Дело № 2-257/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Канск Красноярского края 03 августа 2011 года Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Беликова С.В., при секретаре - Лукзен О.В. с участием: - прокурора - пом. Канского межрайпрокурора Еланковой О.Н., - представителя ответчика - Рыбальченко М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сотниковского сельсовета Канского района об устранении нарушений пожарного законодательства, УСТАНОВИЛ: Канский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Сотниковского сельсовета Канского района, в котором просит обязать ответчика в срок до 01.09.2011 устранить нарушения правил пожарного законодательства. Требования мотивированы тем, что при проведении мероприятий по надзору в период с 18 по 22 апреля 2011 года за соблюдением органом местного самоуправления администрацией Сотниковского сельсовета Канского района требований пожарной безопасности были выявлены следующие нарушения: - в населенных пунктах с. Сотниково, д. Круглово, д. Арефьевка, п. Шахтинский отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара; - в населенных пунктах: д. Круглово, д. Арефьевка, п. Шахтинский отсутствуют переносные пожарные мотопомпы, чем нарушен п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее по тексту ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, в соответствии с которым сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) до 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу; - в с. Сотниково отсутствует подъезд к озеру с оборудованной площадкой с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, чем нарушен п. 94 ППБ 01-03, согласно которому при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны и т.д.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; - в п. Шахтинский отсутствует наружное освещение в темное время суток, чем нарушен п. 27 ППБ 01-03, согласно которому территория населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения наружного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемам, к входам в здания и сооружения; - в д. Круглово, д. Арефьевка, п. Шахтинский не имеется необходимый запас воды для целей пожаротушения; - пожарный гидрант, находящийся в с. Сотниково, ул. Молодежная, 1, неисправен; - в с. Сотниково затруднен подъезд к пожарному водоему, расположенному у территории ООО "Коммунальщик"; - в п. Шахтинский затруднен подъезд к водонапорной башне, расположенной за территорией КГАУ "Красноярсклес", чем нарушен п. 23 ППБ 01-03, согласно которому дороги, проезды и подезды к пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда; - водонапорная башня, расположенная на въезде в п. Шахтинский, а также водонапорная башня в д. Круглово, не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года, чем нарушен п. 95 ППБ 01-03, согласно которому водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Администрация Сотниковского сельсовета Канского района должна принимать все необходимые первичные меры пожарной безопасности населения, имущества в границах населенных пунктов сельсовета, предусмотренные законодательством о пожарной безопасности, поскольку обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к полномочиям органов местного самоуправления согласно требованиям ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". За нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут ответственность собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций. Выявленные нарушения норм пожарной безопасности создают угрозу для возникновения пожара, представляют серьезную опасность для жителей населенных пунктов сельсовета, т.е. нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц. В судебном заседании прокурор поддержал иск частично по изложенным в нем доводам, не поддержав требования о возложении на администрацию Сельсовета: - приобрести переносную пожарную мотопомпу для установки в д. Арефьевка; - в п. Шахтинский обеспечить наружное освещение в темное время суток; - пожарный гидрант, находящийся в с. Сотниково, ул. Молодежная, 1, привести в исправное состояние; - в с. Сотниково обеспечить свободный подъезд к пожарному водоему, расположенному у территории ООО "Коммунальщик"; - в п. Шахтинский обеспечить свободный подъезд к водонапорной башне, расположенной за территорией КГАУ "Красноярсклес"; - приспособить для отбора воды пожарной техникой в любое время водонапорную башню, расположенную на въезде в п. Шахтинский, а также водонапорную башню в д. Круглово, в связи с добровольным устранением ответчиком указанных нарушений, выявленных в ходе проведенной проверки. Представитель ответчика в судебном заседании признал иск частично, суду пояснил, что для с. Сотниково звуковая сигнализация приобретена, требуется только ее установка. В д. Арефьевка переносная пожарная мотопомпа имеется, в д. Круглово и п. Шахтинский отсутствуют. Для оборудования в с. Сотниково подъезда к озеру с площадкой для забора воды заложены денежные средства на 2012 год. В п. Шахтинский на двух водонапорных башнях и возле Дома культуры, где имеется противопожарное оборудование, освещение имеется; гидрантов в п. Шахтинский нет. В с. Сотниково пожарный гидрант на ул. Молодежной исправен. На территории ООО "Коммунальщик" пожарный водоем был недостроен и в эксплуатацию не вводился, воды в нем никогда не было. В п. Шахтинский водонапорная башня, расположенная за КГАУ "Красноярсклес" обслуживает ЖКС "Чечеульский", с которой в настоящее время заключен договор пользования башней. К башне имеется подъезд по грунтовой дороге. Башня на въезде в п. Шахтинский на территории крестьянского хозяйства принадлежит сельсовету и оборудована краном для забора воды пожарной техникой; в д. Круглово башня в ходе судебного разбирательства также оборудована аналогичным краном. Допрошенный в качестве специалиста Пешков А.В. суду пояснил, что вопросы количества пожарных водоемов и объема воды на пожаротушения регламентированы СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Согласно данному СНиПу, на нужды пожаротушения в населенных пунктах с числом жителей до 50 чел. и при застройке зданиями высотой до 2-х этажей допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение. Согласно п. 2.13 СНиПа расход воды на пожаротушение жилых и общественных зданий необходимо предусматривать в соответствии с таблицей 6 СНиПа. Расход воды на пожаротушение сельских населенных пунктов на один пожар необходимо предусматривать 5 литров в секунду. Объем воды должен обеспечивать непрерывную подачу воды от специализированной техники в течение 3-х часов. То есть, объем пожарного водоема должен быть не менее 54 куб.м. и в соответствии с п. 9.30 СНиПа располагать в двух емкостях по 50 % каждый от необходимого запаса воды и расстояние от пожарных резервуаров до предолагаемого тушения пожара должно быть 200 м. при наличии автонасосов и 100-150 м. в зависимости от типа пожарных мотопомп. Заслушав прокурора, представителя ответчика, специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправленияотносится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Аналогичные положения содержатся в п. 9 ст. 7 Устава Сотниковского сельсовета. Статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. Статьями 28, 30 Устава сельсовета закреплено, что администрация Сотниковского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, решает вопросы местного значения, отнесенные к ведению сельсовета в рамках своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством. В соответствии со ст. 1 ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно ст. 63 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе: - реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; - разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий находящихся в муниципальной собственности; - обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара и др. Согласно ст. 19 ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится: - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; - организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; - оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; - установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В соответствии со ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций. Согласно п. 1 ППБ 01-03 данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пункт 31 Правил предусматривает, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Согласно п. 94. Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Судом установлено, что в с. Сотниково, д. Круглово, д. Арефьевка, п. Шахтинский отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара; в д. Круглово, п. Шахтинский отсутствуют переносные пожарные мотопомпы; в с. Сотниково отсутствует подъезд к озеру с оборудованной площадкой с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Указанные населенные пункты находятся на территории Сотниковского сельсовета. Приведенные обстоятельства подтверждаются доводами иска, объяснениями участников, Уставом Сотниковского сельсовета Канского района, актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица индивидуального предпринимателя № 103 от 22.04.2011. Ответственность за данные нарушения несет администрация Сотниковского сельсовета Канского района, что следует из вышеприведенных норм законодательства. Финансирование противопожарных мероприятий в границах населенных пунктов сельсовета должно производиться из бюджета Сотниковского сельсовета Канского района, как главного распорядителя бюджетных средств. Таким образом, на администрацию Сотниковского сельсовета подлежит возложению обязанность устранить указанные нарушения. В части требований приобрести переносную пожарную мотопомпу для установки в д. Арефьевка; в п. Шахтинский обеспечить наружное освещение в темное время суток; пожарный гидрант, находящийся в с. Сотниково, ул. Молодежная, 1, привести в исправное состояние; в с. Сотниково обеспечить свободный подъезд к пожарному водоему, расположенному у территории ООО "Коммунальщик"; в п. Шахтинский обеспечить свободный подъезд к водонапорной башне, расположенной за территорией КГАУ "Красноярсклес"; приспособить для отбора воды пожарной техникой в любое время водонапорную башню, расположенную на въезде в п. Шахтинский, а также водонапорную башню в д. Круглово суд, с учетом мнения прокурора, не поддержавшего требования, не находит оснований для их удовлетворения. Кроме того, отсутствие и устранение указанных нарушений подтверждается представленными представителем ответчика доказательствами: распоряжением администрации Сотниковского сельсовета от 29.04.2011 № 34/1-ра о передаче Арефьевской основной общеобразовательной школе передвижного комплекса "Огнеборец", полученного по краевой целевой программе; соглашениями о предоставлении сельской администрации права пользования водонапорными башнями в п. Шахтинский; актом обследования водонапорной башни на территории крестьянского хозяйства "Василек"; актом обследования водонапорной башни в д. Круглово и соглашением об ее использовании; актом обследования пожарного гидранта на ул. Молодежной в с. Сотниково; актом обследования пожарного водоема по ул. Олимпийской, 80, в с. Сотниково (ООО "Коммунальщик"). Также суд не находит оснований для удовлетворения иска в части требований о возложении на ответчика обязанностей обеспечить в д. Круглово, д. Арефьевка, п. Шахтинский необходимым запасом воды для целей пожаротушения, поскольку из формулировки требования не представляется возможным установить, каким образом должно быть произведено такое обеспечение, каким именно объемом воды. В иске также отсутствует обоснование данного требования. Учитывая, что финансирование работ для устранения нарушений пожарного законодательства необходимо производить из местного бюджета, доходная часть которого формируется в большей части за счет дотаций, субвенций и иных безвозмездных поступлений, суд приходит к выводу, что срок устранения нарушений до 01.09.2011 является явно недостаточным и считает необходимым установить срок до 01.03.2012. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требований Канского межрайонного прокурора к администрации Сотниковского сельсовета Канского района удовлетворить частично. Обязать администрацию Сотниковского сельсовета Канского района в срок до 01 марта 2012 года устранить нарушения правил пожарной безопасности: - в населенных пунктах: с. Сотниково, д. Круглово, д. Арефьевка, п. Шахтинский установить звуковую сигнализацию для оповещения людей на случай пожара; - приобрести две переносных пожарных мотопомпы и установить соответственно в д. Круглово, п. Шахтинский; - в с. Сотниково оборудовать подъезд к водоему - озеру с оборудованной площадкой с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; В остальной части в удовлетворении иска отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий С.В. Беликов Составлено в окончательной форме 10 августа 2011 года