Дело № 2-39/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 февраля 2012 года гор. Канск, Красноярского края Судья Канского районного суда Красноярского края Литвинова Л.П., при секретаре Попик С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к Краевому казенному учреждению социального обслуживания « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « Астафьевский» об устранении нарушений санитарного законодательства, у с т а н о в и л: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске обратился в суд с исковым заявлением к Краевому казенному учреждению социального обслуживания « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « Астафьевский» об устранении нарушений санитарного законодательства, мотивируя свои требования тем, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Безгодова Н.П. от 15 ноября 2010 года № 681 проведено санитарно-эпидемиологическое расследование обстоятельств и причин возникновения и распространения инфекционного (массового неинфекционного) заболевания ( отравления) в отношении Краевого казенного учреждения социального обслуживания « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « Астафьевский». В ходе проведенной проверки установлено, что согласно Уставу учреждения, КГКУ СО СРЦН «Астафьевский» для достижения целей осуществляет: профилактику безнадзорности и беспризорности, оказывает помощь несовершеннолетним и их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации. Учредителем КГКУ СО СРЦН «Астафьевский» является министерство социальной политики Красноярского края. Руководствуясь Федеральным законом от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 32 Федерального Закона от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся: создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Статья 51 вышеназванного Закона направлена на охрану здоровья обучающихся, воспитанников статьёй 51 регламентировано, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников. Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц. При проведении санитарно-эпидемиологического расследования обстоятельств и причин возникновения и распространения инфекционного (массового неинфекционного) заболевания (отравления) в отношении КГКУ СО СРЦН «Астафьевский» были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Для устранения выявленных нарушений юридическому лицу выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, № 1086 от 24 ноября 2010 года, со сроком исполнения 10 ноября 2011 года. На основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске главного государственного санитарного врача по г.Канску, Абанскому, Дзержинскому, Иланскому, Ирбейскому, Канскому, Нижнеингашскому, Тасеевскому районам Безгодова Николая Прокопьевича от 06 октября 2011 г. № 516, 17 ноября 2011 года в отношении КГКУ СО СРЦН «Астафьевский» проведена внеплановая выездная проверка по контролю за выполнением вышеуказанного предписания. К указанному сроку часть нарушений по предписанию не устранена, в частности: - по пункту 13 предписания - нарушение п. 6.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания» в части наличия протирочной машины для приготовления картофельного пюре, овощерезательной машины. Таким образом, выявлены сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства, не создающие условия и не обеспечивающие охрану и укрепление здоровья детей в реабилитационном центре, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. По факту невыполнения предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, № 1086 от 24 ноября 2010 года составлен протокол об административном правонарушении № 845 от 19 ноября 2011 года по части 1 статьи 19.5 КоАП. Данный протокол направлен по подведомственности мировому судье судебного участка №137 в Канском районе (определение о передаче материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности №1423 от 14 ноября 2011г.). Нарушение прав неопределенного круга лиц заключается в следующем. В соответствии с части 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человекаи отношения по организации и проведению санитарно- противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Таким образом, не соблюдая требования санитарного законодательства к условиям воспитания и обучения, КГКУ СО СРЦН «Астафьевский» нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Поскольку определить круг лиц, которым действиями КГКУ СО СРЦН «Астафьевский» по нарушению условий воспитания и обучения может быть причинен вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг лиц является неопределенным. Учитывая, что в данном случае нарушаются интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, а этот факт не является экономическим спором, а так же то, что неопределенный круг лиц не является субъектом спора, определенным ст.27 АПК РФ, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов, рассмотрение данного дела подлежит в суде общей юрисдикции. В соответствии с частью 2 статьи 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных кодексом и другими федеральными законами гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту неопределенного круга лиц. Статья 46 ГПК РФ предоставляет органам государственной власти право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно статье 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использования всего комплекса предоставленных полномочий, в том числе и обращение в суд для устранения сохраняющихся нарушений санитарного законодательства. В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства. В силу статьи 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом. В силу статьи 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Истец просит суд признать бездействие ответчика Краевого казенного учреждения социального обслуживания « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « Астафьевский», выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 24 ноября 2019 года № 1086 незаконным. Обязать Краевое казенное учреждение социального обслуживания « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « Астафьевский»,устранить: - нарушение п.п. 2.2.2, 2.2.6 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части наличия в учреждении помещения медицинского назначения в составе кабинета врача-педиатора, кабинета психоневролога, медицинской сестры, санитарного узла для^персонала, изолятора не менее чем на 2 палаты; - нарушение п. 2.4.20 СанПиН 2.4.1201-03 <<Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию л режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части оснащения туалетных помещений писсуарами не менее 1 на 5 мальчиков школьного возраста; - нарушение п. 2.4.19 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части оборудования туалетной комнаты для детей среднего и старшего школьного возраста унитазами Д1|я взрослых; - нарушение п. 2.4.21 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части оборудования унитазов закрывающимися кабинами; - нарушение п. 6.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания» в части наличия протирочной машины для приготовления картофельного пюре, овощерезательной машины. Срок исполнения вышеуказанных пунктов - установить не позднее 1 декабря 2012 года. Представитель истца Саленко С.Н. ( по доверенности) в судебном заседании требования, изложенные в иске, полностью поддержала. Ответчик Полотовская Е.В. - директор Краевого казенного учреждения социального обслуживания « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « Астафьевский», - иск признала частично, пояснив суду, что по пункту 1 предписания у них имеется договор на проведение камерной дезинфекции № 492 от 12.09.2011 года со сроком исполнения до 31.12.2012 года. По пункту 2 предписания она не согласно, так как согласно штатному расписанию Центра единицы врача педиатра и психоневролога в КГУК СО « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « Астафьевский» не предусмотрены. Центром заключены договоры безвозмездного оказания услуг с Канской городской детской больницей и Астафьевской участковой больницей об оказании необходимых медицинских услуг, то есть оборудование кабинета для непредусмотренных штатом единиц не целесообразно. По пункту 3 предписания комната личной гигиены девочек оборудована поддоном и в настоящее время установлено биде. Оборудование сушильными шкафами запланировано согласно перспективному плану на ноябрь 2012 года. По пункту 4 предписания устройство прачечной в соответствии с нормами СанПиНа запланировано на ноябрь 2014 года, но Центром предприняты меры по заключению договора с прачечной « Парнаса» с 01.01.2012 года на стирку белья. По пункту 9 предписания Центром приобретены 2 писсуара и 2 смесителя к писсуарам. По пунктам 10, 11 предписание выполнено: произведен капитальный ремонт канализации, проведены сантехнические работы, установлены унитазы, биде. Оборудование унитазов закрывающимися кабинками согласно перспективному плану запланировано на ноябрь 2012 года. По пункту 13 предписания с согласия Роспотребнадзора приобретен Центром миксер. Суд, заслушав ответчика, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит частичному удовлетворению. Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц. В соответствии с части 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человекаи отношения по организации и проведению санитарно- противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Как установлено в судебном заседании, при проведении санитарно-эпидемиологического расследования обстоятельств и причин возникновения и распространения инфекционного (массового неинфекционного) заболевания (отравления) в отношении КГКУ СО СРЦН «Астафьевский» были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Для устранения выявленных нарушений юридическому лицу выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, № 1086 от 24 ноября 2010 года, со сроком исполнения 10 ноября 2011 года. На основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске главного государственного санитарного врача по г.Канску, Абанскому, Дзержинскому, Иланскому, Ирбейскому, Канскому, Нижнеингашскому, Тасеевскому районам Безгодова Николая Прокопьевича от 06 октября 2011 г. № 516, 17 ноября 2011 года в отношении КГКУ СО СРЦН «Астафьевский» проведена внеплановая выездная проверка по контролю за выполнением вышеуказанного предписания. К указанному сроку часть нарушений по предписанию не устранена, в частности: - по пункту 13 предписания - нарушение п. 6.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания» в части наличия протирочной машины для приготовления картофельного пюре, овощерезательной машины. Суд считает, что доводы ответчика, о том, что требования истца по п.1, 2 предписанию не обоснованны, поскольку санитарным законодательством эти требования предусмотрены и невыполнение, несоблюдение их нарушают права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Однако суд приходит к выводу, что требования истца по бездействию ответчика по невыполнению предписания не нашли своего подтверждения, поскольку со стороны ответчика предпринимались меры по устранению выявленных недостатков, что подтвердила в судебном заседании ответчик, приобщив к материалам дела копии заключенных договоров, счета-фактуры на приобретение миксера, и другого кухонного оборудования, а также заключенного договора на проведение камерной дезинфекции. Согласно Постановлению мирового судьи судебного участка № 137 в Канском районе Красноярского края от 26.12.2011 года ( вступившим в законную силу) прекращено производство по делу в отношении КГКУ СО « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « Астафьевский» за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении № 845 от 19 ноября 2011 года), поскольку не установлена вина Центра, последним были приняты все необходимые меры для выполнения предписания. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске удовлетворить частично. Обязать Краевое казенное учреждение социального обслуживания « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних « Астафьевский» устранить: - нарушение п.п. 2.2.2, 2.2.6 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части наличия в учреждении помещения медицинского назначения в составе кабинета врача-педиатора, кабинета психоневролога, медицинской сестры, санитарного узла для персонала, изолятора не менее чем на 2 палаты; - нарушение п. 2.4.20 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию л режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части оснащения туалетных помещений писсуарами не менее 1 на 5 мальчиков школьного возраста; - нарушение п. 2.4.19 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части оборудования туалетной комнаты для детей среднего и старшего школьного возраста унитазами Д1|я взрослых; - нарушение п. 2.4.21 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части оборудования унитазов закрывающимися кабинами; - нарушение п. 6.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания» в части наличия протирочной машины для приготовления картофельного пюре, овощерезательной машины, в остальной части иска отказать. Срок исполнения вышеуказанных пунктов - установить не позднее 1 декабря 2012 года. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня вынесения. Председательствующий судья: Л.П. Литвинова