Решение об отказе в удовлетворении исковых требований об устранении нарушений санитарного законодательства



                                                                 Р Е Ш Е Н И Е                                     дело№2-120/2012

                                                   Именем Российской Федерации                                     

05 марта 2012 года                                                                                                            гор. Канск      

Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гришаниной Н.В., при секретаре Смагиной С.В., с участием главного врача МБУЗ «Браженская участковая больница» Левкиной Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Браженская участковая больница» об устранении нарушений санитарного законодательства

                                                                 УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске обратился в суд иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Браженская участковая больница» об устранении нарушений санитарного законодательства, мотивируя тем, что в ходе проведения в июле 2011 года плановой выездной проверки было установлено несоблюдение учреждением санитарного законодательства. С целью устранения выявленных нарушений, юридическому лицу было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 527 от 22 июля 2011 года со сроком исполнения до 26 января 2012 года. По истечении установленного срока, при проведении внеплановой проверки юридического лица МБУЗ «Браженская участковая больница», выявлено неисполнение в установленный в предписании срок пункта 2 в части обеспечения проведения дезинфекционной камерной обработки постельных принадлежностей после выписки больных, а также по мере загрязнения. Отсутствие дезинфекционной камеры в учреждении, договора с другими организациями, учреждениями на проведение дезинфекционной камерной обработки не представлено, т. е. не устранено нарушение требований п.11.20 главы 1 СанПин 2.1.3.2630 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

В связи с неисполнением предписания, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю просит признать бездействие ответчика - муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Браженская участковая больница», выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 527 от 22 июля 2011г. незаконным, и обязать муниципальное бюджетное учреждения здравоохранения «Браженская участковая больница», устранить допущенное нарушение до 02 июля 2012 года.

В судебное заседание представитель территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске не явился. В письменном ходатайстве, начальник территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске Н.П. Безгодов просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Роспотребнадзора.

Главный врач МБУЗ «Браженская участковая больница» Левкина Т.С. иск не признала пояснив, что для исполнения предписания были приняты все меры, но из-за отсутствия бюджетного финансирования не имелось возможности выполнить предписание в указанный в предписании срок. В настоящее время, 20 февраля 2012 года заключен договор с Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения « Иланская центральная районная больница» о дезинфекционной обработке постельных принадлежностей, то есть требование Роспотребнадзора, указанное в предписании выполнено. Срок действия договора - до 31 декабря 2012 года. По истечении данного срока договор будет перезаключен либо с этим же лечебным учреждением, либо с другим предприятием, в наличии у которого имеется дезинфекционная камера. Приобретать же дезинфекционную камеру для больницы нет необходимости из-за её дороговизны. До заключения договора она неоднократно обращалась в Управление здравоохранения администрации Канского района с ходатайством об оказании содействия в заключении договора на камерную дезинфекционную обработку постельных принадлежностей, о выделении средств на её приобретение, но её обращения остались без ответа. Одновременно были предприняты меры для выполнения предписания: был закуплен непроницаемый материал для обшивки матрацев для дальнейшей обработки их дезинфицирующим раствором, заключен договор с ООО « Коммунальщик» на стрику белья, что допускается п.11.20 СанПин.

Выслушав участников судебного заседания и исследовав материалы дела: копию распоряжения о проведении плановой выездной проверки МБУЗ « Браженская участковая больница» от 10.06.2011 г. № 3246; предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 22.07.2011г. № 527; уведомление о проведении 27.01.2012 года проверки (внеплановой); распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 27.12.2011 г. № 683; Акт проверки №73 от 27.01.2012 года; свидетельство о внесении записи в Единый госреестр юридических лиц и свидетельство о постановке на учет организации в налоговом органе; Устав МБУЗ « Браженская участковая больница»; протокол об административном правонарушении № 48 от 27.01.2012 года; постановление мирового судьи судебного участка №41 от 27.02.2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении МБУЗ « Браженская участковая больница» за отсутствием состава административного правонарушения; договор на оказание услуг по дез.обработке постельных принадлежностей от 20.02.2012 года между МБУЗ « Иланская центральная районная больница» и МБУЗ « Браженская участковая больница»; суд считает что заявленный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.

В силу ст.8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьей 50, настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства для устранения, несмотря на ранее принятые меры, сохраняющихся нарушений санитарного законодательства.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки в МБУЗ «Чечеульская участковая больница» в июле 2011 года было выявлено нарушение санитарно- эпидемиологического законодательства, об устранении которого 22.07.2011 года было вынесено предписание № 527, установлен срок для устранения нарушений до 26.01.2012 года. При проведении проверки исполнения предписания установлено, что п.2 предписания не исполнен.

Как установлено в суде, причиной неисполнения п.2 предписания явилось отсутствие бюджетного финансирования лечебного учреждения. Со стороны главного врача больницы были обращения в управление здравоохранения администрации Канского района о выделении денежных средств на приобретение дезинфекционной камеры, стоимость которой около 600 000 рублей, либо оказания содействия в заключении договора на дез.обработку. Однако средств больнице выделено не было, а собственных средств больница не имеет. Был закуплен непроницаемый материал для обшивки матрацев для их обработки дезинфицирующим раствором, заключен договор с ООО « Коммунальщик» на стирку постельного белья. Данные действия свидетельствуют о том, что больница не бездействовала, а принимала все необходимые меры для исполнения предписания, что является основанием для отказа в удовлетворении иска в этой части.

Согласно постановления мирового судьи судебного участка №41 по делу об административном правонарушении от 27 февраля 2012 года, в действиях МБУЗ «Браженская участковая больница» отсутствует состав административного правонарушения предусмотренный ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу прекращено.

Что касается требования о возложении обязанности устранения нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства, в части обеспечения проведения дезинфекционной камерной обработки постельного белья после выписки больных, а также по мере его загрязнения, то в связи с исполнением ответчиком данного требования, о чем свидетельствует договор от 20.02.2012 года на оказание услуг по дез.обработке постельных принадлежностей с МБУЗ « Иланская центральная районная больница», данное требование удовлетворению также не подлежит.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске в иске к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения « Браженская участковая больница» об устранении нарушений санитарного законодательства отказать.

      

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в месячный срок со дня принятия.

                                              Судья-                Н.В.Гришанина.