23 этого же Закона в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
Согласно ст.25 того же Закона производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В соответствии со ст.30 этого же Закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Как установлено судом, основным видом экономической деятельности ответчика ЗАО «Карабашмедь» является производство черновой меди, кроме того, оно осуществляет производство серной кислоты, переработку драгоценных металлов, а также иные виды деятельности, указанные в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно Разрешению №Ч-2148 от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, ЗАО «Карабашмедь» разрешено в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. К данному разрешению имеется приложение в виде перечня и количества вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Перечень содержит 47 наименований вредных веществ.
Исходя из данных, изложенных в указанном перечне, ежегодно ЗАО «Карабашмедь» с 2010-2015 г. разрешено выбрасывать в атмосферу не более 202,0174 т/год.
Предприятие работает в соответствии с Рабочим проектом по установке плавильных печей фирмы «AUSMELT» взамен шахтных печей, прошедшем государственную экологическую экспертизу – Приказ №358 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы».
Соответствие работы предприятия нормативно-правовым актам подтверждает:
Акт проверки ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ФИО1) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №158 - стр.5, стр.8, согласно которому по представленным ЗАО «Карабашмедь» и имеющимися в ФИО1 документами, относящимися к предмету данной проверки, нарушений не выявлено;
Письмо Руководителя ФИО1 по <адрес> №3546 от ДД.ММ.ГГГГ на имя Заместителя руководителя Уральского ФИО1 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в котором указано, что при проверке установлено, что представленные ЗАО «Карабашмедь» материалы свидетельствуют, что нарушения устранены и ранее направленные предписания выполнены.
ФИО1 в адрес ЗАО «Карабашмедь» вынесено ДД.ММ.ГГГГ два предписания об устранении нарушений законодательства.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №223 ФИО1 проведена проверка по соблюдению требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
По итогам данной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №223/231, в котором отражено, что при эксплуатации технологического оборудования на ЗАО «Карабашмедь» в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества; основными источниками образования загрязняющих веществ и выброса их в атмосферный воздух на предприятии является печь Аусмелт и конвертора №№1-3. Действие разрешения на выбросы на момент проверки было приостановлено приказом Уральского ФИО1 Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №217.
ДД.ММ.ГГГГ на ЗАО был наложен административный штраф за превышение на источнике № 0202 установленных нормативов по диоксиду серы в 2 раза и выброс неочищенного газа в атмосферный воздух из прогоревшего отверстия на газоходе, по которому образующие при эксплуатации медеплавильного комплекса «Аусмелт» газы, поступают на газоочистку.
Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ЗАО «Карабашмедь» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в связи с тем, что в ходе проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Указанные обстоятельства подтверждают, что ответчиком нарушались требования по выбросу загрязняющих веществ. Причиной этого явился ненадлежащий производственный экологический контроль за выбросами со стороны ЗАО «Карабашмедь».
Однако, в судебном заседании установлено, что с 2000 г. ЗАО «Карабашмедь» проводит поэтапную реконструкцию предприятия и модернизацию производства в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами.
В 2000 году начато строительство Комплекса по утилизации серы отходящих газов медеплавильного производства, необходимого в целях полного прекращения выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу и их утилизации в виде товарных продуктов. Комплексы установки очистки конвертерных газов введены в эксплуатацию в 2004, 2005 и 2006 гг.
В 2001 году введены в действие кислородная установка короткоцикловой адсорбции германской фирмы «Линде» по производству 5 000 нм3/ч, не имеющая аналогов в России, и насосная станция на озере Богородском с системами водоснабжения стоимостью около 246,6 млн.рублей, что позволило увеличить объемы производства без увеличения объемов выбросов и, кроме того, отказаться от использования питьевой воды на технические цели. Вторая кислородная станция по этой же технологии построена в 2005 году.
В апреле 2003 г. введено в эксплуатацию промывное отделение фирмы «Болиден» (Швеция), предназначенное для мокрой очистки отходящих газов, обеспечивающее инфраструктуру всего комплекса в целом. Эта установка обеспечивала высокую степень очистки газов шахтной плавки от пыли, содержащей медь, цинк, свинец, мышьяк (97-99,9%). Затраты на строительство второго комплекса составили 407,0 млн. рублей. Для уменьшения объема конвертерных газов и устранения неорганизованных выбросов установлены газоплотные напыльники с циклонами испарительного охлаждения, проведена реконструкция газоходных систем конвертеров и шахтных печей.
В августе 2003 года построен и введен в эксплуатацию первый этап системы оборотного водоснабжения шахтных печей, в результате чего прекращен сброс 9 млн. куб. м промышленных сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, в Карабашский пруд.
В течение 2002-2003гг. предприятием проведена работа по выбору технологии металлургического передела. В 2004 г. в <адрес> для улучшения экологической обстановки в <адрес> (утилизация 98% влажных газов серной кислоты), для технического перевооружения предприятия и увеличения выпуска продукции разработан проект установки плавильных печей фирмы «AUSMELT» взамен шахтных печей. Энерготехнологический комплекс компании «Аусмелт» (Австралия) был введен в эксплуатацию в 2006 году.
В 2004 году введена в действие сернокислотная установка фирмы «Хальдор Топсе» (Дания) для обессеривания отходящих газов медеплавильного производства с получением серной кислоты, также не имеющая аналогов в России и крупнейшая в мире по этой технологии, что в значительной степени повлияло на природоохранный эффект.
В 2005 г. введен в действие комплекс очистки технологических газов от пыли на базе рукавного фильтра ФРИК 5200 треста «Цветметгазоочистка» (<адрес>), что понизило уровень выбросов твердых веществ в атмосферу, при достижении нормативов предельно допустимых выбросов по свинцу.
Из проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработанного в 2009 году, видно, что в 2009 году предприятие ЗАО «Карабашмедь» выполнило ряд природоохранных мероприятий: очистили Карабашский пруд от гранулированного шлака, при этом вывезено 6200т. гранулированного шлака, затраты на выполнение работы составили 285 000 руб.; перекрыли все имеющиеся стоки с заводской площадки в Карабашский пруд и Рыжий ручей, выполнили аудит и получили положительное заключение на отсутствие стоков с площадки предприятия, затраты составили – 156,75 тыс.рублей; заключили договор на проектирование, изготовление и монтаж газоохладителя печи «Аусмелт» (котел-утилизатор) с ОАО «УралТЭК», выполнив работы на 71,5млн.руб, выполнено полностью проектирование газоохладителя за печью «Аусмелт», что позволило увеличить производство пара из вторичных энергоресурсов, снизить расходы природного газа, уменьшить пылевынос; заключили договор с институтом «Гипроникель» на выполнение предпроектной проработки (ТЭР) «Модернизация ЗАО «Карабашмедь», институтом выполнена предпроектная проработка основных технических решений по увеличению мощности ЗАО «Карабашмедь» до 120 тыс.т. анодной меди в год с учетом природоохранных мероприятий по обеспечению установленных нормативов выбросов и стоков, затраты составили 2,9 млн. руб.
В 2010 году институтом «Гипроникель» <адрес> по заказу ЗАО «Карабашмедь» выполнены технико-экономические расчеты реконструкции химико-металлургического производства, затраты составили 9 440 тыс.руб.; произведен подбор новых износостойких материал и заменены рукава на рукавном фильтре ФРИК-5200, поставлены и установлены новые фильтровальные рукава из волокна полифениленсульфида (РФС) производства «Албарри Канада Лимитед», затраты составили - 7 578, 5 тыс. руб.; установлено новое газоулавливающее оборудование после основного металлургического агрегата - печи Аусмелт, изготовлена и смонтирована вторая часть газоохладителя, затраты составили 46 124 тыс. руб.; увеличена периодичность инструментального контроля за выбросами загрязняющих веществ на источнике, в связи с этим усилен контроль за выбросами пылевых составляющих на источнике № 0015 (точка замера после рукавных фильтров); проведены переговоры с иностранными поставщиками по поводу поставок технологического оборудования для последующего выполнения проекта и монтажа второго сернокислотного комплекса.
Как поясняла в судебном заседании представитель ответчика ФИО9 технологии в металлургическом производстве ЗАО «Карабашмедь» разработаны по методам мировых технологий. Проекты прошли все стадии контроля. Имеется заключение санитарно-эпидимиологической станции. В настоящее время планируется строительство нового сернокислотного цеха с более высоким уровнем очистки газов, что также позволит снизить негативное влияние предприятия на атмосферный воздух.
Осуществление процесса модернизации на предприятии ЗАО «Карабашмедь» подтверждается показаниями свидетеля ФИО10, о том, что производство меди осуществляется пирометаллургическим способом. На заводе используется один из передовых способов производства с помощью комплекса «Аусмелт». Данный комплекс был установлен в 2006 году взамен шахтным печам, в 2004 году построен сернокислотный цех, утилизирующий сернистый ангидрид, который выделяется в процессе горения и плавки металла. В настоящее время есть программа, согласования с природоохранным органом <адрес> до 2017 г., есть разрешение на размещение отходов. В 2014 г. на заводе планируется открытие нового сернокислотного цеха. Решаются проблемы по снижению образования серного ангидрида с помощью увеличения подачи кислорода. ЗАО «Карабашмедь» находится на одном уровне с одним из лучших в мире проектно-исследовательских институтов. Работа на предприятии поставлена в соответствие с утвержденными нормами и разрешениями. Улавливание выбросов происходит на 99 %.
Показания свидетеля ФИО10 подтверждаются планом природоохранных мероприятий ЗАО «Карабашмедь» на 2010-2017гг., из которого следует, что предприятием запланирована модернизация различных сфер производства, в том числе и тех, которые непосредственно влияют на экологию. Так, в 2012г. запланирован ввод в эксплуатацию роторной печи-отстойника фирмы «Куммера», что позволит снизить неорганизованные выбросы на рабочих местах; в 2012-2016гг. запланирована реконструкция металлургического производства, которая по планам принесет экологический эффект, стабилизирует газовые потоки, оптимизирует работу серно-кислотного цеха, улучшит условия труда; в 2011-2015гг. запланировано строительство второго серно-кислотного цеха, что позволит полностью утилизировать сернистый ангидрид.
В 2002-2003гг. ЗАО «Карабашмедь» разработан проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ), в соответствии с которым установлены границы санитарно-защитной зоны на территории <адрес>, санитарные нормы предоставляемой жилой площади. Во исполнение указанного проекта утверждены списки граждан, подлежащие переселению из СЗЗ. В настоящее время эти списки уточняются, 18 семей переселены в благоустроенные квартиры, расположенные в построенном с привлечением средств ЗАО благоустроенном многоквартирном жилом доме, что подтверждено копиями свидетельств о государственной регистрации права.
В соответствии с договором о социальном партнерстве от ДД.ММ.ГГГГ на перио<адрес>гг. ЗАО «Карабашмедь» запланировано финансирование углубленного медицинского обследования детей, оздоровление детей в лагере, обеспечение путевками в санаторий-профилакторий, обеспечение граждан лекарственными препаратами для профилактики и лечения хронических заболеваний, а также в случае выбросов, приобретение медицинского оборудования для роддома, снос аварийных зданий, капитальный ремонт дороги, строительство детсада, ФОКа и т.д. Указанные мероприятия не только запланированы, но и часть из них выполняется, что подтверждено в суде пояснениями представителя администрации.
Как видно из заключения о соблюдении ЗАО «Карабашмедь» требований природоохранного законодательства, проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для ЗАО «Карабашмедь» разработан в 2009г. ООО Проектная компания «КАМПО» <адрес> и утвержден Уральским ФИО1 Ростехнадзора со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (письмо Уральского ФИО1 Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № 26-05-10/05-1913/н).
Согласно утвержденного проекта нормативов ПДВ, ЗАО «Карабашмедь» имеет 75 источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу, из них 40 организованных, один из которых законсервирован, 35 неорганизованных. Из 40 организованных источников выбросов 8 оснащены установками очистки газа (УОГ). В выбросах предприятия присутствуют загрязняющие вещества 37 наименований. Суммарный валовый выброс вредных веществ в атмосферу составляет 19627,5029 т/год, в том числе твердых - 85,4890 т/год, жидких и газообразных - 19542,0139 т/год. Наибольший вклад в загрязнение атмосферы дают выбросы диоксида серы 19360,3731 т/год, составляющие 98,6 % от суммарного валового выброса. Основным источником выделения диоксида серы является медеплавильное производство. Предприятием достигнуты утвержденные нормативы ПДВ на всех источниках выбросов и по всем загрязняющим веществам. Основными источниками образования загрязняющих веществ и выброса их в атмосферный воздух на предприятии являются печь Аусмелт и конвертера №№ 1-3. Предприятие имеет разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух № 4-2148, выданное Уральским ФИО1 Ростехнадзора, действие которого приостанавливалось лишь временно.
Согласно протоколов о результатах количественного химического анализа проб промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и соответствующих отчетов о соблюдении установленных нормативов ПДВ, проведенных Филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по <адрес> (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования), фактически выбросы загрязняющих веществ от источника выброса (конвертер № 2 и № 3) не превышают установленных нормативов ПДВ.
Заключение о соблюдении ЗАО требований природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, подписанное ФИО11, свидетельствует, что превышений утвержденных нормативов выбросов в атмосферный воздух в 1 квартале 2011г. не выявлено. Согласно журнала учета стационарного источника загрязнения 0015 и его характеристики за 2011 г. результаты проведенных измерений показали, что выбросы диоксида серы по сравнению с утвержденными нормативами снизились от 32,9 до 37,8%, а по свинцу и его соединениям – от 61,2 до 72,8%. Аналогичное снижение выбросов диоксида серы наблюдается по источнику загрязнения № 0202.
Согласно акта проверки ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного старшим госинспектором по охране природы <адрес> ФИО11, нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, не выявлено; предписание № 82/В-1 от ДД.ММ.ГГГГ выполнено.
Отмеченное ФИО11 в заключении о соблюдении ЗАО требований природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ несоответствие фактических параметров установок очистки газов проектным принято к сведению ЗАО, которым принимаются меры к устранению указанного несоответствия, что подтверждается письмом Директора ООО «Цветметгазоочистка» от ДД.ММ.ГГГГ о работе рукавных фильтров.
Оценив все представленные суду доказательства в их совокупности, суд считает, что в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ прокурор и истцы не опровергли, а ответчик доказал отсутствие бездействия по модернизации металлургического оборудования и производственного процесса, по неприменению ресурсосберегающих, наилучших существующих технологий металлургического передела черновой меди, по не осуществлению природоохранных проектов по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха выбросами диоксида серы и других опасных загрязняющих веществ.
Суд также учитывает, что требование по модернизации оборудования не уточнено, из искового заявления не ясно, какой именно проект должно составить предприятие, какие наилучшие доступные технологии должно применить. Довод ответчиков о том, что предприятие ЗАО «Карабашмедь» работает по проекту наилучших мировых технологических институтов, не опровергнут. Запланированные мероприятия, направленные в конечном итоге и на улучшение экологической обстановки, охрану атмосферного воздуха и окружающей среды, предприятием выполняются в установленные сроки, согласно плана, до 2017 года, поэтому также не имеется оснований понуждать ответчика совершить указанные истцом действия в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку доказательств возможности выполнения предъявленных требований в указанные сроки, в нарушение ст.56 ГПК РФ, в суд не представлено.
В связи с этим основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Челябинского природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и прав неопределенного круга лиц, ФИО1 по <адрес>, Администрация Карабашского городского округа к ЗАО «Карабашмедь» о признании бездействия ЗАО «Карабашмедь» по осуществлению модернизации металлургического оборудования и производственного процесса, не применению ресурсосберегающих, наилучших существующих технологий металлургического передела черновой меди, не осуществлению природоохранных проектов по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среду, атмосферного воздуха выбросами диоксида серы и других опасных загрязняющих веществ, о понуждении провести модернизацию металлургического оборудования и производственного процесса, применить ресурсосберегающие наилучше существующие технологии металлургического передела черновой меди, разработать и осуществить указанный природоохранный проект по прекращению загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха выбросами диоксида серы и других опасных загрязняющих веществ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда с подачей жалобы через Карабашский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья ФИО2ёва