Дело № 2-69/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. 22 февраля 2012 года. г. Канск Судья Канского районного суда Красноярского края Арефьев В.Н., при секретаре Рыковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела в г. Канске Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Чечеульская детская школа искусств» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственно - эпидемиологический надзор, № 10 от 13.01.2012 года и обязании устранить указанные в предписании нарушения, УСТАНОВИЛ: 23 декабря 2010 года в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Чечеульская детская школа искусств» составлен протокол об административном правонарушении № 940 за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные в учреждении по адресу: Красноярский край, Канский район, с. Чечеул, ул. Октябрьская, 4. Для устранения выявленных нарушений юридическому лицу выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, № 10 от 13.01.2011 года со сроком исполнения до 01.12.2011 года. По истечении установленного срока при проведении в соответствии с распоряжением № 571 заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске от 17 ноября 2011 г. внеплановой проверки МБОУ ДОД «Чечеульская детская школа искусств» выявлено неисполнение в установленный срок законного предписания должностного лица уполномоченного осуществлять государственный санитарный эпидемиологический надзор, а именно не выполнены следующие пункты предписания: - по пункту 1 предписания - нарушение п. 3.9 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» в части оборудования отдельного санитарного узла для персонала; -по пункту 7 предписания - нарушение п. 5.3.6 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» в части оборудования в мастерских для занятий изобразительным искусством и резьбой по дереву умывальников с подводкой горячей и холодной; -по пункту 8 предписания - нарушение п. 5.6 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениямдополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» в части оборудования концертного зала для проведения музыкальных и танцевальных выступлений; Таким образом, выявлены сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства, не обеспечивающие безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. По факту невыполнения предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 10 от 13.01.2011 г. составлен протокол об административном правонарушении № 1014 от 23 декабря 2011 года по части 1 статьи 19.5 Кодекса РФ «об административных правонарушениях». Данный протокол направлен по подведомственности мировому судье судебного участка № 137 в Канском районе и принято постановление о прекращении производства по делу. Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Чечеульская детская школа искусств» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственно - эпидемиологический надзор, № 10 от 13.01.2012 года и обязании устранить указанные в предписании нарушения в срок до 01.09.2012 года. Представители истца Скрябина Л.Н. и Саленко С.Н. исковые требования поддержали в полном объёме, указав на обстоятельства дела, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, представитель истца Саленко С.Н. с учетом установленных в судебном заседании 22.02.2012 года обстоятельств уточнила срок устранения недостатков - до 01 февраля 2013 года. Представитель ответчика МБОУ «Чечеульская детская школа искусств» Косых И.К. с иском не согласился, суду пояснил, что на протяжении нескольких лет постоянно обращается в различные вышестоящие инстанции, в том числе в Канскую районную администрацию, в отдел культуры, в Правительство Красноярского края. Строительство концертного зала, подведение горячего водоснабжения требует огромных материальных затрат, а денег нет. В предписании имеется восемь нарушений, которые он в меру своих сил и средств устранил, но сантехобслуживание и строительство концертного зала не в его силах, так как согласно составленной сметы на это потребуется 1.800.000 рублей. То здание, которое сейчас занимает МБОУ ДОД «Чечеульская детская школа искусств» строилось в 1979 году под коттедж, то есть это не типовое здание, отсюда все проблемы. В 2012 году им обещали отстроить новое здание, а их временно переведут в здание бывшего Детского дома. В феврале месяце должен решаться вопрос с деньгами, а затем надо будет искать подрядчиков на выполнение работ. Сейчас МБОУ ДОД «Чечеульская детская школа искусств» занимает площадь 326 м2, а в здании бывшего Дома ребёнка площадь составляет 920 м2, так же там имеется приличный концертный зал, высокие потолки, что немаловажно для класса фольклора. Сейчас на обучении в МБОУ ДОД «Чечеульская детская школа искусств» находится 170 детей. Так же хочет обратить внимание суда, что в классе фольклора нельзя ставить жалюзи. Пол под линолеумом травмоопасен для класса хореографии. Всё вопросы и проблемы упираются в отсутствие денег. Имеется решение администрации Канского района о взятии на баланс здания бывшего Дома ребёнка. О каком подведении холодной и горячей воды говорить, если в том помещении, которое МБОУ ДОД « Чечеульская детская школа искусств» занимает сейчас, проваливается пол. Будет подведено холодное и горячее водоснабжение, тогда и остальные вопросы отпадут сами собой. Срок устранения всех недостатков по предписанию Роспотребнадзора нереален до 01.09.2012 года. Он не бездействовал, так как часть недостатков устранил, на остальную часть составил смету, которая утверждена и будет проплачена при наличии денег и формировании бюджета. Представитель третьего лица Администрации Канского района Гантимурова Е.А. пояснила, что здание Чечеульской детской школы искусств нетиповое - заселили туда школу давно, так как ничего другого не было. В настоящее время в собственность Администрации Канского района поступило здание в п. Чечеул, которое соответствует по площадям и которое в течение 2012 года планируется передать под школу искусств, но надо еще оформлять сметную документацию, выполнить там ремонт. Нельзя сказать о бездействии ответчика, так как денег в бюджете района на устранение выявленных недостатков не было. После получения предписания в 2011 году ответчик часть недостатков устранил, на часть недостатков составил смету, которая утверждена. До этого Роспотребнадзор ни разу не делал замечаний при проведении проверки, только выявил их в 2011 году, после чего ответчик тут же начал их устранять. Постановлением мирового судьи от 27.01.2012 года, которое имеет законную силу, также установлено, что в действиях ответчика нет состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», так как он не имел фактически возможности устранить недостатки в указанный в предписании срок. Свидетель Косых Е.И. пояснил, что по вопросу о решении проблем с концертным залом постоянно бьются, обращались даже к министру культуры. В здании, которое сейчас занимает МБОУ ДОД «Чечеульская детская школа искусств» нет подводки горячей воды, так как это не типовое здание, оно уже от времени приходит в негодность, там даже пол проваливается. Свидетель Косых Г.М. пояснила, что директор МБОУ ДОД «Чечеульская детская школа искусств» на протяжении многих лет бьётся с решением материальных проблем в данном учреждении, обращается во все инстанции. Его работу нельзя назвать бездействием. В классе фольклора нельзя устанавливать жалюзи, так как они отрицательно влияют на голосовые связки. В этом классе допускается только ситец. Заслушав представителей истца, представителя ответчика, представителя третьего лица,свидетелей, исследовав материалы дела: распоряжение о проведении плановой проверки от 01.12.2010 года, уведомление о проведении внеплановой проверки от 02.12.2010г., протокол об административном правонарушении № 940 от 23.12.2010 года в отношении юридического лица, протокол об административном правонарушении № 941 от 23.12.2010 года в отношении должностного лица, предписание № 10 от 13.01.2011 года, распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки № 571 от 17.11.2011г.; уведомление о проведении проверки, протокол осмотра помещений от 08.12.2011 года, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 08.12.2011 года, протокол об административном правонарушении № 1014 от 23.12.2011 года, акт проверки № 893 от 23.12.2011 года, определение о передаче материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности № 1532 от 26.12.2011 года, справку, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Чечеульская детская школа искусств» лица, смету на проведение ремонта, справку об обращении директора школы в Администрацию Канского района по строительству пристройки концертного зала, письмо начальника Управления Роспотребнадзора Куркатова С.В., постановление мирового судьи судебного участка № 137 в Канском районе от 27.01.2012 года о прекращении производства по делу в отношении МБОУ ДОД «Чечеульская детская школа искусств» за отсутствием состава правонарушения, суд считает, что исковое заявление обоснованно частично и подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям: Согласно ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст.1 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно ст. 8 данного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: -выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; -разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; -обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; -осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; -проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; -своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; -осуществлять гигиеническое обучение работников. Таким образом, не соблюдая требования предписания, ответчик нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Поскольку определить круг лиц, которым указанным бездействием может быть причин вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг лиц является неопределенным. В соответствии с тем, что в данном случае нарушаются интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, а этот факт не является экономическим спором, а также то, что неопределенный круг лиц не является субъектом спора, определенным ст. 27 АПК РФ, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов, рассмотрение данного дела подлежит в суде общей юрисдикции. Согласно ст. 52 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно -эпидемиологическогоблагополучия населения, что означает обязанность использования всего комплекса предоставленных полномочий, в том числе и обращение в суд для устранения сохраняющихся нарушений санитарного законодательства. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства. Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия), органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему на праве собственности имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как видно из представленного п. 1.4 Устава собственником имущества и учредителем Учреждения является муниципальное образование Канский район. Полномочия учредителя от имени муниципального образования Канский район осуществляет администрация Канского района. Согласно п.1.6 Устава Учреждение является юридическим лицом, обособленное имущество, лицевые счета в территориальном органе, казначейства Красноярского края… Согласно п.1.8 Устава Учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника, учредителя и назначением имущества. В п.1.9 Устава указано, что Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением собственником этого имущества или приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества Учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения. В ходе судебного разбирательства бесспорно установлено, что бездействие со стороны ответчика отсутствует, поскольку ответчиком после получения предписания производились достаточные в своей совокупности действия к устранение недостатков, которые не привели к полному их устранению по причине наличия причин, от воли ответчика независящих. Это подтверждается как материалами дела, так и постановлением мирового судьи. Ответчик в судебном заседании привел веские доказательства того, что принимал достаточные в своей совокупности меры для устранения недостатков в указанный в предписании срок. В части требований об устранении недостатков суд считает необходимыми их удовлетворить по указанным выше обстоятельствам - а именно, что обнаруженные и неустраненные недостатки, выявленные в ходе проверки и указанные в предписании, неисполненные в указанный срок, нарушают права неопределенного круга лиц на здоровье и благоприятную окружающую среду. В силу ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав, в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворитьисковые требования территориального отдела в г. Канске Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю частично: обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Чечеульская детская школа искусств», расположенное по адресу: ул.Октябрьская № 4 с. Чечеул Канского района Красноярского края, устранить нарушения: - нарушение п. 3.9 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» - оборудовать отдельный санитарный узел для персонала; - нарушение п. 5.3.6 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» - оборудовать в мастерских для занятий изобразительным искусством и резьбой по дереву умывальники с подводкой горячей и холодной воды; - нарушение п. 5.6 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениямдополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»- оборудовать концертный зал для проведения музыкальных и танцевальных выступлений; в срок до 01.02.2013 года. В удовлетворении требования истца о признании бездействия Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Чечеульская детская школа искусств», выразившееся в неисполнении предписания должностного лица № 10 от 13.01.2011 года незаконным - отказать. Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Чечеульская детская школа искусств» в доход государства расходы по госпошлине в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня оглашения. Судья Канского районного суда В.Н. Арефьев