Решение об обжаловании действий должностных лиц



Дело № 2-338\10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

01 ноября 2010 года. г. Канск.

Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арефьева В.Н., при секретаре Калининой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тетерятникова ФИО2 об оспаривании действий Администрации МО «Город Ахтубинск» Астраханской области в части снятия заявителя с очереди на получение жилья, восстановлении в существующей очередности с учетом пропущенного срока на получение жилья,

УСТАНОВИЛ:

В 1931 году по решению Владимирского РИК Астраханской области были репрессированы ФИО3 и отец заявителя - ФИО4, умерший в 1960 году. При раскулачивании было конфисковано имущество, в том числе жилой дом в г. Ахтубинске. Согласно справки о реабилитации от 06.04.1994 года ФИО5 был реабилитирован. Согласно справки о реабилитации № Т-25 от 21.08.2003 года Тетерятников ФИО6 также был реабилитирован, как подвергшийся репрессиям - находившийся с родителями на спецпоселении. 15.07.2003 года заявитель обратился в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий с заявлением о возврате конфискованного дома при раскулачивании отца. Письмом от 18.08.2003 года № 1491 заявителю сообщили, что на заседании жилищной комиссии при администрации Ахтубинского района в соответствии со ст.16 Закона о реабилитации и жилищным законодательством рассмотрен вопрос о постановке семьи заявителя на учет в г.Ахтубинск на получение благоустроенного жилья, после чего заявителю приходили сообщения о продвижении очереди на получение жилья.

Постановлением главы Администрации МО «Город Ахтубинск» № 953 от 30.12.2008 года заявителя сняли с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как он не проживает в городе Ахтубинске, о чем сообщили Тетерятникову письмом от 12.01.2009 года.

Заявитель просит признать незаконным действия Администрации МО «Город Ахтубинск» в части снятия его с очереди и восстановить его в очереди с учетом пропущенного срока на получение жилья в г.Ахтубинске Астраханской области. Также просит восстановить срок для обращения в суд.

В судебном заседании заявитель поддержал требования, пояснил, что родителей раскулачили и сослали на спецпоселение в Казахстан. Все имущество при этом конфисковали. Он родился в Казахстане. Родителей позже реабилитировали, его тоже. В 80-е годы он начала добиваться восстановления своих прав. Примерно в тоже время ездил в Ахтубинск, дом его родителей стоял, был в хорошем состоянии. Он обратился в горисполком, к прокурору по поводу возвращения имущества, ему отвечали, что нет закона о возвращении конфискованного имущества реабилитированным. В 1991 году такой Закон был принят. В 2003 году после длительных переписок его поставили на очередь для получения жилья и несколько раз сообщали, что очередь двигается. В 2008 году его сняли с данной очереди на основании того, что жилье предоставляется только возвратившимся на прежнее место жительства о чем сообщили письмом, которое он получил в феврале 2009 года. Он не мог возвратиться и жить в Ахтубинске, поскольку жить ему там было негде. С рождения и около 60-ти лет он прожил в Казахстане. В их доме, который конфисковали, располагалось позднее правление потребительского общества. Считает действия администрации города Ахтубинска незаконными., заявление поддерживает в полном объеме. Своевременно в суд не обратился, так как болел и занимался перепиской, что видно из материалов дела. Считал, что можно решить вопрос без обращения в суд, поэтому направлял письма в другие инстанции.

Заслушав заявителя, исследовав материалы дела: свидетельство о рождении ФИО7., ответ из прокуратуры Астраханской области, ответ из Управления по внутренней политике Администрации губернатора Астраханской области, ответ из управления по работе с обращениями граждан, ответ из общественной приемной Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, справку о составе семьи, отзыв на заявление Тетерятникова об установлении юридического факта восстановления пропущенного срока о получении денежной компенсации за незаконно конфискованное имущество, ответ из Администрации Муниципального образования «г.Ахтубинск и Ахтубинский район», справку о том, что в доме по улице ... находится контора Ахтубинского городского потребительского общества. В марте 1991 года деревянное помещение полностью сгорело и на этом месте построено новое помещение конторы из кирпича, письмо от 29.07.2004 года о месте заявителя в очереди, справку о конфискованном имуществе, сообщение от 18.08.2003 года о постановке заявителя на учет, справку о реабилитации ФИО8, свидетельство о смерти ФИО9., письмо от 12.01.2009 года о снятии Тетерятникова А.И. с очереди на получение жилья, письмо Ахтубинского городского прокурора от 22.04.2009 года, где он сообщает основания снятия Тетерятникова с очереди и право на обжалование решения о снятии с очереди в судебном порядке, свидетельство о рождении заявителя, копию определения Канского районного суда от 09.11.2004 года о восстановлении срока для обращения в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий с заявлением о выплате стоимости конфискованного имущества, протокол судебного заседания Ахтубинского городского суда, на котором представителю Администрации МО «Город Ахтубинск» в порядке исполнения судебного поручения вручено заявление с приложенными документами, отзыв на заявление Тетерятникова А.И., где представитель Администрации МО «Город Ахтубинск» сообщает о несогласии с требованиями заявителя, приводит аргументы в подтверждение своей позиции и сообщает о согласии на рассмотрении дела в её отсутствии, ответ Главы Администрации МО «Город Ахтубинск» заявителю невозможности предоставления жилищной субсидии в связи с тем, что Тетерятников проживает в городе Канске, письмо заместителя министра строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от 16.08.2008 года, о невозможности обеспечить заявителя жильем в связи с проживанием Тетерятникова в г.Канске, Постановление Главы Администрации Муниципального образования «Город Ахтубинск» № 953 от 30.12.2008 года о снятии Тетерятникова с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выписку из протокола № 22 заседания жилищной комиссии при Администрации МО «Город Ахтубинск», где под номером 13 указан вопрос о снятия Тетерятникова с учета, Постановление от 05.09.2008 года о создании комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, Акт приема -передачи документов граждан, состоящих на учете на улучшение жилищных условий и получение жилья в г.Ахтубинске, где Тетерятников указан под порядковым номером 534, протокол судебного заседания Ахтубинского городского в порядке судебного поручения, где представитель МО «Город Ахтубинск» сообщает о своем несогласии с заявлением Тетерятникова, медицинскую карту амбулаторного больного Тетерятникова А.И., где в период с февраля 2009 года по сентябрь 2010 года он неоднократно обследовался у медицинских работников, но периоды между посещениями врачей имели значительные интервалы, которые по мнению суда не препятствовали заявителю обратиться в суд за защитой своего права, суд считает, что требования заявителя необоснованны и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г., восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Согласно статьи 16 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Согласно статьи 14 ч.1 п.6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 16.09.2003) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Согласно ст.30 ч.1 Закона Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» от 28.09.2006 года к категориям граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств областного бюджета относятся:

- реабилитированные лица и члены их семей, утратившие жилые помещения, находившиеся в Астраханской области в связи с применением к ним репрессий и возвратившихся для проживания на прежнее место жительства в Астраханскую область;

- дети указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи лиц, родившихся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, возвратившиеся на прежнее место жительства родителей в Астраханскую область.

Анализируя указанные положения федеральных законов и законом субъекта Российской Федерации - Астраханской области, суд считает, что федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. Данное право реализуется путем принятия реабилитированных лиц и членов их семей на учет и обеспечение жилыми помещениями. При этом федеральный законодатель отнес к компетенции субъекта Российской Федерации установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан. Следовательно, соответствующий уполномоченный орган субъекта Российской Федерации вправе издавать нормативный правовой акт, определяющий порядок учета и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей.

Тот факт, что Закон Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» принят 28.09.2006 года, когда заявитель уже был поставлен на учет на получения жилья и был применен к заявителю в 2008 году, суд не расценивает как ухудшающий положение заявителя, и таким образом не имеющий обратной силы, поскольку аналогичное положение о постановке на учет для получения жилья уже имелось в ст. 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий», то есть по своему содержанию порядок постановки на учет на получение жилья реабилитированных граждан, указанный в ст.30 Закон Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» от 28.09.2006 года лишь повторил содержание принятого ранее Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий», конкретизировав в части права граждан, возвратившихся на прежнее место жительства в Астраханскую область.

Как установлено, заявитель и члены его семьи длительное время проживают в с.Чечеул Канского района Красноярского края. В городе Ахтубинске Тетерятников А.И. никогда не проживал и соответственно зарегистрирован не был. Данное обстоятельство не было учтено в 2003 году, при постановке Тетерятникова на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии он был поставлен администрацией МО «Ахтубинский район» в льготную очередь на получение жилья в городе Ахтубинске. В ходе проверки обоснованности и законности постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий было выявлено, что заявитель в городе Ахтубинске не проживает. Постановлением главы администрации муниципального образования «город Ахтубинск» № 953 от 30.12.2008 года Тетерятников ФИО10 снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд считает, что действия Администрации Муниципального образования «Город Ахтубинск» в части снятия Тетерятникова А.И. с очереди на получение жилья в городе Ахтубинске Астраханской области в связи с тем, что он не проживает в г. Ахтубинске, законны и обоснованны, что подтверждается исследованными в совокупности доказательствами, проверенными в судебном заседании с позиции достоверности, законности и относимости.

Суд, кроме указанных выше оснований для отказа в удовлетворении заявления, также учитывает, что заявителем пропущен установленный частью 1 статьи 256 ГПК РФ трехмесячный срок на обращение в суд с требованием об оспаривании действий Администрации города Ахтубинска в части снятия заявителя с очереди на получения жилья, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Информация о том, что заявитель снят с очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направлена ему письмом от 12.01.2009 года. Получение этого письма в начале февраля 2009 года заявитель не отрицает и никаких обстоятельств, затрудняющих обращение в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации у заявителя не имелось. Тетерятников А.И. оспорил его в суде лишь 08 сентября 2010 г. и в заявлении на то, что трехмесячный срок на обращение в суд пропущен им по уважительным причинам, не указывал.

Ссылку заявителя в судебном заседании на то, что в период после получения письма о снятии его у учета на получения жилья и до момента обращения в суд он часто болел, суд не считает доказательством уважительности пропуска срока обращения в суд, поскольку указанная причина пропуска срока как уважительная опровергается самим заявителем, который пояснил, что иногда он обращался за амбулаторной помощью, но им в этот период (с февраля 2009 года и до сентября 2010 года) велась большая переписка с различными организациями. В суд не обращался так как считал, что и так докажет свое право на получение жилья. Из имеющихся в деле и приложенных к заявлению документов видно, что они получены заявителем еще до снятия его с учета с очереди, то есть уже имелись у него на дату получения сообщения в феврале 2009 года и каких-либо препятствий для обращения в суд за защитой своего права с февраля 2009 года у заявителя не было. Тем более, что ранее заявитель уже обращался за судебной защитой в этот же Канский районный суд, определением которого от 09.11.2004 года был восстановлен срок для его обращения в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий г.Канска с заявлением о выплате стоимости конфискованного имущества.

Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 254 - 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Тетерятникову ФИО11 в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Администрации МО «Город Ахтубинск» Астраханской области в части снятия с очереди на получения жилья согласно Постановления главы Администрации Муниципального образования «город Ахтубинск» № 953 от 30.12.2008 года и восстановлении в существующей очереди с учетом пропущенного срока на получения жилья в городе Ахтубинске - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья В.Н.Арефьев