Дело № 2-290/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. 01 сентября 2011 года. г. Канск Судья Канского районного суда Красноярского края Арефьев В.Н., при секретаре Рыковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МБОУ «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия Муниципального общеобразовательного учреждения «Астафьевская средняя общеобразовательная школа», выраженном в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственно - эпидемиологический надзор, № 461 от 30.06.2010 года и обязании устранить указанные в предписании нарушения в срок до 01.09.2011 года, УСТАНОВИЛ: На основании распоряжения главного государственного санитарного врача по г. Канску, Абанскому, Дзержинскому, Иланскому, Ирбейскому, Канскому, Нижнеингашскому, Тасеевскому районам Безгодова Николая Прокопьевича от 08 июня 2010 г. № 366 проведена внеплановая выездная проверка за соблюдением норм действующего законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ«Астафьевская СОШ»). Были выявлены нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства. Для устранения выявленных нарушений юридическому лицу выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор, № 461 от 30 июня 2010 года со сроком исполнения до 01 июня 2011 года. На основании распоряжения зам. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске - зам. главного государственного санитарного врача по г. Канску, Абанскому, Дзержинскому, Иланскому, Ирбейскому, Канскому, Нижнеингашскому, Тасеевскому районам от 06 мая 2011 г. № 258, 09 июня 2011 года в отношении МБОУ«Астафьевская СОШ» проведена внеплановая выездная проверка по выполнению вышеуказанного предписания. К указанному сроку часть нарушений по предписанию не устранена: по пункту 3 предписания - нарушения п. 5.8 СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» в части наличия отдельного туалета для персонала учреждения; по пункту 4 предписания - нарушения п. 8.1 СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», п. 3.3 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в части обеспечения раковин для мытья рук детей и персонала пищеблока горячей проточной водой в достаточном количестве и постоянно (установка дополнительных водонагревателей); по пункту 5 предписания - нарушения п. 3.13 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в части оборудования горячего цеха, моечного отделения сливными трапами с уклоном пола к ним; по пункту 8 предписания - нарушения п. 5.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в части загрузки пищевых продуктов и продовольственного сырья при условии соблюдения поточности. Таким образом, выявлены сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства, не создающие условия и не обеспечивающие охрану и укрепление здоровья детей в образовательном учреждении, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. По факту невыполнения предписания составлен протокол об административном правонарушении №531 от 09 июня 2011 г. по части 1 статьи 19.5 КоАП. Данный протокол направлен по подведомственности мировому судье судебного участка № 137 в Канском районе. Постановлением от 18.07.2011 года производство по делу прекращено за отсутствием состава правонарушения, поскольку фактически высшим должностным лицом, осуществляющим государственный надзор в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства срок устранения нарушений был установлен 3-й квартал 2001 года. Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с исковым заявлением к МБОУ «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» с требованием о признании незаконным бездействия Муниципального общеобразовательного учреждения «Астафьевская средняя общеобразовательная школа», выраженном в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственно - эпидемиологический надзор, № 461 от 30.06.2010 года и обязании устранить указанные в предписании нарушения в срок до 01.09.2011 года. В судебное заседание представитель истца направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил изменить срок устранения нарушений до 01.01.2012 года.. Представитель ответчика Зайнулина Т.В. с иском согласилась в части обязания устранить нарушения, пояснила, что указанные недостатки в основном явились следствием того, что школа построена очень давно и чтобы её конструктивно изменить, так как требуют в настоящее время правила и инструкции, надо очень много денег и времени. Поэтому этот вопрос обсуждался мировым судьей в судебном заседании, главным санитарным врачом устанавливались новые сроки устранения недостатков и принято решение, в котором в действиях школы не установлено административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 КоАП РФ. Поэтому она считает, что и бездействия нет. В этой части требований просит отказать. Что касается устранения недостатков, то подрядчики определены, они выиграли тендер, с ними заключаются договора, оформляется документация. Школа принята к новому учебному году. Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела: распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица № 366 от 08.06.2010 года, распоряжение о внесении изменений и дополнений в распоряжение о проведении внеплановой проверки юридического лица № 366 от 08.06.2010 года, протокол об административном правонарушении № 509 от 29.06.2010 года, копию уведомления о вручении ответчику копии протокола и определения о месте и времени рассмотрения административного дела, предписание должностного лица № 461 от 30.06.2010 года, уведомление о проведении проверки от 13.05.2011 года, распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица № 258 от 06.05.2011 года, протокол об административном правонарушении № 531, уведомление об ознакомлении с актом проверки, акт проверки № 469, определение о передаче материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности № 204, свидетельство о регистрации юридического лица - Муниципального общеобразовательного учреждения «Астафьевская средняя общеобразовательная школа», Устав Муниципального общеобразовательного учреждения «Астафьевская средняя общеобразовательная школа», постановление мирового судьи судебного участка № 137 в Канском районе Красноярского края от 18.07.2011 года, суд считает, что исковое заявление обоснованно частично и подлежит в этой части удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с Уставом учреждения МБОУ«Астафьевская СОШ» учреждено в целях реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Юридический адрес учреждения: 663641 Красноярский край, Канский район, с. Астафьевка, ул. Пионерская,10 Учредителем МБОУ«Астафьевская СОШ» является администрация Канского района. Руководствуясь Федеральным законом от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 ст. 32 Федерального Закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Статья 51 вышеназванного Закона направлена на охрану здоровья обучающихся, воспитанников, статьёй 51 регламентировано, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц. В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно- противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст.4 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Таким образом, не соблюдая требования санитарного законодательства к условиям воспитания и обучения, МБОУ «Астафьевская СОШ» нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Поскольку определить круг лиц, которым действиями МБОУ «Астафьевская СОШ» по нарушению условий воспитания и обучения может быть причинен вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг лиц является неопределенным. В соответствии с тем, что в данном случае нарушаются интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, а этот факт не является экономическим спором, а так же то, что неопределенный круг лиц не является субъектом спора, определенным ст.27 АПК РФ, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов, рассмотрение данного дела подлежит в суде общей юрисдикции. В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных кодексом и другими федеральными законами гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту неопределенного круга лиц. Статья 46 ГПК РФ предоставляет органам государственной власти право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использования всего комплекса предоставленных полномочий, в том числе и обращение в суд для устранения сохраняющихся нарушений санитарного законодательства. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства. В силу ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав, в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом. В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, ст. 24 и п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить частично - обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Астафьевская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: 663641 Красноярский край, Канский район, с. Астафьевка, ул. Пионерская,10, устранить: нарушение п. 5.8 СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» - оборудовать отдельный туалет для персонала учреждения; нарушение п. 8.1 СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», п. 3.3 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» - обеспечить умывальную раковину персонала пищеблока горячей проточной водой в достаточном количестве и постоянно (установить дополнительный водонагреватель в горячий цех); нарушение п. 3.13 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» - оборудовать в горячем цехе, моечном отделении сливные трапы с уклоном пола к ним; нарушение п. 5.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» - обеспечить загрузку пищевых продуктов и продовольственного сырья при условии соблюдения поточности, в срок до 01.01.2012 года. В остальной части иска отказать. Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» в доход государства расходы по госпошлине в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение десяти дней со дня оглашения. Судья Канского районного суда В.Н.Арефьев