Дело № 2-287\10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. 13 октября 2010 года. г. Канск Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арефьева В.Н., при секретаре Калининой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Браженская участковая больница» в части несоставления акта согласования аварийной и технологической брони электрической энергии, непредоставления его в ОАО «Красноярскэнергосбыт» для последующего подписания сетевой организацией и обязании устранить указанные нарушения, а также обязании Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Браженская участковая больница» привести схему электроснабжения больницы в соответствие со второй категорией электроснабжения, путем обеспечения электроэнергией электроприемников больницы от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, УСТАНОВИЛ: Канская межрайонная прокуратура провела проверку исполнения законодательства об электроэнергетике Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Браженская участковая больница» (МБУЗ «Браженская участковая больница». В результате проверки установлено, что согласно п.2.1 Устава МБУЗ «Браженская участковая больница» целью её деятельности является обеспечение оказания гражданам на территории Канского района качественной, доступной скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи, в том числе женщинам в период беременности, во время и после родов. 01.01.2010 года МБУЗ «Браженская участковая больница» заключила с ОАО «Краснгоярскэнергосбыт» муниципальный контракт на электроснабжение № 8423. Согласно п.п.8.2,8.3 контракта ОАО «Краснгоярскэнергосбыт» вправе вводить ограничения режима потребления электроэнергии больницы до уровня технологической и аварийной брони. До настоящего времени акт согласования аварийной и технологической брони электрической энергии без каких либо уважительных причин учреждением не составлен и не предоставлен в ОАО «Красноярскэнергосбыт». Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Браженская участковая больница» в части несоставления акта согласования аварийной и технологической брони электрической энергии, непредоставления его в ОАО «Красноярскэнергосбыт» для последующего подписания сетевой организацией и с требованием обязания ответчика устранить указанные нарушения. В судебном заседании прокурор Гарт А.В. поддержала исковое заявление, дополнила их требованием обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Браженская участковая больница» привести схему электроснабжения больницы в соответствие со второй категорией электроснабжения, путем обеспечения электроэнергией электроприемников больницы от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, пояснила, что необходимость составления и подписания акта согласования аварийной и технологической брони электрической энергии вызвана тем, что такой жизненно важный объект как больница со стационаром должна иметь гарантированное обеспечения электроэнергией при любых обстоятельствах, в том числе и при прекращении подачи электроэнергии. Составление акта является обязательным и прописано в разделе 8 муниципального контракта на электроснабжение № 8423 от 01.01.2010 года. Считает, что непринятие мер по не составлению акта согласования аварийной и технологической брони электрической энергии, не предоставление акта ОАО «Красноярскэнергосбыт» для последующего подписания сетевой организацией, говорит о бездействии МБУЗ «Браженская участковая больница», которое ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на получение качественной и своевременной медицинской помощи. Необходимо обязать Браженскую больницу составить и подписать акт согласования аварийной и технологической брони электрической энергии, а поскольку условием для этого является наличие второго источника питания, то также обязать больницу установить второй источник электропитания, то есть, если это называть в соответствии с техническими документами - привести в соответствие со второй категорией электроснабжения, путем обеспечения электроэнергией электроприемников больницы от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Считает необходимым установить срок для исполнения указанных в исковом заявлении требований до 31.12.2010 года. Представитель МБУЗ «Браженская участковая больница» ФИО2 иск признала, пояснила, что все вопросы предварительно решены, будет установлен второй источник электроэнергии и подписаны акты аварийной и технологической брони в срок до 31.12.2010 года. Представитель МБУЗ «Браженская участковая больница» ФИО3. иск прокурора признала в полном объеме заявленных требований вместе с дополнениями и уточнениями, в том числе и с указанием срока устранения недостатков. Представитель третьего лица - Администрации Канского района ФИО4 в направленном в суд письменном ходатайстве сообщила, что поддерживает исковое заявление прокурора, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Свидетель ФИО5. пояснил, что является представителем Восточного территориального Енисейского управления «Ростехнадзор». Участвует в решении вопросов технического состояния и надежности электроснабжения. Существует три категории брони: Технологическая броня - это наименьшее количество электрической энергии. Аварийная броня - это наименьшее количество электрической энергии. В больнице должна быть броня, чтобы было элементарное освещение. Составление акта необходимо чтобы был свет в коридорах больницы, в палатах. Составление акта не связано с финансовыми затратами. В случае, если случится авария, то энергия будет подаваться в первую очередь тем, с кем заключен акт. По вводимым с 2003 года Правилам на вновь вводимом объекте должен быть второй источник и на реконструируемом объекте в соответствии с новым законодательством тоже второй источник. Вторая линия - это вторичный источник, которым может быть даже автомобильный аккумулятор, который помещается в электрощите и к которому можно подключить две-пять лампочек и этого будет достаточно. Может также быть передвижной электрический генератор, либо надо подводить дополнительную линию от другой подстанции, что очень дорого. В практике чаще используется второй вариант, так как не вызывает особых затрат. Стоимость генератора около десяти тысяч рублей, но мощности его достаточно. Третий вариант - самый дорогой, так как стоимость одного трансформатора около ста тысяч рублей, плюс стоимость проекта и всей документации, плюс работа специалистов по установке. Дежурное охранное освещение надо для охранников - фонарь над входной дверью, минимальное количество света должно быть для медсестры, чтобы она могла своевременно оказать медицинскую помощь, должна быть электроэнергия для освещения мест общего пользования, коридоров. В пожарной и охранной сигнализации есть батареи, но их хватит не больше суток. Заслушав прокурора, как процессуального истца, представителя ответчика МБУЗ «Браженская участковая больница», представителя третьего лица - Администрации Канского района, исследовав материалы дела: письмо Енисейского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, данные государственной регистрации МБУЗ «Браженская участковая больница», свидетельство о постановке на учет МБУЗ «Браженская участковая больница», Устав муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Браженская участковая больница», муниципальный контракт № 8423 на электроснабжение, в п.п.8.2, 8.3, 8.3.1 которого указаны последствия неоплаты электрической энергии, в частности снижение подачи электроэнергии до уровня аварийной брони, заявление Канского межрайпрокурора о дополнении исковых требований, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям: Статья 2 Конституции РФ гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу п. 168 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства Российской федерации от 31 августа 2006 года № 530) в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении № 6. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящих Правил, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии). К числу таких потребителей отнесены медицинские учреждения. В соответствии с п. п. 58, 59, 62 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики (утверждены Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 18 марта 2008 года № 124) аварийной броней электроснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. К электроприемникам аварийной брони электроснабжения в целях настоящих Правил относятся: дежурное и охранное освещение, охранная и пожарная сигнализация, насосы пожаротушения, связь, аварийная вентиляция. Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя, являющемся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения. В силу п. 31 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, при приостановлении оказания услуг по передаче электрической энергии для потребителей услуг допускается частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии в порядке, установленном Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. В случае если потребителем услуг по передаче электрической энергии является гарантирующий поставщик, приостановление оказания услуг по передаче вводится путем ограничения потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, в интересах которых заключен договор на передачу электрической энергии и которые имеют не урегулированную соглашением сторон задолженность по договорам с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией). Информация об указанных потребителях передается гарантирующим поставщиком сетевой организации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса от сетевой организации. Потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключается договор) не может быть ограничен в потреблении электрической энергии менее величины мощности, установленной в акте согласования аварийной и технологической брони, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В случае, если потребитель электрической энергии согласно требованиям нормативных правовых актов включен в перечень потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, составляется акт согласования аварийной и технологической брони. Акт согласования аварийной и технологической брони составляется потребителем электрической энергии и направляется сетевой организации (гарантирующему поставщику, энергосбытовой организации) в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (договора энергоснабжения). При заключении с потребителем электрической энергии договора энергоснабжения гарантирующий поставщик, выступающий потребителем услуг по передаче электрической энергии, получает от потребителя электрической энергии акт согласования аварийной и технологической брони и после получения такого акта направляет его для подписания сетевой организации. Таким образом, установление величины аварийной брони электрической энергии необходимо для обеспечения безопасного для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояния потребителя электрической энергии в условиях ограничения режима ее потребления. При этом обязанность составления акта согласования аварийной и технологической брони электрической энергии и предоставления его гарантирующему поставщику для последующего подписания сетевой организацией, возложена именно на потребителя электрической энергии. В результате проверки установлено, что 01.01.2010 года МБУЗ «Браженская участковая больница» заключила с ОАО «Красноярскэнергосбыт» муниципальный контракт на электроснабжение № 8423. Согласно п. п. 8.2, 8.3 контракта на электроснабжение ОАО «Красноярскэнергосбыт» вправе вводить ограничение режима потребления электрической энергии МБУЗ «Браженская участковая больница» до уровня технологической и аварийной брони, но до настоящего времени акт согласования аварийной и технологической брони электрической энергии учреждением не составлен и не предоставлен в ОАО «Красноярскэнергосбыт». Причин неисполнения обязательства ответчиком не представлено, то есть установлено бездействие со стороны ответчика. Согласно п. 1.2.18 Правил Устройства электроустановок, утвержденных ПриказомМинэнерго России от 08.07.2002 года № 204 в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории: -электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров; -электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; -электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий. Согласно п.1.2.20. этих же Правил электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады. Суд считает, что МБУЗ «Браженская участковая больница», следуя указанной выше классификации и учитывая, что в ней отсутствуют операционные, следует отнести к потребителям - электроприемникам второй категории, поскольку перерыв электроснабжения приведет к нарушению нормальной деятельности значительного количества сельских жителей. Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределённого круга лиц. Установлено, что бездействием ответчиков, нарушены конституционные права граждан, проживающих на административной территории. Необходимость обращения прокурора с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, в данном случае обусловлена социальной значимостью допущенного МБУЗ «Браженская участковая больница» нарушения законодательства об электроэнергетике, а также тем, что дальнейшее бездействие МБУЗ «Браженская участковая больница» может вызвать нарушение гарантированной} Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Обязание ответчика исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность МБУЗ «Браженская участковая больница» в решении хозяйственных вопросов, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Канского межрайонного прокурора удовлетворить: 1. Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Браженская участковая больница» в части несоставления акта согласования аварийной и технологической брони электрической энергии, непредоставления его в ОАО «Красноярскэнергосбыт» для последующего подписания сетевой организацией. 2.Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Браженская участковая больница составить акта согласования аварийной и технологической брони электрической энергии и представить его в ОАО «Красноярскэнергосбыт» для последующего подписания сетевой организацией в срок до 31.12.2010 года. 3.Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Браженская участковая больница» в срок до 31.12.2010 года привести в соответствие со второй категорией электроснабжения схему электроснабжения больницы по адресу: ул.... Канского района Красноярского края путем обеспечения электроэнергией электроприемников больницы от двух независимых взаимно резервируемых источников питания. Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Браженская участковая больница» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения. Судья В.Н. Арефьев