Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Карабашский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Е.Л. Богачевой,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
с участием истцов ФИО1, ФИО2,
представителя истцов адвоката ФИО6,
представителя ответчика ФИО8,
гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации Карабашского городского округа <адрес> о признании за ними права на обеспечение жилой площадью по договору социального найма в связи с признанием дома непригодным для проживания и возложении обязанности предоставления жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации Карабашского городского округа о признании за ними права на обеспечение жилой площадью по договору социального найма в связи с признанием дома непригодным для проживания и возложении обязанности по предоставлению им вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 59,6 кв.м.
В обоснование заявленных требований указали, что с 1958 года их семья зарегистрирована и проживала в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>,ул.Матросова,1а. На протяжении последних десяти лет дом затапливает, проживать в доме стало невозможно и они были вынуждены временно переселиться для проживания в съемную квартиру. С ДД.ММ.ГГГГ их семья стоит в очереди под №60 на получение жилья по договору социального найма. Иного жилого помещения не имеют. Непригодный для проживания жилой дом находится в собственности ФИО1, вместе с ней в доме зарегистрированы муж и дочь. ФИО4 городского округа составила акт обследования помещения и ДД.ММ.ГГГГ вынесла заключение о несоответствии помещения требованиям предъявляемым к жилому помещению и его непригодностью для проживания. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением главы КГО индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 и их представитель ФИО6 поддержали заявленные требования.
Дополнительно истец ФИО1 пояснила, что иного жилья ее семья не имеет, поэтому из-за невозможности проживания в доме приходится временно снимать жилье у родственников по <адрес>14. Ее отец – ФИО7 построил этот жилой дом в 1958 году. После смерти отца в 1969 году собственником дома стала мать истца. В 2004 году мать подарила дом истице. С 2004 года дом находится в собственности истицы.
Истец ФИО3 просила дело рассмотреть в ее отсутствие, поддержала заявленные требования в полном объеме. В связи с ее надлежащим извещением, суд определил рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика администрации Карабашского городского округа ФИО8 иск не признала. Пояснила, что администрация не оспаривает тех фактов, что истцы состоят на очереди на получение жилья, их жилье признано непригодным для проживания, законодательством предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилья для такой категории граждан. Однако жилье им может быть предоставлено только в том случае, если соблюдены общие требования жилищного законодательства и подтверждена объективная нуждаемость семьи. Администрация КГО своими действиями (отказ в предоставлении жилья во внеочередном порядке и т.д.) не нарушила прав истцов, которым жилье будет предоставлено во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, прекращенияилиизмененияжилищногоправоотношения,инымиспособами, предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилыхпомещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Пунктом 49 Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых.
Согласно п.3 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, предопределяет обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, поэтому, если гражданин в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества, в том числе и в области осуществления права на жилище.
Конституция Российской Федерации также возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по оказанию содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как затопление, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Признание гражданина нуждающимся в получении жилого помещения не связано с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела отец истицы ФИО1 на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома в 1958 году построил жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. После его смерти в 1969 году дом по наследству перешел к его супруге ФИО9- матери истца ФИО1 (свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ). В 2004 году мать подарила дом дочери ФИО1 (свидетельство о государственной регистрации права серия 74-АЛ № от ДД.ММ.ГГГГ). По справке администрации Карабашского городского округа семья ФИО1, состоящая из трех человек, стоит в списке очередности граждан на получение жилой площади по договорам социального найма под №60 с ДД.ММ.ГГГГ. Истцы зарегистрированы в жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ (справка от ДД.ММ.ГГГГ). По сообщению Росреестра истице ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № (выписка из ЕГРП). Распоряжениями главы города ДД.ММ.ГГГГ, № ДД.ММ.ГГГГ межведомственной ФИО4 поручено проверить техническое состояние домов в зонах затопления и подтопления, в частности. и <адрес>, поскольку указанный дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации - подтопления шахтными водами. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная ФИО4, назначенная распоряжением главы Карабашского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам обследования на основании акта составила заключение о признании непригодным для постоянного проживания дома истцов. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы КГО № дом истцов признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания.
Поскольку до настоящего времени истцы зарегистрированы в спорном жилом доме, иного жилья в собственности не имеют, что подтвердили соответствующими справками (уведомление Росреестра), жилой дом истцов признан непригодным для проживания, решение администрации КГО о предоставлении истцам другого жилого помещения при поступлении соответствующих источников финансирования и при доказывании истцами объективной нуждаемости в жилье, является неправомерным и ущемляет жилищные права истцов.
По смыслу перечисленных норм отселение из аварийного и подлежащего сносу дома должно производиться вне зависимости от финансового положения органа местного самоуправления, поскольку состояние дома угрожает безопасности жизни и здоровья граждан.
Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Поскольку квартира истцов признана непригодной для проживания, они имеют право на предоставление по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 59,6 кв.м. по степени благоустройства применительно к условиям <адрес>, и находится в черте <адрес>.
Оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности суд полагает иск удовлетворить, признав за истцами право на обеспечение жилой площадью по договору социального найма в связи с признанием дома непригодным для проживания и возложении на ответчика обязанности предоставить истцам вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное применительно к условиям <адрес> жилое помещение, отвечающее санитарным, экологическим, техническим требованиям и условиям, предъявляемым к жилому помещению в соответствии с ч. 1 ст. 15 ЖК, по общей площади не менее 59,6 кв.м., расположенное в черте <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации Карабашского городского округа <адрес> удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3 право на обеспечение жилой площадью по договору социального найма в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Обязать администрацию Карабашского городского округа <адрес> предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3 вне очереди по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям <адрес> жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в черте <адрес>, общей площадью не менее 59,6 кв.м..
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда с подачей жалобы через Карабашский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
СудьяЕ.Л. Богачева