Дело № 2-44/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. 24 января 2011 года. г. Канск Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арефьева В.Н., при секретаре Рыковой Е.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Георгиевского сельсовета Канского района о понуждении создать локальную систему оповещения населения, УСТАНОВИЛ: Канская межрайонная прокуратура провела проверку исполнения органом местного самоуправления поселения - Георгиевским сельсоветом Канского района законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и установлено, что на территории Георгиевского сельсовета Канского района находится гидротехническое сооружение-плотина у деревни Ивановка Канского района, длиной 125 метров, шириной 4.5 метров, высотой 1.2 метра с водопропуском через железобетонную трубу диаметром 1.5 метра. Основное назначение плотины - противопожарный водоем, поение домашнего скота. В нарушение законодательства администрацией Георгиевского сельсовета Канского района допущена эксплуатация плотины в отсутствие локальной системы оповещения населения в случае аварии на плотине. В порядке ст.45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В заявлении прокурор просил обязать Администрацию Георгиевского сельсовета Канского района устранить нарушение законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем создания локальной системы оповещения населения в районе размещения гидротехнического сооружения в срок до 01.07.20011 года. В судебном заседании прокурор Еланкова О.Н. поддержала исковое заявление, пояснила, что плотина является гидротехническим сооружением, представляющим опасность для населения. Обязанность создания локальной системы оповещения населения на случай непредвиденных ситуаций возлагается не только на собственника, но и на эксплуатирующую организацию, то есть Георгиевский сельский совет. Представитель ответчика - глава администрации Георгиевского сельского совета Суровцева Л.Я. иск признала, пояснила, что плотина возле деревни Ивановка находится на территории Георгиевского сельсовета, используется в основном для поения скота. Денег на её обустройство не выделяется, приходится изыскивать за счет средств населения. Если будет принято решение об установлении средств оповещения, то она может обратиться в бюджетные органы с просьбой о выделении средств. Представитель заинтересованного лица - Администрации Канского района, направил в суд заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие и согласии с заявленными требованиями прокурора. Заслушав прокурора, как процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела: Устав Георгиевского сельсовета, представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, ответ на представление, перечень гидротехнических сооружений на территории Канского района, решение Канского районного суда от 21.05.2010 года, отзыв Администрации Канского района, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям: Статья 2 Конституции РФ гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно ст.ст. 4, 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Органы местного самоуправления входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в полномочия органов местного самоуправления входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации входит, в том числе, обязанность обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения население и организации в зоне возможного затопления. Согласно Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) обязаны обеспечить создание локальных систем оповещения. В частности, организации, в ведении которых находятся гидротехнические сооружения, обязаны создать локальные системы оповещения с зоной действия в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах, находящихся на бюджетном финансировании, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, из смысла норм вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что Георгиевский сельский совет Канского района, как эксплуатирующая дамбу (плотину) организация, должна принимать все необходимые меры для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасным объекте, к которым относится гидротехническое сооружение, в границах населенных пунктов сельсовета, в том числе путем установки локальной системы оповещения населения и организаций. В ходе проверки установлено, что на территории Георгиевского сельсовета Канского района находится гидротехническое сооружение - плотина у д. Ивановка Канского района, длиной 125 м., шириной 4,5 м., высотой 1,2 м., с водопропуском через железобетонную трубу диаметром 1.5 м. Основное назначение плотины - противопожарный водоем, поение домашних животных. Эксплуатирует плотину Георгиевский сельсовет Канского района. В нарушение вышеуказанного законодательства администрацией Георгиевского сельсовета Канского района допущена эксплуатация данной плотины в отсутствие локальной системы оповещения населения в случае аварии на плотине. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Необходимость обращения прокурора с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, в данном случае обусловлена социальной значимостью допущенного Администрацией Георгиевского сельского совета Канского района нарушения законодательства ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и вызвана тем, что вышеуказанные нарушения норм законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера создают угрозу затопления в случае аварии на плотине для населения, проживающего вблизи дамбы, и повреждения имущества граждан, то есть, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц. Обязание ответчика исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность ответчика в решении хозяйственных вопросов, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно ст.333.20 ч.2 Налогового кодекса РФ суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами. Поскольку ответчиком представлены доказательства тяжелого финансового положения, суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Канского межрайонного прокурора удовлетворить - обязать Администрацию Георгиевского сельсовета Канского района устранить нарушение законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем создания локальной системы оповещения населения в районе размещения гидротехнического сооружения - плотины у д. Ивановка Канского района Красноярского края в срок до 01.07.2011 года. Взыскать с Администрации Георгиевского сельского совета Канского района в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения. Судья В.Н. Арефьев