Решение об обязании устранения нарушений санитарного законодательства



Дело № 2-37/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

16 января 2012 года.                                                                                                г. Канск

Судья Канского районного суда Красноярского края Арефьев В.Н., при секретаре Калининой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела в г. Канске Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к индивидуальному предпринимателю Ткачевой <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственно - эпидемиологический надзор, № 556 от 29.07.2011 года и обязании устранить указанные в предписании нарушения в срок до 02.04.2012 года,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в отношении индивидуального предпринимателя Ткачевой И.С. составлен протокол об административном правонарушении за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные в торговом павильоне по реализации мяса и мясопродуктов «Мясо» по адресу: <адрес>. Для устранения выявленных нарушений выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

По истечении установленного срока при проведении в соответствии с распоряжением внеплановой проверки индивидуального предпринимателя Ткачевой И.С. выявлено неисполнение в установленный срок законного предписания должностного лица уполномоченного осуществлять государственный санитарный эпидемиологический надзор, а именно, не выполнены следующие пункты предписания:

- пункт 3 предписания в части обеспечения соблюдения температурного режима при хранении мясопродуктов в течении дня - в течении рабочего дня реализация мяса и мясопродуктов осуществляется на открытых торговых прилавках вне холодильного торгового оборудования.Торгового оборудования для реализации мяса и мясопродуктов (холодильных витрин,прилавков) нет;

- пункт 4 предписания в части обеспечения организации и осуществления мероприятий по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при реализации мяса и мясопродуктов - производственный контроль за соблюдением санитарных правил не выполняется.

Таким образом, выявлены сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства, не обеспечивающие безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

По факту невыполнения предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об АП. Данный протокол направлен по подведомственности мировому судье судебного участка № 38 в г. Канске.

Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с исковым заявлением к ИП Ткачевой И.С. с требованием о признании незаконным её бездействия, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственно - эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ и обязании устранить указанные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель истца Скрябина Л.Ю. поддержала заявленные исковые требования, указав на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик - индивидуальный предприниматель Ткачева И.С. с иском согласилась, пояснила, что заказала витрину, которая будет морозить продукцию. Указанные недостатки в основном явились следствием того, что нужны деньги и время на их устранение.

Заслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела: копию уведомления о проведении внеплановой проверки № НБ-3939 отДД.ММ.ГГГГ; копию распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ, копию служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ, копию протокола об административном правонарушении от отДД.ММ.ГГГГ, копию постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., копию предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ; копию сопроводительного письма к предписанию должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ № НБ-4092 от ДД.ММ.ГГГГ; копию служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ; копию уведомления о проведении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ № ОТ-5878 с отметкой о вручении; копию распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ; копию протоколаоб административномправонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ; копию акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ; копию определения о передаче материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности от ДД.ММ.ГГГГ, сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ № ОТ-6138; копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица; копию свидетельствао государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; копию постановления мирового судьи судебного участка № 38 в г.Канске от 19.12.2011 года, которым Ткачева И.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и ей назначен штраф в размере 1000 рублей, суд считает, что исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.      

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст.1 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

В силу ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 8 данного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

-выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

-разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

-обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

-осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

-проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

-своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

-осуществлять гигиеническое обучение работников.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования, а именно:

  • п. 7.2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» - обеспечить соблюдение температурного режима при хранении мяса и мясопродуктов в течении рабочего дня, путем наличия специализированного холодильного оборудования;
  • в соответствии со статьями 11, 32 Федерального закона № 52 - ФЗ, п. 14.1 СП 2.3.6.1066-01, п.п. 1.5, 2.1, 2.4, 2.7 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических)мероприятий» - обеспечить организацию и осуществление мероприятий про проведению производственного контроля, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-эпидемиологических (профилактических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при реализации мяса и мясопродуктов.

Таким образом, не соблюдая требования санитарного законодательства при осуществлении индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в торговом месте по реализации мяса и мясопродуктов в торговом павильоне «Мясо», ИП Ткачева И.С. нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Поскольку определить круг лиц, которым действиями индивидуального предпринимателя может быть причин вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг лиц является неопределенным.

В соответствии с тем, что в данном случае нарушаются интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, а этот факт не является экономическим спором, а также то, что неопределенный круг лиц не является субъектом спора, определенным ст. 27 АПК РФ, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов, рассмотрение данного дела подлежит в суде общей юрисдикции.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных кодексом и другими федеральными законами гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту неопределенного круга лиц.

Статья 46 ГПК РФ предоставляет органам государственной власти право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 52 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно -эпидемиологическогоблагополучия населения, что означает обязанность использования всего комплекса предоставленных полномочий, в том числе и обращение в суд для устранения сохраняющихся нарушений санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Суд также считает обоснованным и требования в части признания незаконным бездействия ИП Ткачевой И.С., которая в период со дня обнаружения у неё недостатков и до последней проверки не приняла мер к их устранению при том, что при достаточной степени добросовестности и ответственности могла бы их устранить.

В силу ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав, в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд с учетом обстоятельств дела считает необходимым принять признание иска ответчиком, поскольку доводы истца также подтверждаются материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление территориального отдела в г. Канске Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить:

- признать бездействие индивидуального предпринимателя Ткачевой Инны Сергеевны, выразившееся в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственно - эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,

- обязать индивидуального предпринимателя Ткачеву <данные изъяты>, устранить в торговом павильоне «Мясо», расположенном по адресу: <адрес>, нарушения:

- п. 7.2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» - обеспечить соблюдение температурного режима при хранении мяса и мясопродуктов в течение рабочего дня, путем приобретения и использования специализированного холодильного оборудования;

-нарушения ст. ст. 11,32 Федерального закона от 30.03.1999г № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п. 14.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п.п. 1.5, 2.1, 2.4, 2.7 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» - обеспечить организацию и осуществление мероприятий про проведению производственного контроля, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг при реализации мяса и мясопродуктов;

в срок до 02.04.2012 года.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ткачевой Инны Сергеевны в доход государства расходы по госпошлине в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня оглашения.

Судья Канского районного суда                           В.Н. Арефьев