Р Е Ш Е Н И Е дело№2-33/2012 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Канск 20 января 2012 года Судья Канского районного суда Красноярского края Гришанина Н.В., с участием помощника Канского межрайпрокурора Гарт А.А., представителя администрации Терского сельсовета Заметиной Е.В. при секретаре Смагиной С.В. рассмотрев материалы гражданского дела по заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Терского сельсовета о признании незаконным бездействия и понуждении разработать проект организации дорожного движения на территории муниципального образования Терского сельсовет У С Т А Н О В И Л: Канский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Терского сельсовета о признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства об организации дорожного движения и понуждении разработать и направить на согласование в ОГИБДД МО МВД России «Канский» проект организации дорожного движения на территории муниципального образования Терский сельсовет в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивирует тем, что на территории муниципального образования Терский сельсовет была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований закона об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений. В ходе проверки установлено, что администрацией Терского сельсовета требования федерального законодательства в части организации дорожного движения на территории населенных пунктов муниципального образования Терский сельсовет не выполняются. Так, до настоящего времени администрацией Терского сельсовета в ГИБДД не представлен проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, который должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенных пунктах: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасность сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. В результате чего, в настоящее время на территории муниципального образования дорожное движение надлежащим образом не организовано. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В судебном заседании прокурор поддержал свои исковые требования в полном объеме, просил признать бездействие органа местного самоуправления администрации Терского сельсовета по неисполнению обязанностей по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, и согласованию данного проекта с уполномоченным органом незаконным и обязать администрацию Терского сельсовета Канского района Красноярского края в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и направить на согласование в ОГИБДД МО МВД России «Канский» проект организации дорожного движения на территории муниципального образования Терский сельсовет, Канского района, Красноярского края. Представитель администрации Терского сельсовета Заметина Е.В. в судебном заседании требования прокурора признала, подтвердила, что действительно проект не был разработан из-за финансовых трудностей сельской администрации, бюджет которой является дотационным. Мероприятия же по содержанию дорог и их обустройству сельсоветом проводятся. Представитель ОГИБДД МО МВД России « Канский» Гусаров А.А. считает требования прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку вся работа по организации дорожного движения на территории муниципального образования Терский сельсовет в настоящее время ведется без соответствующего проекта организации дорожного движения. Дорожные знаки ставятся стихийно, демонтируются без документов, автобусные остановки находятся в необорудованных местах, что влияет на безопасность дорожного движения и приводит к негативным последствиям. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с ч.2 ст.1 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. К вопросам местного значения поселения, в соответствии с п.5 ч.14 ФЗ №131-ФЗ, относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст.50 ФЗ №131-ФЗ, в собственности поселений могут находиться, в том числе, и автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. В соответствии со ст.13 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, и осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами (ст.17 ФЗ №257-ФЗ). В соответствии со ст.6 ФЗ РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в компетенции органов местного самоуправления находится: решение вопросов обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу ст.21 ФЗ РФ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Согласно п.8.8 Приказа МВД РФ от 08.06.1990 года №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел РФ» в целях совершенствования условий дорожного движения проекты организации движения разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В соответствии с п. 5 ст. 7 Устава Терского сельсовета Канского района Красноярского края, к вопросам местного значения относится, в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. По сообщению начальника ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Канский», до настоящего времени администрации муниципальных образований Канского района, в том числе и администрация Терского сельсовета не представила в Государственную инспекцию дорожного движения проект организации дорожного движения на территориях населенных пунктов, которые должны содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, пешеходные переходы (дорожки), стоянки транспортных средств, тротуары и другие, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного движения. Доводы ответчика о том, что им проводятся мероприятия по содержанию автомобильных дорог, не опровергают доводов заявителя о бездействии Терского сельсовета по разработке проекта организации дорожного движения на территории муниципального образования, поскольку мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Соответствующего проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов муниципального образования Терский сельсовет в настоящее время не имеется, иная дорожная деятельность органа местного самоуправления не может подменить обязанность по составлению такого проекта. Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Канского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Терского сельсовета - удовлетворить. Признать бездействие органа местного самоуправления администрации Терского сельсовета Канского района Красноярского края по неисполнению обязанностей по разработке проекта организации дорожного движения на территории муниципального образования Терский сельсовет и согласованию данного проекта с уполномоченным органом - Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ - незаконным. Обязать администрацию Терского сельсовета Канского района, Красноярского края, разработать и направить на согласование в ОГИБДД МО МВД России « Канский» проект организации дорожного движения на территории муниципального образования Терский сельсовет, Канского района, Красноярского края, в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы в Канский районный суд. Судья- Н.В.Гришанина.