Решение о предоставлении жилья



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

ДД.ММ.ГГГГ

Карабашский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Е.Л. Богачевой,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО4,

гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к АдминистрацииКарабашскогогородскогоокруга <адрес> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1, действующая в своих интересах и интересах ФИО2, обратилась в суд к Администрации <адрес> о понуждении ответчика заключить с ФИО2 договор социального найма муниципального благоустроенного жилья.

В последующем ФИО1 уточнила исковые требования и просила обязать администрацию предоставить ей и ее дочери вне очереди жилое помещение в виде отдельной, благоустроенной квартиры, общей площадью не менее 42 кв.м., соответствующей санитарным и техническим требованиям в черте <адрес>, состоящей из двух изолированных комнат.

В обоснование иска указав, что ее дочь ФИО2 является инвалидом 2 группы бессрочно. Они являются малоимущими, постоянного дохода не имеют, без определенного места жительства. Им приходится проживать в арендованных у разных лиц жилищах, но поскольку дочь имеет тяжелую форму психического расстройства, арендовать жилье практически невозможно. Отсутствие постоянного жилья ухудшает состояние психического здоровья ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ истица получила от администрации Карабашского городского округа письмо, в котором сообщалось, что ей с дочерью будет выделено муниципальное жилье, но до настоящего времени квартира им не выделена.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования, дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ администрация КГО предложила им неблагоустроенное жилье по <адрес>, сообщив при этом, что при наличии свободного муниципального благоустроенного жилья их семье будет выделено жилое помещение. В 2010г. у Администрации КГО появились 56 благоустроенных квартир, т.к. был построен новый дом, но им в выделении благоустроенной квартиры отказали, и вновь предложили только неблагоустроенное аварийное жилье, в доме, подлежащем ремонту, по адресу <адрес> кв.. ДД.ММ.ГГГГ администрация предложила их семье благоустроенную квартиру по адресу: <адрес>, находящуюся в аварийном состоянии. Они от нее отказались, поскольку квартира в аварийном состоянии, непригодна для проживания, имеет смежные комнаты, а у них нет финансов для ремонта этой квартиры. Просит обязать администрацию выделить ей и ее дочери по договору социального найма благоустроенную квартиру (без необходимости делать в ней ремонт, затрачивая свои денежные средства), учитывая заболевание дочери, с двумя отдельными (не смежными) комнатами.

Истица ФИО2 в судебное заседание не явилась ввиду состояния здоровья, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Администрации <адрес> ФИО4 с заявленными требованиями не согласилась, поскольку считала, что администрация КГО не является ответчиком, никакими своими действиями (отказ в предоставлении жилого помещения и т.д.) она не нарушила право истцов, которые не обращались в Администрацию по вопросу постановки на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилье вне очереди по договорам социального найма предоставляются лишь тем гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, которые состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истцы на таком учете не состоят, следовательно, предоставление им жилья невозможно без признания их нуждающимися и малоимущими гражданами. Истцы должны обратиться в администрацию с заявлением и всеми необходимыми документами, для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и признании их малоимущими, и постановке их, в случае признания, на учет в качестве нуждающихся жилом помещении по договору социального найма, в соответствии с действующим жилищным законодательством РФ. После чего истцам будет предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

В судебном заседании представитель администрации КГО подтвердила, что администрация ранее предлагала истцам другое жилье, не отказывается предоставить истцам жилье в будущем при наличии соответствующего финансирования, указывая, что в настоящее время свободного жилья у администрации нет, нет и финансов для покупки жилья истцам

Кроме того, представитель администрации предложила истцам жилую благоустроенную двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, ул. 23 годовщины октября, <адрес>, от которой истица ФИО1 отказалась по причине того, что комнаты в данной квартире смежные и квартира требует капитального ремонта, поскольку непригодна для проживания, в связи с чем предыдущие жильцы выехали из квартиры в предоставленную им администрацией другую благоустроенную квартиру.

Указанные истицей причины отказа от предложенной квартиры не оспаривала представитель администрации, пояснив, что ссылка истцов на то, что в предоставляемом жилом помещении комнаты должны быть обособленными, не состоятельна, так как данная обязанность не содержится в действующем законодательстве РФ, а в соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Выслушав мнение сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Как установлено в суде и подтверждено письменными материалами дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом 2 группы бессрочно в силу хронического психического расстройства, обуславливающего тотальную социально-бытовую дезадаптацию, нуждается в постоянном постороннем уходе, контроле за приемом пищи и лекарств со стороны матери на амбулаторном этапе лечения (справка ГУЗ психиатрической больницы свт. Николая Чудотворца <адрес>, справка МСЭ №, справка Карабашской городской больницы от ДД.ММ.ГГГГ о наличии диагноза «шизофрения в стадии обострения»).

Согласно справки врача Карабашской горбольницы ФИО2 является инвалидом 2 группы, стоит на учете в психоневрологическом кабинете с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом шизофрения параноидальная непрерывно-прогредиентная, галлюцинаторно-параноидный синдром (л.д.83). По сообщению ГУЗ «Областной психоневрологический диспансер» <адрес> ФИО2 была госпитализирована ДД.ММ.ГГГГ в психиатрическое женское отделение ГУЗ «ОПДН», где проходит обследование и лечение по настоящее время (л.д.81).

По адресной справке отделения адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО5 И ФИО2 были зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, 2-ой пер.Чапаева,4 (л.д.67). Из письма владельцев съемной квартиры Бачуриных от ДД.ММ.ГГГГ видно, что истцы временно снимали у них жилье с сентября 2010 года (л.д.74). В настоящее время семья зарегистрирована в неблагоустроенном жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности иному лицу, и снимает временное жилье, поскольку своего жилья не имеет (л.д.84,85). По сведениям Управления Росреестра по <адрес> право собственности за истцами не зарегистрировано (л.д.68). Согласно справки МУ «КЦСОН» <адрес> ФИО1 состоит на учете как лицо, без определенного места жительства с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Положением об оказании адресной материальной помощи малоимущим гражданам, нуждающимся в социальной защите, ей оказывалась материальная помощь. Из копии трудовой книжки истицы следует, что последняя запись о ее трудовой деятельности датирована августом 1998 года.

Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, поэтому, если гражданин в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества, в том числе и в области осуществления права на жилище.

Конституция Российской Федерации также возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ финансируется за счет средств федерального бюджета, и, таким образом, с учетом ст.28.2 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрена возможность определения истцами формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Вместе с тем в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Законодательство РФ также исходит из того, что предусмотренный в субъекте РФ порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений ЖК РФ.

Отсутствие нормативного акта субъекта РФ о порядке предоставления жилого помещения по договорам социального найма лицам, имеющим заболевание, включенное в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, также не освобождает ответчика от предоставления жилой площади этой категории лиц вне очереди и не должно ущемлять их права на получение жилья.

Положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ формально не содержат указания на необходимость предварительной постановки подлежащего обеспечению жильем во внеочередном порядке лица на какой-либо жилищный учет. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилья вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от включения в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, а также от наличия или отсутствия финансирования ответчика.

В соответствии с п.1 и п.3 ч.2 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; или проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Из материалов дела следует, что другого жилого помещения в собственности или пользовании, кроме того, которое истцы снимают по договору аренды, у истцов не имеется. Таким образом, отсутствие решения органа местного самоуправления о признании истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий при прямом указании закона (п.1 и п.3 ч.2 ст.51 ЖК РФ) не может являться препятствием для исполнения требований закона.

Таким образом, перечисленные в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ граждане, также являются тем исключением из общего правила, на которое указывает ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, т.е. подлежат обеспечению жильем на условиях социального найма без постановки на какой-либо жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Суд учитывает, что согласно письма и.о. главы города от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на ее заявление о предоставлении жилья жилье было обещано при наличии свободного муниципального благоустроенного жилья. Таким образом, фактически администрация признавала и ранее законность требований истцов о предоставлении им жилого помещения.

Перечень заболеваний, установлен Правительством РФ. ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление № "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Согласно данного перечня в него входят хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими и часто обостряющимися проявлениями (F00-F99).

У ФИО2 имеется тяжелая форма хронического заболевания, указанного в пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается также справкой-выпиской <адрес> психоневрологической больницы №, медицинской картой амбулаторного больного Карабашской городской поликлиники).

Учитывая, что ФИО2 является инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, входящему в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, что подтверждается представленной в суд справкой врача-психиатра, амбулаторной картой больного, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, истцы имеют право на обеспечение благоустроенным применительно к условиям <адрес> жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма, состоящим не менее чем из двух комнат, размером не менее 42,0 кв.м., в черте <адрес>, во внеочередном порядке.

При указанных обстоятельствах, с учетом фактического признания ответчиком исковых требований истцов, установления в суде нуждаемости истцов в предоставлении им жилья, незначительности ежемесячного дохода семьи истцов в виде пенсии по инвалидности и отсутствия других источников дохода, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органов местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно Постановления Собрания депутатов Карабашского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № с последующими изменениями в <адрес> установлена норма предоставления до 18 кв.м. Таким образом, истцам на семью из 2-х человек должно быть предоставлено жилое помещение размером не менее 36 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 и ФИО2 к Администрации Карабашского городского округа <адрес> удовлетворить.

Обязать администрацию Карабашского городского округа <адрес> предоставить ФИО2 и ФИО1 НадеждеАлександровне вне очередиподоговорусоциальногонайма благоустроенное применительно к условиям <адрес> жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте <адрес>, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 36,0 кв.м..

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда с подачей жалобы через Карабашский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

СудьяЕ.Л. Богачева