Дело № 2-214/2011 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Карабашский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Е.Л. Богачевой,
при секретаре ФИО10,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО11,
истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО7 городского округа ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО5 к ФИО7 городского округа <адрес> о предоставлении жилья, третьи лица: Управление Федерального казначейства по <адрес>, Министерство финансов <адрес>,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах ФИО5 к ФИО7 городского округа (КГО) о предоставлении вне очереди жилого помещения в виде отдельного благоустроенного жилого помещения в <адрес>, общей площадью от 12 до 18 кв.м., отвечающего санитарным нормам по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>.
Свои требования мотивировал тем, что ФИО5 согласно постановления Главы <адрес> № 48 от ДД.ММ.ГГГГ находилась под опекой ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 18 лет, и по закону в отношении нее опека прекращена. До настоящего времени ФИО8 КГО жилое помещение ФИО5 не предоставлено, иного жилья за ФИО5 не зарегистрировано.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по тем же основаниям.
Истец ФИО5 согласилась с требованиями прокурора и просила предоставить ей отдельную благоустроенную квартиру.
Представитель ответчика ФИО8 <адрес> ФИО12 пояснила, что в феврале 2010 г. ФИО8 КГО предлагала ФИО5 комнату с подселением, но она отказалась в связи с отдаленностью от школы и детского сада, ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии рассмотрен вопрос о предоставлении жилья и принято решение о выделении ФИО5 и ее брату ФИО14 по одной комнате в <адрес>.16 по <адрес>, т.е. практически брату и сестре выделена отдельная благоустроенная квартира.
Третье лицо Министерство финансов <адрес> дело просили рассмотреть в их отсутствие, в отзыве указали, что в соответствии с законодательством РФ и <адрес> дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей однократно обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.
В части обеспечения жилой площадью органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органом, осуществляющим полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при высвобождении жилого помещения муниципального жилищного фонда, приобретенного за счет предоставленных из областного бюджета субвенций и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют данное жилое помещение по договору социального найма той же категории граждан.
Ежегодно <адрес> «Об областном бюджете» на указанные расходы предусмотрены средства в виде субвенций муниципальным образованиям <адрес>, в том числе ФИО9 городскому округу.
Третьи лица <адрес> и Управление Федерального казначейства по <адрес> в судебное заседание не явились, возражений по представленным требованиям не представили.
В связи с надлежащим извещением третьих лиц, суд определил рассмотреть дело без их участия.
Выслушав мнение участников гражданского судопроизводства, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела и пояснениями сторон, родителями ФИО5 являются ФИО2 и ФИО3 (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ II-ИВ 588856). Согласно свидетельств о смерти - отец ФИО5 - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ; мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы <адрес> №48 от ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО5 назначена ФИО4.
За несовершеннолетней ФИО5 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>2.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> истец в числе собственников недвижимого имущества в ФИО9 городском округе не значится.
По информации ФИО8 КГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 стоит в списке под №41.
Жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.
В соответствии со ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) на основании решений органа местного самоуправления.
В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты.
В судебном заседании установлено, что ФИО5 не имеет собственного жилья. Закрепленное жилье по <адрес>2, снесено в 2009 году.
Следовательно, ФИО5 нуждается в жилом помещении, в настоящее время проживает на съемной чужой площади. Поскольку ФИО5 исполнилось 18 лет, опека над ней прекращена, следовательно, у нее возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст.8 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения она поставлена в льготную очередь на получение жилья, однако до настоящего времени по закону жилое помещение по договору социального найма ей не было предоставлено.
В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют право на обеспечение жилой площадью.
Положениями статьи 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право указанных категорий граждан на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилье предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. В то же время ч.2 ст.57 ЖК РФ не ставит реализацию права на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих право на получение жилья вне очереди, от времени постановки на учет, от обеспечения других очередников жилплощадью, а также от включения в список внеочередников.
Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствами субъекта РФ (ст.5 ФЗ РФ № 159).
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 212-30 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение их жилым помещением за счет средств областного бюджета.
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций из Фонда компенсаций областного бюджета.
Согласно Порядку, утвержденному Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 273 «Об утверждении Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма», дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.
Приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при высвобождении жилого помещения муниципального жилищного фонда, приобретенного за счет предоставленных из областного бюджета субвенций и переданного детям-сиротам по договору социального найма, перераспределяют данное жилое помещение по договору социального найма той же категории граждан.
Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на ФИО7 городского округа за счет средств бюджета <адрес>.
Согласно ст. 57 ЖК РФ предоставляемое гражданам жилое помещение по договору социального найма должно находиться в месте их жительства, в границах соответствующего населенного пункта, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органов местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно Постановления Собрания депутатов ФИО9 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № 8 с последующими изменениями в <адрес> установлена норма предоставления от 12 до 18 кв.м.
Таким образом, истице должно быть предоставлено жилое помещение размером не менее 12 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО5 удовлетворить.
ФИО6 городского округа <адрес> предоставить ФИО5 вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 12 кв.м. на состав семьи – 1 человек, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда со дня изготовления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись)
Копия верна:
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.Л.Богачева