решение по делу № 2/219/2011 о включении периодов работы в специальный стаж дающий право на досрочную пенсию по старости



Дело №2-219/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Кантемировка 15 июля 2011 года.

Судья Кантемировского районного суда Воронежской области Карпенко Т.В.

при секретаре Зигуновой Е.Н,

с участием истца Куликовой А.В,

представителя ответчика по доверенности Борзенко Л.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Куликовой А.В. к ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району о включении периодов работы и периодов нахождения в ученических отпусках, отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Куликова А.В. обратилась в суд, с заявлением, указывая на то, что решением №69/1100028 от 29.04.2011 г. ей ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Из ее специального стажа были исключены: периоды работы истицы в должности старшей пионерской вожатой в Митрофановской средней школе Кантемировского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как в должности, не предусмотренной Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, периоды ее нахождения в ученических отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как не предусмотренные п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года за №516 (ученические отпуска), период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как не предусмотренный п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года за №516 и в соответствии с п. 21 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года №5, ст. 167 КЗОТ РФ, период работы в должности воспитателя в Митрофановском ДОУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как в учреждении, не предусмотренном Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.

Истец полагает, что указанные периоды ответчиком неправомерно ей исключены из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости и просит суд включить в специальный стаж работы, дающий ей право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью периоды ее работы в должности старшей пионерской вожатой в Митрофановской средней школе Кантемировского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды ее нахождения в ученических отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в должности воспитателя в Митрофановском ДОУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также истица просит взыскать в судебном порядке в ее пользу с ответчика понесенные ею судебные расходы: 200 руб- расходы по оплате госпошлины и 4000 руб- расходы по оплате услуг адвоката, осуществлявшего подготовку искового заявления в суд.

В судебном заседании истец Куликова А.В. свои исковые требования поддержала и просила включить в специальный стаж работы, дающий ей право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, вышеуказанные периоды. Также поддержала свои исковые требования в части взыскания с ответчика в ее пользу судебных издержек.

Представитель ответчика по доверенности Борзенко Л.В. иск не признала, сославшись на решение №69/1100028 от 29.04.2011 г, в котором изложены мотивы отказа. При этом пояснила, что решение этой комиссии принято на основании закона и требований пенсионного фонда РФ.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст.39/1/ Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом в соответствии со ст. 19 Конституции РФ, гарантируется равенство прав и свобод без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав.

В соответствии с Постановлением КС РФ № 2-П от 29.01.2004 года, не допускается ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение и допускается оценка приобретенных гражданами до 01.01.2002 года пенсионных прав, в том числе в части касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действующего законодательства.

В соответствии с правилами, установленными ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решением №69/1100028 от 29.04.2011 г истице Куликовой А.В. ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 25 лет.(л.д.14-18). Из ее специального стажа ответчиком были исключены периоды ее работы в должности старшей пионерской вожатой в Митрофановской средней школе Кантемировского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из трудовой книжки истца и уточняющих справок, она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве старшей пионервожатой в Митрофановской средней школе Кантемировского района, оказывающей общеобразовательные услуги /л.д. 9-12, 44-45/. Из приложения к решению ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данный период исключен из стажа истца, так как такая должность не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, тогда как указанный нормативный акт был издан 04.11.2002 года (дата вступления в силу), и указаний о том, что его нормы имеют обратную силу, не содержит. Соответственно к указанным правоотношениям с учетом Постановления КС РФ № 2-П от 29.01.2004 года необходимо применять нормы Постановления СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397, которые действовали до 01.10.1993 года (Постановление СМ РФ от 22.09.1993 года № 953). Согласно п. 2 «Порядка исчисления стажа….», утвержденного Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397 указывается: «В стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в школах в качестве штатных пионервожатых». С учетом нормативных указаний КС РФ, высказанных в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 года и норм п. 2 «Порядка исчисления стажа….», утвержденного Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397, суд приходит к выводу, что стаж работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей пионервожатой в Митрофановской средней школе, оказывающей общеобразовательные услуги, необходимо засчитать в стаж ее работы, дающий, право на досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности. Соответственно суд признает исключение УПФ периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей пионервожатой незаконным, так как ответчиком не применены нормы Постановления СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397, подлежащие применению в таком случае.

Кроме того, как усматривается из решения №69/1100028 от 29.04.2011 г. истице Куликовой А.В. ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району из ее специального стажа были исключены периоды ее нахождения в ученических отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно ст.198 ч.5 КЗОТ РСФСР за время нахождения работника в ученических отпусках за работником сохранялась заработная плата и, следовательно, уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа (л.д. 19).

В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ №2-П от 29.01.2004 г., допускается оценка приобретенных гражданином до 1.01.2002 г. пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

В связи с тем, что по ранее действующему законодательству не было никаких ограничений относительно зачета в стаж, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов нахождения работников в ученических отпусках, то они подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Кроме того, истице отказано во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.167 КЗОТ РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком включался в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В связи с принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. №3543-1 «0 внесении изменений и дополнений в КЗОТ РСФСР», период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности. В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ №2-П от 29.01.2004 г., допускается оценка приобретенных гражданином до 1.01.2002 г. пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Кроме того, в соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» При разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Как видно из материалов дела, исследовано в судебном заседании данные изменения в норму Закона, указывающие о прекращении включения в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком были внесены Законом РФ от 25.09.1992 г. №3543-1 «0 внесении изменений и дополнений в КЗОТ РСФСР», то есть после того, как истица уже находилась в отпуске по уходу за ребенком ( находилась в отпуске с 06.11.1991 года), и данные изменения закона ухудшали ее положение. Согласно ст. 12 ТК РФ закон или правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется на отношения, после введения его в действия. Отношения, связанные с уходом истицы в отпуск по уходу за ребенком, возникли 06.11.1991 года, таким образом, периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии. Педагогическая деятельность Куликовой А.В. подтверждается записями в трудовой книжке (л.д.09-12) и по существу не оспаривается ответчиком.

Кроме того, истице отказано во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью период ее работы в должности воспитателя в Митрофановском ДОУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1.8 СПИСКа ДОЛЖНОСТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ В СТАЖ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ЛИЦАМ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИМ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ, В СООТВЕТСТВИИ С ПОДПУНКТОМ 19 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449) в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих наименованиях учреждений: Дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований.

Как установлено в судебном заседании по представленным письменным доказательствам, следует из показаний истца в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10.09.1992 года и на основании приказа Министра по образованию РФ от 01.07.1995 года Митрофановский детский сад, в котором она работала воспитателем, был переименован в Митрофановское дошкольное образовательное учреждение №1. 26.03.1999 года Митрофановское дошкольное образовательное учреждение №1 на основании приказа отдела по образованию администрации Кантемировского района №33 от 23.03.1999 года было реорганизовано в Митрофановское дошкольное образовательное учреждение. 02.09.1999 года был принят и утвержден Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения Митрофановский детский сад. В соответствии с п.п. 1.1, 1.4 раздела 1 Устава МОУ Митрофановский детский сад действовал на базе Митрофановского детского сада и Митрофановского детского комбината, реорганизованных в 1995 году в Митрофановское ДОУ. ДОУ осуществляло свою образовательную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в РФ, утвержденном Постановлением Совета Министров РФ от 01.07.1995 года №677 в соответствии с п. 2.1 разделом 2, п.3.3 раздела 3 Устава в ДОУ принимались дети в возрасте от 1 года до 7 лет и функционировало 6 возрастных групп с количеством детей-144 человека. Содержание дошкольного образования определялось программой обучения и воспитания в детском саду- Министерства просвещения РСФСР, программой радуга по рекомендации Министерства образования РФ.(л.д.22-35).

Как видно, из копии трудовой книжки, истица Куликова А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Митрофановском дошкольном образовательном учреждении в должности воспитателя /л.д.9-12,46/ Данное обстоятельство не опровергается представителем ГУ УПФ РФ и не оспаривается. Таким образом, видно и указано в уставе данного образовательного учреждения, истица работала в указанный период в дошкольном учреждении, выполняющем функции и задачи детского сада, что является основанием для включения в судебном порядке вышеуказанного периода работы истицы в стаж работы, дающий право на получение ею досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Исходя из вышеизложенного, рассмотрев и оценив все периоды работы истицы, которые явились предметом спора между сторонами по настоящему гражданскому делу суд полагает необходимым включить вышеуказанные истицей в ее исковом заявлении периоды работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.

Согласно ст.88 ГПК РФ к судебным расходам в частности относятся государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей… Согласно представленных суду квитанций истцом было оплачено: при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 200 руб (л.д.7), за подготовку искового заявления в суд 4000 руб (л.д.6).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В связи с вышеизложенным, в пользу истицы с ответчика подлежат взысканию судебные расходы: по оплате услуг адвоката, производившего подготовку искового заявления в суд, в сумме 4000 руб, расходы об оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Куликовой А.В. к ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области о включении периодов работы и периодов нахождения в ученических отпусках, отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости удовлетворить.

Обязать ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области включить Куликовой А.В. в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической и иной деятельностью:

периоды ее работы в должности пионервожатой в Митрофановской средней школе Кантемировского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

периоды ее нахождения в ученических отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

период работы в должности воспитателя в Митрофановском ДОУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ УПФ РФ по Кантемировскому району Воронежской области, расположенному по адресу: Кантемировка Воронежской области ул. Буденного 21, в пользу Куликовой А.В. расходы по оплате услуг адвоката в сумме 4000 руб и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15.07.2011 года.

Судья Карпенко Т.В.

Решение обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда. Определением судебной коллегии от 25.08.2011 года решение суда оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.